Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Межшкольный учебный комбинат»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Педагог дополнительного
образования,
Захарова Т.Г.
В работе с молодыми специалистами в Учреждении дополнительного образования детей необходимо руководствоваться нормативными документами федерального, регионального, муниципального и локального уровней. «Под молодыми специалистами понимаются лица в возрасте до 30 лет педагогические работники, впервые после окончания образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации, приступившие соответственно к педагогической деятельности и работающие в образовательной организации до истечения трех лет со дня окончания образовательной организации.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается большой напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Результаты исследований показывают, что многие молодые педагоги боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с обучающимися, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой педагог не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать в УДО необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.
Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
профессиональная адаптация педагога осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе УДО;
в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога;
материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Работу с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования, направленную на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, надо осуществлять комплексно:
через деятельность методического объединения молодых специалистов учреждения;
через реализацию наставничества;
через проведение профессиональных педагогических конкурсов
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации учреждения к каждому необходимо подходить дифференцированно.
Согласно существующей в учреждении традиции педагоги подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих педагогов.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Для обучения молодых педагогов в учреждении дополнительного образования должны использоваться различные формы и методы. Это обучение на рабочем месте, осуществление практики наставничества, участие в работе методических объединений, самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы, обучение на курсах повышения квалификации, методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.
Одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе является метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу.
В МБУДО «Межшкольном учебном комбинате» регулярно проводятся мастер-классы, семинары – практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, анкетирования и наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающему педагогу подбирается опытный педагог, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Необходимо стараться за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволит молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используют разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование занятия и анализ его проведения. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с обучающимися и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать, как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция молодого педагога.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации УДО. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а также собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых специалистов в УДО должны проводиться конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д., а молодые педагоги привлекаться к участию в конференциях, конкурсах.
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в учреждении, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.