Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи Красноармейского района Волгограда»
400031, г. Волгоград, ул. им. Вучетича, 15 сайт: www.dvorec-tvorchestva.ru
тел. (8442) 62-90-91, 62-95-90 e-mail:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПО ТЕМЕ
"ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕРЕВЬЯ"
Естественнонаучной направленности
Возраст учащихся - 5-6 лет
Авторы:
Каночкина Анна анатольевна,
педaгог дополнительного обрaзовaния,
Бондаренко Елена Ивановна,
методист
Волгогрaд 2023
Пояснительная записка
Выращивание растений - это удовольствие и несомненная польза, а кроме того - благотворное влияние на здоровье и настроение человека.
Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием исследуют и наблюдают за ближним природным окружением. Им интересно, как живут животные и растения, как прорастает маленькое семечко, превращается в травку, которая может подарить урожай. Все это, несомненно, увлекает. Дети в детском саду каждую весну выращивают огород на подоконнике, который потом высаживают в грунт. Мы же предлагаем нашим воспитанникам вырастить целое дерево, которое, возможно, будет жить долго. Дольше, чем они. И их дети смогут сказать: "Это дерево посадил мой родитель!".Конечно, этот момент пока их не заботит, но проращивание желудя, несомненно, будет для них интересно.
К тому же, это знакомит малышей с комплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.
Цель. Познакомить детей с законами природы на примере прорастания дуба из желудя и правилами самостоятельного выращивания растений.
Задачи.
Предметная
Познакомить с технологией выращивания растений из семени.
Метапредметная
Формировать познавательный интерес к изучению мира деревьев и их выращиванию.
Личностная
Способствовать формированию ценностного отношения к живой природе и стремлению ее сохранять и улучшать.
Планируемые результаты
Высаживая дерево, ухаживая за ростком, дети учатся терпению, начинают понимать, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Забота о "своем" дереве поможет нашим воспитанникам ощутить контакт с природой. Ребенок, посадивший дерево, уже не будет ломать ветки и его поведение в природе будет экологично.
Методические рекомендации предназначены для педагогов, осуществляющих работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Форма проведения занятия - интерактивная, что является универсальной формой для данного возраста.
Методы и средства
На занятии применяются наглядные методы (демонстрация слайдов и видеофильма), словесные (беседа, рассказ), практические (опытно-экспериментальная деятельность, игра), здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка и т.д), информационно-коммуникативные технологии, рефлексия
Для решения познавательной задачи, педагог использует метод длительного наблюдения, опыты-наблюдения и трудовая деятельность.
Необходимое оборудование и материалы.
Ноутбук, проектор, презентация к занятию, образовательный видеосюжет "Чудесное превращение" (из Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" для детей дошкольного возраста по теме "Чудо на подоконнике"), желуди, инструменты для их посадки, грунт, дренаж, мох, или древесные опилки, полиэтиленовая пленка, полотенце, тазик с водой.
Информационные ресурсы
1. Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока «Эколята - молодые защитники природы» для учащихся дошкольного возраста ( 5-6 лет). А.Ю.Сивоконь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», 2021 - 12с.
2. https://ru.wikihow.com/вырастить-дуб-из-желудя Как вырастить дуб из желудя: 15 шагов . - Лорен Курц (дата обращения: 26.09.2023). – Режим доступа- свободный.
3. О природе/ Александр Толмачев, Екатерина Маницкая. - Изд 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2023 - 62с.: - (Расскажи мне!)
Основная часть
Предварительная работа.
Подготовка к занятию начинается в середине сентября. С детьми проходит цикл занятий, на которых они знакомятся с деревьями родного края. Узнают, какое дерево - самое русское, символ России, а какое - самое высокое. Какое - самое могучее, а какое самое грустное и т.д. Ребята посещают дендрарий Красноармейского района, где, с разрешения сотрудников, берут несколько желудей. Для экскурсии подойдет любой парк в котором встречаются дубы.
В ходе занятия организуется практическая работа по посадке желудей. Необходимо подготовить весь необходимый инструментарий и материалы заранее.
Занятие проходит в середине октября. Необходимо выбрать погожий день и заранее настроить детей на предстоящее мероприятие.
Основной материал занятия сопровождается демонстрацией слайдов презентации в формате PowerPoint.
Подстрочный текст для демонстрации слайдов
Слайд 1
Здравствуйте, ребята!
- Мы с вами недавно посетили Дендрарий Красноармейского района. Вам понравилось? Мы с вами видели много разных деревьев. Какие вам запомнились? (дети называют полюбившиеся деревья)
- Правда, было очень красиво? Все деревья были разными, но прекрасными. А кто из вас скажет, откуда берутся деревья? (дети высказывают свои предположения, педагог старается подвести ребят к ответу, что деревья, как и остальные растения, появляются из семян)
Как же происходит это удивительное рождение? Давайте посмотрим.
Слайд 2
Детям демонстрируется видеофрагмент "Чудесное превращение. От семечка до плода"
Беседа по вопросам:
— Что помогло семени проснуться? (вода, тепло и воздух)
— Что произошло с семечком дальше?
— Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
— Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Слайд 3
- Вспомните, какое дерево в дендрарии было самым могучим? Мы смогли обнять его ствол, только встав в хоровод. (дуб)
Точно, дуб.
Старый дуб!
Твои сынки —
эти юные дубки.
Вверх потянется орава,
и получится дубрава. (Насимович Ю.)
- Ребята, а из каких семян можно вырастить дуб? (желуди)
Правильно. Тот дуб, который мы с вами обняли, подарил нам несколько желудей. Давайте попробуем вырастить дубок?
Слайд 4
- Скажите, а деревья это живая, или неживая природа? (живая)
Дубок живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
- Что нам может понадобиться, чтобы прорастить и посадить наши желуди?
Щелчок
- Во-первых, нам понадобятся инструменты.
- Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты
Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)
Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)
Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку или ведерко)Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)
Молодцы!
Щелчок
- Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
— Где нам взять землю, чтобы посадить растение?
(ответы детей)
- Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви или личинки насекомых, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А ещенам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет.
Щелчок
-Конечно же, нам понадобятся горшочки, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Главное, чтобы нам они нравились и подходили для растения.
Слайд 5
Вспомним нашу прогулку в дендрарии еще раз, и немножко разомнемся.
Физкультминутка
"Дружно мы идем по лесу"
Дружно мы идем по лесу (ходьба на месте)
Раз, два, раз, два
Повстречали мы принцессу(руки вытянуть вперед)
Кто она? - береза.
Головой качает, косы расправляет.(наклоны головы влево и вправо)
Мы немножко пробежались (бег на месте)
Раз, два, раз, два
С тополем мы повстречались(тянемся вверх руками. Встав на носочки)
Поражает высота!
Вместе дальше мы шагаем (ходьба на месте)
Раз, два, раз, два
Дуб мы сразу замечаем(руки в стороны)
Он огромный? - да!
Слайд 6
Итак, у нас есть всё, чтобы вырастить свой маленький лес!
... Или еще не всё?
- Точно, нам понадобятся желуди!
(дети берут себе по желудю)
Рассмотрите свои желуди. У них есть шляпки. Так что наши они - модники. Жаль, но со шляпками им придется расстаться. Больше шансов прорасти у того желудя, у кого шляпка снимается легко.
- Следующий момент - плавучесть. Да, да. Сейчас мы отправим наши желуди плавать. Опустите их пожалуйста в тазик с водой. Им нужно поплавать несколько минут.
- Пока наши будущие дубки принимают ванну, мы с вами подготовим для них "дом". У нас - большой ящик для рассады. Насыплем на дно керамзит - специальные камешки, которые будут следить, чтобы вода не вредила нашим желудям. Потом нам нужно наполнить ящик землей.
- Теперь посмотрите на наших пловцов. Как вы думаете, какие желуди нам подойдут? Те, которые остались плавать, или те, которые утонули?
- Желуди, которые остались плавать. Нам не подходят. Они повреждены или червяком, или плесенью. А вот те, которые утонули - наши будущие ростки.
- Ребята. А что вы делаете, когда выходите из ванны или душа? Правильно, вытираетесь полотенцем. И наши желуди нам тоже нужно высушить полотенцем. Только аккуратно. Не повредите наших деток.
(дети вытирают "хорошие" желуди)
Слайд 7
-Теперь нам нужно уложить наших "деток" спать. Ведь в природе желудь прорастает не сразу. Он падает на землю и какое-то время отдыхает. Спит. Давайте увлажним немного почву и уложим желуди на землю.
(дети укладывают желуди в ящик)
- Скажите, а как вы спите? Что вы делаете, чтобы не замерзнуть? (укрываемся одеялом)
- Нашим желудям тоже нужно одеяло. Для этого нам пригодятся опилки. Давайте засыплем их слоем опилок. Теперь закроем пленкой, чтобы почва у нас не промерзала и не теряла влагу. Кто уже догадался, где будут "спать" наши детки? Правильно. На улице.
- Чтобы человек набрался сил, ему нужно спать 8-10 часов. А желудь, чтобы прорасти, должен "проспать" полтора - два месяца. Запомним сегодняшнее число и через 6 недель, вернем желуди обратно домой.
Слайд 8
- Посмотрите, как прорастают желуди в природе.
Когда они созревают – они отрываются от ветки и падают на землю.
Слайд 9
-Если будет хорошая погода – достаточно воды и тепла – желудь начнет прорастать. Сначала у него появится корешок.
Слайд 10
- Затем вырастет стебелек, и на нем появятся листья.
Слайд 10
- Росточек будет расти и расти и скоро превратиться в маленький дубок.
Слайд 11
- Маленький дубок тоже будет расти, пока не вырастет в большой и могучий дуб. Дуб часто называют могучим, потому что он сильный и крепкий.
- Теперь мы отправимся на наш участок и спрячем ящик, укроем его.
Рефлексия
Попрощаемся с нашими детками на целых полтора месяца. Давайте пожелаем им чего-то хорошего. (дети говорят свои пожелания).
- Итак, наша встреча подошла к концу. Теперь вы немножко волшебники. И впереди нас ждут удивительные открытия. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные желуди а из них вырастает самое настоящее дерево! Магия и волшебство. И нужно для этого всего лишь немного знаний, немного труда и много терпения.
Последующая работа
Через 1,5 месяца ящик с желудями вносится в помещение и проросшие желуди аккуратно рассаживаются в горшки. Следующей осенью ростки можно пересадить в грунт. Все это время дети не забывают поливать свой будущий лес, наблюдают, как растут их "детки".
Рекомендации по использованию методической разработки в реализации экологического проекта "Проросток"
Данная методическая разработка может быть использована в ходе реализации экологического проекта "Проросток", привлечет к нему внимание родительской и педагогической общественности.
Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями детских садов и родителями детей дошкольного возраста, увлеченными экологическим образованием и воспитанием своего ребенка.
Приложение 1
Фото материалы