Модель наставничества «учитель-ученик с ОВЗ»
при организации работы по экологическому воспитанию.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Цель реализации формы наставничества «учитель — ученик с ОВЗ» успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.
Мои задачи, как педагога-наставника, взаимодействия с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»:
-сформировать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, воспитанников; научить применять на практике полученные знания; воспитать гражданина знающего и любящего свою Родину; воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка;
-создание условий для успешного обучения обучающегося; педагогическая и психологическая поддержка ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе
Основная цель: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру.
Направления моей работы наставника:
-обеспечиваю сопровождение обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательном пространстве;
-организую конструктивное взаимодействие обучающегося с социокультурной средой;
-организую взаимодействие обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками;
-организую взаимодействие с родителями (законными представителями);
Экологическое наставничество воспитанников не должно замыкаться только рамками нашей школы. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в участие в различных экологических конкурсах. В нашем городе Набережные Челны накоплен положительный опыт работы школьных отрядов «Школьного экопатруля» - с лета 2019 года в по моей инициативе была начата работа «Школьный экопатруль» с целью вовлечения детей и родителей в активную природоохранную деятельность. Результатом всей этой работы стали достижения учащихся в конкурсах разного уровня: районных, региональных, федеральных и международных. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектной деятельности. Мы всегда занимаем призовые места в республиканских конкурсах и в дальнейшем планируем участвовать в конкурсах экологического направления.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов-наставников, участвующих в их обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала модель «Экологическое воспитание детей с ОВЗ».
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Мой опыт работы в школе показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость внесения в планы на полугодие раздела по экологическому воспитанию.
Практика показывает, что учащиеся и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.
Ребята часто оказываются равнодушными к комнатным растениям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей, поэтому я провожу один раз в месяц практическое занятие «Уход за комнатными растениями», где мы с ребятами выявляем родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», обучающиеся узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно.
Целый год в классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Итогом было открытое мероприятие «Спасем природу». В мероприятии мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Систематизировали знания детей о природе посредством конкурсных заданий, расширяли кругозор, развивали познавательную активность.
Наставничество по развитию экологического сознания ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, занятия детей по интересам.
Уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.
Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, «Чистодвор», родника «Живи родник живи»; встречаемся с интересными людьми; проводим тематические экскурсии: «По лесным тропинкам отчего края», «Осень – дивная пора»; участие в разнообразных конкурсах, викторинах; изготовление кормушек.
Одной из моих наиболее крупных форм работ по наставничеству является проведение тематических праздников экологической направленности: «Осенняя пора, очей очарованье», «День птиц», «День Земли»;
«Школьный экопатруль» работает в рамках положения Республиканского конкурса среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан «Школьный экопатруль», выявляет нарушителей, отправляет нарушения министерство экологии и природных ресурсов Конечным результатом нашей деятельности является улучшение экологической обстановки в городе, повышение экологической грамотности школьников, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, формирование активной гражданской позиции
Формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.
Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику. Для работы нашей школы это очень важно.