Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ТЕМЕ "ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕРЕВЬЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ТЕМЕ "ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕРЕВЬЯ"

Выращивание растений - это удовольствие и несомненная польза, а кроме того - благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием исследуют и наблюдают за ближним природным окружением. Им интересно, как живут животные и растения, как прорастает маленькое семечко, превращается в травку, которая может подарить урожай. Все это, несомненно, увлекает. Дети в детском саду каждую весну выращивают огород на подоконнике, который потом высаживают в грунт. Мы же предлагаем нашим воспитанникам вырастить целое дерево, которое, возможно, будет жить долго. Дольше, чем они. И их дети смогут сказать: "Это дерево посадил мой родитель!".Конечно, этот момент пока их не заботит, но проращивание желудя, несомненно, будет для них интересно. К тому же, это знакомит малышей с комплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи Красноармейского района Волгограда»

400031, г. Волгоград, ул. им. Вучетича, 15 сайт: www.dvorec-tvorchestva.ru

тел. (8442) 62-90-91, 62-95-90 e-mail:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПО ТЕМЕ

"ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕРЕВЬЯ"

Естественнонаучной направленности

Возраст учащихся - 5-6 лет

Авторы:

Каночкина Анна анатольевна,

педaгог дополнительного обрaзовaния,

Бондаренко Елена Ивановна,

методист

Волгогрaд 2023

Пояснительная записка

Выращивание растений - это удовольствие и несомненная польза, а кроме того - благотворное влияние на здоровье и настроение человека.

Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием исследуют и наблюдают за ближним природным окружением. Им интересно, как живут животные и растения, как прорастает маленькое семечко, превращается в травку, которая может подарить урожай. Все это, несомненно, увлекает. Дети в детском саду каждую весну выращивают огород на подоконнике, который потом высаживают в грунт. Мы же предлагаем нашим воспитанникам вырастить целое дерево, которое, возможно, будет жить долго. Дольше, чем они. И их дети смогут сказать: "Это дерево посадил мой родитель!".Конечно, этот момент пока их не заботит, но проращивание желудя, несомненно, будет для них интересно.

К тому же, это знакомит малышей с комплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.

Цель. Познакомить детей с законами природы на примере прорастания дуба из желудя и правилами самостоятельного выращивания растений.

Задачи.

Предметная

Познакомить с технологией выращивания растений из семени.

Метапредметная

Формировать познавательный интерес к изучению мира деревьев и их выращиванию.

Личностная

Способствовать формированию ценностного отношения к живой природе и стремлению ее сохранять и улучшать.

Планируемые результаты

Высаживая дерево, ухаживая за ростком, дети учатся терпению, начинают понимать, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Забота о "своем" дереве поможет нашим воспитанникам ощутить контакт с природой. Ребенок, посадивший дерево, уже не будет ломать ветки и его поведение в природе будет экологично.

Методические рекомендации предназначены для педагогов, осуществляющих работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения занятия - интерактивная, что является универсальной формой для данного возраста.

Методы и средства

На занятии применяются наглядные методы (демонстрация слайдов и видеофильма), словесные (беседа, рассказ), практические (опытно-экспериментальная деятельность, игра), здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка и т.д), информационно-коммуникативные технологии, рефлексия

Для решения познавательной задачи, педагог использует метод длительного наблюдения, опыты-наблюдения и трудовая деятельность.

Необходимое оборудование и материалы.

Ноутбук, проектор, презентация к занятию, образовательный видеосюжет "Чудесное превращение" (из Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" для детей дошкольного возраста по теме "Чудо на подоконнике"), желуди, инструменты для их посадки, грунт, дренаж, мох, или древесные опилки, полиэтиленовая пленка, полотенце, тазик с водой.

Информационные ресурсы

1. Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока «Эколята - молодые защитники природы» для учащихся дошкольного возраста ( 5-6 лет). А.Ю.Сивоконь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», 2021 - 12с.

2. https://ru.wikihow.com/вырастить-дуб-из-желудя Как вырастить дуб из желудя: 15 шагов . - Лорен Курц (дата обращения: 26.09.2023). – Режим доступа- свободный.

3. О природе/ Александр Толмачев, Екатерина Маницкая. - Изд 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2023 - 62с.: - (Расскажи мне!)

Основная часть

Предварительная работа.

Подготовка к занятию начинается в середине сентября. С детьми проходит цикл занятий, на которых они знакомятся с деревьями родного края. Узнают, какое дерево - самое русское, символ России, а какое - самое высокое. Какое - самое могучее, а какое самое грустное и т.д. Ребята посещают дендрарий Красноармейского района, где, с разрешения сотрудников, берут несколько желудей. Для экскурсии подойдет любой парк в котором встречаются дубы.


Рекомендации для педагога

В ходе занятия организуется практическая работа по посадке желудей. Необходимо подготовить весь необходимый инструментарий и материалы заранее.

Занятие проходит в середине октября. Необходимо выбрать погожий день и заранее настроить детей на предстоящее мероприятие.

Основной материал занятия сопровождается демонстрацией слайдов презентации в формате PowerPoint.

Подстрочный текст для демонстрации слайдов

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

- Мы с вами недавно посетили Дендрарий Красноармейского района. Вам понравилось? Мы с вами видели много разных деревьев. Какие вам запомнились? (дети называют полюбившиеся деревья)

- Правда, было очень красиво? Все деревья были разными, но прекрасными. А кто из вас скажет, откуда берутся деревья? (дети высказывают свои предположения, педагог старается подвести ребят к ответу, что деревья, как и остальные растения, появляются из семян)

Как же происходит это удивительное рождение? Давайте посмотрим.

Слайд 2

Детям демонстрируется видеофрагмент "Чудесное превращение. От семечка до плода"

Беседа по вопросам:

— Что помогло семени проснуться? (вода, тепло и воздух)

— Что произошло с семечком дальше?

— Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?

— Какое чудесное превращение произошло с семечком?

Слайд 3

- Вспомните, какое дерево в дендрарии было самым могучим? Мы смогли обнять его ствол, только встав в хоровод. (дуб)

Точно, дуб.

Старый дуб!
Твои сынки —
эти юные дубки.
Вверх потянется орава,
и получится дубрава. (Насимович Ю.)

- Ребята, а из каких семян можно вырастить дуб? (желуди)

Правильно. Тот дуб, который мы с вами обняли, подарил нам несколько желудей. Давайте попробуем вырастить дубок?

Слайд 4

- Скажите, а деревья это живая, или неживая природа? (живая)

Дубок живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.

- Что нам может понадобиться, чтобы прорастить и посадить наши желуди?

Щелчок

- Во-первых, нам понадобятся инструменты.

- Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты

Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)

Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)

Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку или ведерко)Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)

Молодцы!

Щелчок

- Куда мы будем сажать наше растение? В землю!

— Где нам взять землю, чтобы посадить растение?

(ответы детей)

- Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви или личинки насекомых, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А ещенам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет.

Щелчок

-Конечно же, нам понадобятся горшочки, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Главное, чтобы нам они нравились и подходили для растения.

Слайд 5

Вспомним нашу прогулку в дендрарии еще раз, и немножко разомнемся.

Физкультминутка

"Дружно мы идем по лесу"

Дружно мы идем по лесу (ходьба на месте)

Раз, два, раз, два

Повстречали мы принцессу(руки вытянуть вперед)

Кто она? - береза.

Головой качает, косы расправляет.(наклоны головы влево и вправо)

Мы немножко пробежались (бег на месте)

Раз, два, раз, два

С тополем мы повстречались(тянемся вверх руками. Встав на носочки)

Поражает высота!

Вместе дальше мы шагаем (ходьба на месте)

Раз, два, раз, два

Дуб мы сразу замечаем(руки в стороны)

Он огромный? - да!

Слайд 6

Итак, у нас есть всё, чтобы вырастить свой маленький лес!

... Или еще не всё?

- Точно, нам понадобятся желуди!

(дети берут себе по желудю)

Рассмотрите свои желуди. У них есть шляпки. Так что наши они - модники. Жаль, но со шляпками им придется расстаться. Больше шансов прорасти у того желудя, у кого шляпка снимается легко.

- Следующий момент - плавучесть. Да, да. Сейчас мы отправим наши желуди плавать. Опустите их пожалуйста в тазик с водой. Им нужно поплавать несколько минут.

- Пока наши будущие дубки принимают ванну, мы с вами подготовим для них "дом". У нас - большой ящик для рассады. Насыплем на дно керамзит - специальные камешки, которые будут следить, чтобы вода не вредила нашим желудям. Потом нам нужно наполнить ящик землей.

- Теперь посмотрите на наших пловцов. Как вы думаете, какие желуди нам подойдут? Те, которые остались плавать, или те, которые утонули?

- Желуди, которые остались плавать. Нам не подходят. Они повреждены или червяком, или плесенью. А вот те, которые утонули - наши будущие ростки.

- Ребята. А что вы делаете, когда выходите из ванны или душа? Правильно, вытираетесь полотенцем. И наши желуди нам тоже нужно высушить полотенцем. Только аккуратно. Не повредите наших деток.

(дети вытирают "хорошие" желуди)

Слайд 7

-Теперь нам нужно уложить наших "деток" спать. Ведь в природе желудь прорастает не сразу. Он падает на землю и какое-то время отдыхает. Спит. Давайте увлажним немного почву и уложим желуди на землю.

(дети укладывают желуди в ящик)

- Скажите, а как вы спите? Что вы делаете, чтобы не замерзнуть? (укрываемся одеялом)

- Нашим желудям тоже нужно одеяло. Для этого нам пригодятся опилки. Давайте засыплем их слоем опилок. Теперь закроем пленкой, чтобы почва у нас не промерзала и не теряла влагу. Кто уже догадался, где будут "спать" наши детки? Правильно. На улице.

- Чтобы человек набрался сил, ему нужно спать 8-10 часов. А желудь, чтобы прорасти, должен "проспать" полтора - два месяца. Запомним сегодняшнее число и через 6 недель, вернем желуди обратно домой.

Слайд 8

- Посмотрите, как прорастают желуди в природе.

Когда они созревают – они отрываются от ветки и падают на землю.

Слайд 9

-Если будет хорошая погода – достаточно воды и тепла – желудь начнет прорастать. Сначала у него появится корешок.

Слайд 10

- Затем вырастет стебелек, и на нем появятся листья.

Слайд 10

- Росточек будет расти и расти и скоро превратиться в маленький дубок.

Слайд 11

- Маленький дубок тоже будет расти, пока не вырастет в большой и могучий дуб. Дуб часто называют могучим, потому что он сильный и крепкий.

- Теперь мы отправимся на наш участок и спрячем ящик, укроем его.

Рефлексия

Попрощаемся с нашими детками на целых полтора месяца. Давайте пожелаем им чего-то хорошего. (дети говорят свои пожелания).

- Итак, наша встреча подошла к концу. Теперь вы немножко волшебники. И впереди нас ждут удивительные открытия. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные желуди а из них вырастает самое настоящее дерево! Магия и волшебство. И нужно для этого всего лишь немного знаний, немного труда и много терпения.

Последующая работа

Через 1,5 месяца ящик с желудями вносится в помещение и проросшие желуди аккуратно рассаживаются в горшки. Следующей осенью ростки можно пересадить в грунт. Все это время дети не забывают поливать свой будущий лес, наблюдают, как растут их "детки".

Рекомендации по использованию методической разработки в реализации экологического проекта "Проросток"

Данная методическая разработка может быть использована в ходе реализации экологического проекта "Проросток", привлечет к нему внимание родительской и педагогической общественности.

Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями детских садов и родителями детей дошкольного возраста, увлеченными экологическим образованием и воспитанием своего ребенка.

Приложение 1

Фото материалы

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выращивание растений - это удовольствие и несомненная польза, а кроме того - благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием исследуют и наблюдают за ближним природным окружением. Им интересно, как живут животные и растения, как прорастает маленькое семечко, превращается в травку, которая может подарить урожай. Все это, несомненно, увлекает. Дети в детском саду каждую весну выращивают огород на подоконнике, который потом высаживают в грунт. Мы же предлагаем нашим воспитанникам вырастить целое дерево, которое, возможно, будет жить долго. Дольше, чем они. И их дети смогут сказать: "Это дерево посадил мой родитель!".Конечно, этот момент пока их не заботит, но проращивание желудя, несомненно, будет для них интересно. К тому же, это знакомит малышей с комплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.
0 ₽
Экологический праздник "День птиц" для детей 5-6 лет.
0 ₽