Сюжетно – ролевая игра
«СПЛОЧЕНИЕ и ДОВЕРИЕ».
Цель: Способствовать сплочению коллектива.
Задачи
1. Развивать умение понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию.
2. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений.
Ход занятия:
На сегодняшнем занятии, я хочу поговорить с вами о таком понятии, как
«доверие». Как вы его понимаете? (Высказывания ребят). А вот как это понятие объясняют в своих толковых словарях С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова и Даль:
ДОВЕРИЕ, -я, ср. Уверенность в чьей-н. добросовестности, искренности, в
правильности чего-то.
- Что такое доверие и почему оно так важно?
Человек, вступая в новый коллектив хочет, чтобы доверие в отношениях, особенно в новых, присутствовало максимально, чтобы ему доверяли всецело, и чтобы он тоже мог положиться на другого.
Люди, получившие уже горький опыт в этой жизни, начиная новые отношения, задают себе вопрос: мы так часто все теряем, стоит ли доверять на этот раз? Ведь доверие в отношениях стоит наравне с честностью, любовью и верностью.
- Какому человеку вы бы доверяли?
- Что должно быть в человеке, чтобы вы ему доверяли? Скорее всего, он должен быть глубоко порядочным, следовать моральным и этическим нормам, выполнять обещания, быть честным и трудолюбивым.
Доверие в отношениях — это не что-то, возникающее, само собой. Его нужно заслужить.
Доверие определяется тем, насколько ценными люди выглядят в глазах - друг друга, насколько им комфортно и спокойно друг с другом. Как получить доверие?
- Как сделать это? Как получить, например, авторитет в глазах своих одноклассников? Как быть тем человеком, которому вы бы сами доверили все что угодно на свете?
Пошли бы вы с самим собой в ту самую разведку? Когда человек чувствует это в себе, другие тоже чувствуют это в нём, и тогда к нему прислушиваются и доверяют. Поступайте так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами.
Будьте достойны доверия и побуждайте других демонстрировать, что они надежные люди, чтобы они сами соответствовали этому статусу. И ваша жизнь будет обладать большим качеством и приносить большую радость.
- Как восстановить доверие в отношениях?
Можно ли войти в одну реку дважды, дать отношениям второй шанс, не наступая снова и снова на одни и те же грабли? Рассмотрим вариант, когда доверие в отношениях утрачено.
Именно это и называется предательство — измена в ответ на доверие. Если тот, кто потерял доверие, хочет исправить ситуацию, ему придется нелегко. Вопреки общепринятому мнению, что доверие в отношениях восстановить нельзя, кое-что по этому поводу сделать можно. И можно постепенно вернуть то, что было потеряно.
Первое что нужно сделать — это понять, кем вы являетесь, хотите ли вы являться им дальше — выбрать направление действий.
Дальше нужно исправить ситуацию, сделав соразмерный вклад в отношении того, кому причинили вред. Нужно быть честным, открытым, выяснить и действительно признать свои ошибки и выработать твердое правило, чтобы они не повторялись. Используйте для этого самодисциплину.
ОБЩЕНИЕ— тот универсальный инструмент, с помощью которого можно решить все что угодно. Но в нем важно не просто уметь слушать. Нет. Нужно еще и понимать, что человек говорит, а также давать понять человеку, что его услышали, т.е. дать подтверждение и отвечать.
Конечно, бывает тяжело. И бывает, что руки опускаются. Но если кто-то виноват и не исправился, то он не имеет права требовать особого отношения к себе. Нужно терпеливо переносить трудности, работать над собой и использовать самодисциплину, чтобы ситуация не повторялась.
- Ребята, а вы любите играть? Назовите свои самые любимые игры. (отвечают.)
Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников? Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения. Это игры на доверие.
Игра "Гусеница"
Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
Описание игры: - Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Игра «Через пороги»
Цель: Развитие доверия, тренировка умения управлять другим человеком и действовать по командам партнера при невозможности самостоятельно получить нужную информацию, необходимости положиться на него.
Описание: Участники садятся в свободный круг диаметром не менее 4-5 метров. Один доброволец изображает «корабль, идущий через каменистые пороги», второй – «капитана корабля». Пороги изображаются с помощью 5-6 стульев, выставленных в середине круга, туда же выходят еще несколько желающих, изображающих «скалы».
Задача «корабля» – пройти с закрытыми или завязанными глазами через эти препятствия в «гавань» (к участнику, расположенному с противоположной стороны круга). «Капитан» руководит его движениями, подавая команды с помощью голоса. Потом партнеры меняются ролями.
Упражнение может повторяться несколько раз с различными добровольцами.
Обсуждение:
Кому больше понравилась роль «корабля», а кому «капитана», чем именно?
Какие эмоции возникали в одной и в другой роли?
Что за качества должен проявлять один и другой партнер для успешного выполнения этого задания, в каких реальных жизненных ситуациях нужны такие же качества?
Игра «Поезд»
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Описание игры: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение:
Кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
Игра «Тигр, мышь и слон»
Цель: Тренировка уверенного поведения
Описание игры: Игра, в которую легко вовлекаются даже самые, робкие участники. Участники делятся на две равные команды.
В каждом круге игры каждая команда выбирает одного из трех зверей: тигра, мышь или слона. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон прогоняет тигра, мышь прогоняет слона. Животных можно изобразить следующим образом:
тигр – руки вытянуты вперед, словно лапы, угрожающе рычит;
мышь – передвигается присев, руки на голове (подрагивают, как дрожащие ушки), негромко попискивает;
слон – туловище слегка наклонено вперед, руки со сложенными ладонями раскачиваются вперед-назад, словно хобот, исполнен достоинства и молчалив.
Команды собираются у противоположных стен помещения, за минуту участники должны договориться между собой, какого зверя они будут представлять в первом раунде.
Когда решение принято, все начинают громко считать: раз.., два...
На счет «три» члены обеих команд быстро принимают позы, символизирующие выбранного зверя. Теперь становится ясно, какой «зверь» в состоянии прогнать другого. Если обе команды выбрали одно и то же животное, победителя нет. Команда, выигравшая три раза подряд, получает аплодисменты.
Игра «Дотронься до»
Описание игры: По команде ведущего необходимо дотронуться до какого-либо цвета, материала (дерево, железо, кожа и др.) или до чего-то ещё (может быть до кого-то в отряде). Касаться нужно непременно на ком-то или чем-то, на себе дотрагиваться нельзя.
Игра «Агенты 007»
Цель:Умение слушать окружающих и координацию совместных действий.
Описание игры: Место проведение: лужайка.
Оборудование: баночки от фотопленки + например: песок, крупа, камушки, монета, галька, шурупы маленькие, вода и т.д..
Рекомендация: возможно негромкое музыкальное сопровождение или игра проводится во время дискотеки.
Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть камушки, песок, соль мука и т.д. Задача участников - не открывая баночку, по звуку, найти свою пару.
Игра «Встаньте в круг»
Цель: Упражнение направлено на взаимодействие друг с другом, умение слушать окружающих и координацию совместных действий. Если у отряда не получается пройти упражнение, прервите игру и дайте им минуту на обсуждение дальнейших действий.
Описание: Ведущий просит участников собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по комнате, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, чтобы не слышать направления перемещения друг друга. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Игра: «Слепой и поводырь»
Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить по классу, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.
Комментарий: задание можно усложнить, предложив «поводырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и т.д. Через 5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.
Обсуждая игру, можно поговорить с учениками о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию?
Игра: «Прогулка с компасом»
Описание игры: как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один человек – «турист» (ведомый), а второй – «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» встает сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» – передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» – направлять его движение.
Игра «Робот»
Описание игры: игра проходит в парах. Один человек в паре – «робот», второй – «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие ребята меняются ролями.
Игра «Зеркало»
Описание игры: играющие разбиваются на пары и встают или садятся друг напротив друга. Первый в паре – «человек», второй – «зеркало». «Человек» начинает медленно, плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
Рефлексия
Наша игра подошла к концу. Сегодня мы с вами говорили о доверии, о том, как важно, чтобы люди доверяли друг другу, потому что очень тяжело жить и находиться в том обществе, где между людьми нет этого важного качества, а значит нет и понимания. Я надеюсь, что сегодня игры помогли вам понять значение доверия.