Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. Методическая разработка занятия с элементами тренинга на тему: «Секреты позитивного общения»

Методическая разработка занятия с элементами тренинга на тему: «Секреты позитивного общения»

Методическая разработка с элементами тренинга направлена на профилактику межличностных конфликтов в коллективе у людей с нарушением интеллекта. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями у людей с нарушением интеллекта. Необходимость формирования положительного опыта общения у людей с нарушением интеллекта обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Часто, люди с данной патологией не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга»

РАЗРАБОТАНО

специалистом по социальной работе

социально-трудового отделения для людей с нарушением интеллекта

________________________ Л.В. Лобачевой

_________________202__г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Протокол № ___ от ________ 202___ г.

Председатель _______ Е.Д. Филиппова

Секретарь МС________ Т.А. Разумова

Методическая разработка

занятия с элементами тренинга на тему: «Секреты позитивного общения»

Лобачева Лариса Викторовна,

специалист по социальной работе

социально-трудового отделения

для людей с нарушением интеллекта

Санкт-Петербург

2023

Методическая разработка

Занятия с элементами тренинга на тему: «Секреты позитивного общения»

Профилактика межличностных конфликтов в коллективе у людей с нарушением интеллекта.

Актуальность

Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями у людей с нарушением интеллекта. Необходимость формирования положительного опыта общения у людей с нарушением интеллекта обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Часто, люди с данной патологией не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Цель: развитие коммуникативных компетенций людей с нарушением интеллекта, развитие навыков позитивного общения реабилитантов.

Задачи:

  1. Создать условия для реабилитантов в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Методы работы: игры, упражнения, работа в парах, беседа.

Время работы – 45 минут.

Состав участников: 10 - 12 человек.

Материальное обеспечение:

Для проведения занятия: столы, стулья (по количеству участников), плакат А3.

Тип занятия: занятие с элементами тренинга.

Список литературы

  1. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: - СПб. Реноме, 2012. - С. 206.

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб, пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.

  2. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. - Волгоград: Учитель, 2014. - 238 с.

  3. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 126

  4. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2006. - С. 223

  5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№1. - С.54.

  6. Сериков Г.В. Мир различий /Сборник упражнений для учащихся образовательных школ / Г.В. Сериков. - Воронеж, 2004.

  7. Электронный ресурс. [Режим доступа] URL:http://azps.ru/.

Ход занятия:

I. Вступительная часть. Организационный момент.

Реабилитанты, садятся на стулья в полукруг.

Ведущий:

- «Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на занятии. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих товарищей. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»

Перед тем как начать занятие я предлагаю сделать одно упражнение, оно называется «Чем мы похожи?»

Разминка: Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива.

Ведущий находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку.

Например,:"Оксана, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)".Оксана таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу. А теперь станьте, пожалуйста, возле своих стульчиков, и по очереди поздоровайтесь друг с другом, но только разными способами (проговорить способы: обнять, пожать руку, кивнуть головой, помахать друг другу),

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить про общение и правилах общения «Секретах позитивного общения».

Теоретический блок Основная часть по теме

Беседа: виды общения – вербальное и невербальное.

Цель: актуализировать знания о способах общения, его видах.

Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

- «Что такое общение

- Как Вы думаете, а что такое общение?

Общение - это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения.

-Ребята, как вы думаете, нужно ли учиться общению? (Ответы.)

-Как вы считаете, для чего это нужно? (Для того чтобы понять другого человека). Общаться можно не только при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные. Т.е. способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты. Продолжение основной темы

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства.

Вот и узнали один из секретов общения.

Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Подсказки группе:

от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка!

Вот такой простой, но ценный секрет общения:

Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им.

И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям.

Задание: нарисуйте на пустом стикере улыбку, от которой нам станет теплее и наклейте на плакат «Наши улыбки».

Игра «Имена»

Цель: сближении участников тренинга.

Для того чтобы общение на занятии прошло успешно, нам с вами необходимо вспомнить свои полные имена. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно называют свое полное имя.

Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? (Нет) Действительно, это не поможет. Давайте по очереди проговорим ваши имена (по кругу).

При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.

Вот еще один наши простой секрет:

  1. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы».

  2. Не забывайте вежливо здороваться - приветствовать, прощаться, извиняться.

Упражнение «Вербально-невербально»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

  1. Постройтесь по имени от самого короткого имени до самого длинного имени. (Молча)

  2. Следующее задание немного посложнее: работать вы должны будете молча! Итак, внимательно посмотрите друг на друга и постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (справа) до самых светлых (слева).

3. И последнее третье задание, самое сложное. Его вы выполняете с закрытыми глазами! Постройтесь по росту – от самых низких (слева) до самых высоких (справа). При этом можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Хорошо!

Упражнение «Комплименты»

Цель: Расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.

Я предлагаю Вам сыграть в игру: «Давайте говорить друг другу комплименты «Как здорово получилось, правда, ребята?  А вот если бы эту игру назвали так: «Давайте говорить друг другу неприятные слова и всякие гадости».

Вам бы понравилась такая игра? Почему?

Вот наши следующие секреты общения:

1. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.

2. Старайтесь не говорить о людях дурно.

А теперь попробуем разрешить проблему, возникающую у нас во время общения.

Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?

  1. Невежливо во время разговора отводить кого – ни будь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Сказка «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? ««Я знаю», — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «– «Хорошая идея», — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. ««Вы оба неправы», — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. ««Вы все неправы», — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

- Молодцы, вы правы.

•Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

•Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.

•А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Рефлексия

Цель:развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

- Вот и подошло наше общение к концу.

- Что узнали нового? 

- Чему научились? 
- Что было главным в нашем занятии?

- Что вызвало трудности?

- Что вы для себя возьмете из сегодняшнего занятия?

Упражнение «Рукопожатие»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. 

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение.

Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, обращаемся со словами «… мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо …, мне тоже!»

Заключение

Спасибо вам большое, что пришли на занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Целью данной методической разработки для лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта является сплочение коллектива. Задачи: 1. Развивать умение понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию. 2..Создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений.
0 ₽
Методическая разработка с элементами тренинга направлена на профилактику межличностных конфликтов в коллективе у людей с нарушением интеллекта. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями у людей с нарушением интеллекта. Необходимость формирования положительного опыта общения у людей с нарушением интеллекта обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Часто, люди с данной патологией не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
0 ₽