Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Заседание научного сообщества магистров стиха

Заседание научного сообщества магистров стиха

Тема занятия: «Заседание научного общества Магистров стихосложения» Тип занятия: открытие новых знаний и обобщение пройденного материала Форма проведения: моделируется заседание Совета учёных с привлечением магистров стихосложения (учащихся старших классов), формируются 4 группы с учётом личностных особенностей участников, в каждой группе докладчик, оппонент, рецензент. Цель урока: теоретическое обобщение учебного материала; формирование знаний о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения, стихотворных размерах; воспитание любви к поэзии, развитие творческих способностей. Задачи урока: 1.предметные:  познакомить с силлабо-тонической системой стихосложения;  закрепить понятие «двусложные размеры»;  формировать умение определять стихотворный размер и способа рифмовки;  формировать умение отличать двусложный размер от трехсложного;

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе

«Заседание научного общества Магистров стихосложения»

Учитель русского языка и литературы: Чепикова Людмила Николаевна

Тема занятия: «Заседание научного общества Магистров стихосложения»
Типзанятия: открытие новых знаний и обобщение пройденного материала

Форма проведения: моделируется заседание Совета учёных с привлечением магистров стихосложения (учащихся старших классов), формируются 4 группы с учётом личностных особенностей участников, в каждой группе докладчик, оппонент, рецензент.

Цель урока: теоретическое обобщение учебного материала; формирование знаний о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения, стихотворных размерах; воспитание любви к поэзии, развитие творческих способностей.

Задачи урока:

1.предметные:

  • познакомить с силлабо-тонической системой стихосложения;

  • закрепить понятие «двусложные размеры»;

  • формировать умение определять стихотворный размер и способа рифмовки;

  • формировать умение отличать двусложный размер от трехсложного;

2. метапредметные:

  • Познавательные:

  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;

  • формировать умение определять уровень усвоения учебного материала;

  • Регулятивные:

  • формировать умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

  • уметь определять учебную задачу;

  • развивать умение высказывать свою точку зрения на основе учебного материала;

  • формировать умение осуществлять самоконтроль.

  • Коммуникативные:

  • умение полно и точно выражать свои мысли;

  • умение работать в группах;

  • умение договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе занятия

  • Личностные:

  • развитие мотивации учебной деятельности, творческих способностей;

  • развитие интереса к анализу стихотворного произведения

  • развитие самостоятельности и коллективизма, доброжелательного, толерантного отношения к другим ученикам, эмоциональной отзывчивости;

Планируемый результат:

  • закрепят знания о двусложных размерах;

  • получат знания о трехсложных размерах;

  • научатся отличать двусложные размеры от трехсложных;

  • оценят результаты своей деятельности и соотнесут их с целью урока.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: модельный метод образования, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии:

  • технология системно-деятельностного подхода;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

  • карточки для выполнения задания;

  • компьютер;

  • мультимедийный комплекс;

  • презентация.

Ход занятия

«Заседание научного общества Магистров стихосложения»

Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьёзных, всемирно известных учёных, работающих над важнейшими вопросами в области литературы. Уважаемые коллеги-филологи, поздравляю вас с первым в вашей жизни учёным советом. Желаю докладчикам удачно блеснуть своими знаниями, оппонентам задать свои вопросы. Но перед тем, как начать наше заседание, следует определить последовательность творческих выступлений. Я раздам каждой группе задание на соответствие (стихотворение, автор), у вас получится набор цифр – номер телефона. Прошу в группах приготовить один телефон, задание на столах. Итак, я жду первого вашего звонка!

Спасибо, телефоны прошу поставить в беззвучный режим. Начинаем! «Заседание научного общества Магистров стихосложения» объявляется открытым.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте о чём идёт речь.Слайд

«Разберитестихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если всё же останется что-то,
Это и будетпоэзия».

Мы сегодня будем говорить о поэзии, точнее малом жанре - стихотворении.

Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)

Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

А чем пользуется поэт? (Словом.)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Если бы всё было так просто…Ни в одном деле без теории далеко не уедешь. Конечно, можно построить дом, не зная основ строительства. Вот только этот "дом" будет больше похож на конуру или обычный шалаш и простоит неделю-другую.  Прежде чем начинать творить, мы с вами поговорим о великом искусстве стихосложения. Познакомимся с системами стихосложения, вспомним двусложные размеры, познакомимся с трёхсложными, потренируемся в определении способа рифмовки и видами рифм и попробуем сами стать поэтами.

Повестка. « Великое искусство стихосложения»

Проблемный вопрос: Каждый ли человек может сочинять стихи?

1. Силлабо – тоническая система стихосложения.

2.Двусложные размеры стихотворения.

3.Трёхсложные стихотворные размеры.

4.Какие бывают рифмы? Способы рифмовки?

А зачем нам это нужно? Знакомство с пирамидой МАСЛОУ – межпредметная связь.Слайд.

Пирамида потребностей по Маслоу. Это название иерархической модели потребностей человека. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда

  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Духовные:познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Я возвращаюсь к вопросу, зачем нам это нужно?

Чтобы реализовать свою духовную потребность.

Давайте представим структуру стихотворения в виде пирамиды и назовём «Пирамида стихосложения».

Вывод: стихосложение –это наука и искусство, это соединение теоретических знаний в высшем её проявлении-духовности –пик пирамиды. СТИХ короткий.

1.Ребята, вы слышите разговор. К нам в гости идут великие учёные - магистры теории стихосложения.

Великий магистр. Я пригласил вас сюда, господа, с тем , чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. Дело в том, что русский стих находится в затруднительном положении. В древнерусской литературе стихотворства не было, оно было только в УНТ.В 17 веке у нас появилось противопоставление проза-поэзия. И наш с вами святой долг определить путь развития русского стиха. С вашего позволения, я попрошу изложить свою концепцию знаменитого составителя Словенской грамматики Милетия Смотрицкого. СЛАЙД

Милетия Смотрицкий. Почтеннейшие господа, стих русский, по моему мнению, должен строиться как в древнегреческом и латинских языках - тоническое стихосложение-сочетание долгих и кратких звуков.

Оппонент .Позвольте задать несколько вопросов Милетию Смотрицкому. Что же является основным принципом вашей меры стиха?

М.С.Долгота и краткость.

О.А на каком основании делили вы русские гласные на долгие и краткие?

М.С. Я делал это производно.

О.Уважаемая аудитория, скажите, в каких языках приемлема тоническая система?

Ученик. Там, где есть различие долгих и кратких слогов.

О. В русском языке нет долгих и кратких слогов, а есть ударные и неударные слоги. Ваша система неприемлема для русского стиха.

Великий магистр. Прошу внести это в протокол. Поелику отвергнуто вами предложение сие было безоговорочно, позвольте предложить вашему вниманию иное воззрение на судьбу русского стиха, изложить которое пожелал первый поэт русский Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий.Почтеннейшие господа! Непонятно мне, почему в поисках образца вы обращаетесь к древним культурам, почему не позаимствовать нам польское стихосложение, называемое силлабическим (слоговое). За меру стиха берётся слог, а ударение не имеет никакого значения, а в польском оно всегда бывает предпоследним.

О.Уважаемая аудитория, в русском языке также незначимо ударение? Оно важно, оно подвижно, оно играет смыслоразличительную роль (замок-замок).Уважаемый Симеон Полоцкий ваше предложение нам не подходит.

Великий магистр. Прошу внести это в протокол. Уважаемые коллеги мы с вами оказались в затруднительном положении. Василий Кириллович Тредиаковский в своём творческом трактате предлагает «Новый и краткий способ к сложению стихов российских». Вы что-то хотите сказать, уважаемый Михаил Васильевич Ломоносов?

М.В.Ломоносов.

Уважаемые коллеги! До сих пор у нас делались попытки приспособить к языку российскому стихосложение, свойственное другим народам. Стих мерить должно не через слог, а через стопу, состоящую из двусложных или 3-трёхсложных слогов, ударных или безударных. В рифме российской ударение может падать на последний и предпоследний слог и более. И сочетаться стихи могут по-разному, перемешивая рифмы мужские и женские. Называется такая система силлабо-тоническая.

О.Уважаемые коллеги, из всех перечисленных нам систем стихосложения концепция уважаемого Михаила Васильевича представляется наиболее убедительной, ибо создана она сообразно с природными нашего языка свойствами. Именно силлабо-тоническая система стихосложения должна служить образцом для российского стиха.

Великий магистр. Запишите в протокол.

Пирамида стиха. Нижняя часть- силлабо-тоническая система стихосложения.

Сейчас предоставим слово докладчикам.

2 группа. Двусложные размеры стихотворения.

1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

3 группа. Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. 
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

4 группа. Какие бывают рифмы? Способы рифмовки?
Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.

  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.

  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.

  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

-смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

-перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

-кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.


3.Закрепление изученного материала. 
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха. 
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури! 
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой 
Влажную землю в лесу...
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко 
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори! 
Как эта лампада бледнеет 
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий 
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана, 
Лишь звёзды блеснут в небесах, 
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы. 
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.


Итоги урока:
-С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен /
4. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным /

Заключительное слово учителя . В период серебряного века некоторые поэты считали, что поэзия – это высокое ремесло и ему можно научиться. Конечно, необходим талант, но учиться делать стихи - работать необходимо. И эти поэты организовали свое общество, которое назвали « Цех поэтов».

Поэзия такая же наука, как, скажем, математика. Не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в момент творчества. Я не обещаю, что вы станете поэтами, я не могу вдохнуть в вас талант, если у вас его нет. Но вы станете прекрасными читателями, а это уже очень много!

Сегодня вы поработали на славу. Я надеюсь, что вы теперь сможете без труда сочинять стихи, ведь законы построения стихов вам известны. Желаю вам вдохновения и творческого подъема!

Стихи - сосуд, в котором наши чувства 
Приобретают контуры души, 
Писать стихи - великое искусство: 
- Не веришь? Ну, попробуй, напиши! 

Строка должна звенеть как колокольчик, 
Красивой быть, как ива у пруда, 
И чем стихи пронзительней и звонче, 
Тем больше в них заложено труда 

Слова в строке, как камушки морские, 
Обкатаны и сглажены не раз, 
Поэт - пловец, поэзия - стихия, 
А остров назначения - Парнас. 

И чтоб стихи, взлетая словно птицы, 
Могли в подлунном мире уцелеть, 
Над каждым словом надо потрудиться, 
И каждою строкой переболеть. 

Г. Ужегов 


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект занятия по литературе в 6 классе «Путешествие в домик станционного смотрителя» Цель урока: познакомить учащихся с историей создания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», подготовить к восприятию и анализу нравственных ценностей произведения. Задачи: - создать условия для развития навыка выразительного чтения, инсценирования, умения составлять отзыв, развития творческого мышления; - воспитание интереса к литературе как учебному процессу, интереса к чтению, к истории своего народа. Оборудование: 1. портрет А.С.Пушкина, презентация «Карта путешествий А.С.Пушкина»; 2. рисунки детей (иллюстрации); 3. видеофильм «Краеведческий музей г. Нижняя Тура»; 4. презентация «Иллюстрации музея д. Выра (Санкт-Петербург)» 5. музыкальное оформление. Учитель заранее готовит экскурсоводов, инсценирование эпизода «Приезд Минского», индивидуальное творческое задание, снимает фильм «Краеведческий музей г. Нижняя Тура».
0 ₽
Тема занятия: «Заседание научного общества Магистров стихосложения» Тип занятия: открытие новых знаний и обобщение пройденного материала Форма проведения: моделируется заседание Совета учёных с привлечением магистров стихосложения (учащихся старших классов), формируются 4 группы с учётом личностных особенностей участников, в каждой группе докладчик, оппонент, рецензент. Цель урока: теоретическое обобщение учебного материала; формирование знаний о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения, стихотворных размерах; воспитание любви к поэзии, развитие творческих способностей. Задачи урока: 1.предметные:  познакомить с силлабо-тонической системой стихосложения;  закрепить понятие «двусложные размеры»;  формировать умение определять стихотворный размер и способа рифмовки;  формировать умение отличать двусложный размер от трехсложного;
0 ₽
Проектный метод обучения в настоящее время все чаще рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования. Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике. Использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической, развитию познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
0 ₽