Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Муниципальное мероприятие «Магия качественных реакций» для учащихся 9-11 классов

Муниципальное мероприятие «Магия качественных реакций» для учащихся 9-11 классов

Цель муниципального мероприятия – создать условия для поддержки и развития одаренных детей в рамках МО учителей химии. Мероприятие разработано учителем химии МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Соловьёвой Е.В. В статье приводится план мероприятия, который состоит из организационного момента, просмотра учебного видеофильма продолжительностью 6 минут из ресурса «VK Видео» и практической части, с последующим подведением итога, рефлексией. Практическая часть включает демонстрационные опыты, лабораторные опыты, экспериментальные и теоретические задачи, а также критерии их оценки. Демонстрационные опыты объединены по характеру аналитического сигнала, а именно в первую группу вошли реакции с участием окрашенных соединений, во вторую – качественные реакции на галогениды, в третью группу – специфические реакции, характерные только для одного иона при конкретных условиях.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №7

Муниципальное мероприятие

«Магия качественных реакций»

для учащихся 9-11 классов

Составитель: Соловьёва Е.В.,

учитель химии МОУ СОШ№7

Угличского муниципального района

Ярославской области

2024 г

Аннотация

Цельмуниципального мероприятиясоздать условия для поддержки и развития одаренных детей в рамках МО учителей химии.

Мероприятие разработано учителем химии МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Соловьёвой Е.В.

В статье приводится план мероприятия, который состоит из организационного момента, просмотра учебного видеофильма продолжительностью 6 минут из ресурса «VK Видео» и практической части, с последующим подведением итога, рефлексией.

Практическая часть включает демонстрационные опыты, лабораторные опыты, экспериментальные и теоретические задачи, а также критерии их оценки. Демонстрационные опыты объединены по характеру аналитического сигнала, а именно в первую группу вошли реакции с участием окрашенных соединений, во вторую – качественные реакции на галогениды, в третью группу – специфические реакции, характерные только для одного иона при конкретных условиях.

Основное внимание в ходе мероприятия уделяется совершенствованию навыков практического выполнения качественных реакций в неорганической химии как учащихся, ответственных за демонстрационные опыты, так и участников сборных команд из других образовательных организаций. Для активного просмотра демонстрационных опытов команды участников заполняют «пустографки», которые к концу занятия приобретают завершённый вид и становятся полезным материалом как для решения экспериментальных и теоретических задач данного мероприятия, так и для подготовки к ОГЭ и ВПР по химии.

В статье есть приложения, раскрывающие содержательную часть муниципального мероприятия. Приложения, возможно, будут полезны коллегам для организации и проведения других тематических занятий.

Тема: «Качественные реакции»

«Химии никоим образом научиться невозможно,

не видев самой практики

и не принимаясь за химические операции»
М.В. Ломоносов

Методическая цель:

- напомнить учащимся основные качественные реакции

- совершенствовать навыки практического выполнения качественных реакций

Оборудование:микролаборатории для химического эксперимента

Реактивы:в соответствии с инструкционной картой

Регламент: 90 минут

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Просмотр видеофильма «Качественные реакции в химии» (VK Видео)

  3. Практическая часть занятия

    1. Демонстрационные опыты (проводят учащиеся 9 класса, команды заполняют «пустографки» (Приложение 1)

1)Реакции с участием окрашенных соединений (Приложение 2)

2)Качественные реакции на галогениды (Приложение 3)

3)Качественные реакции на сульфат-ион SO42-и карбонат-ион СО32-(Приложение 4)

    1. Лабораторные опыты (команды выполняют опыты согласно инструкционной карте Приложение 5)

  1. Решение экспериментальных и теоретических задач (Приложение 6)

  2. Подведение итогов, рефлексия

Источники…………………………………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………………………………4

Приложение 1. Некоторые качественные реакции в неорганической химии

(пустографка)…………………………………………………………………….4

Приложение 2. Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко окрашенных

соединений……………………………………………………………………..5

Приложение 3. Качественные реакции на галогениды……………………………………….5

Приложение 4. Качественные реакции на сульфат-ионSO42-и карбонат-ион СО32……….5

Приложение 5. Некоторые качественные реакции в неорганической химии……………….6

Приложение 6. Экспериментальные и теоретические задачи………………………………..7

Приложение 7.Визуальный ряд занятия (слайды/этапы)…………………………………7-10

Приложение 1

Некоторые качественные реакции в неорганической химии

Ион

Реактив

Аналитический сигнал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

PO43-

Ag+

Ag3PO4↓ светло-желтый

15

Fe2+

NаОН

Fe(ОН)2↓ серо-зелёный

16

Fe3+

NаОН

Fe(ОН)3↓ бурый

17

NH4+

ОН-, нагревание

резкий запах, посинение влажной лакмусовой бумажки

18

H+

(кислая среда)

Индикаторы:

− лакмус

− метилоранж

красное окрашивание

19

нейтральная

− лакмус

фиолетовый

20

OH

(щелочная среда)

– лакмус

– фенолфталеин

— синее окрашивание

— малиновое окрашивание

(пустографки для активного просмотра демонстрационных опытов)

Приложение 2

Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко окрашенных соединений

Некоторые соли и основания имеют яркую окраску. Получим такие вещества, проведя реакции обмена.

Для определения трёхвалентного железа Fe3+ в реакциях часто используют реакцию с роданидом калия. Продукт реакции роданид железа (ІІІ) имеет крова-красную окраску. Реакция очень чувствительная.

Хромат-ион CrO42- определяется в растворе ионами бария. Осадок хромат бария ярко-жёлтого цвета ВаCrO4.

Ион двух валентного никеля Ni2+, соединяясь с раствором щелочи образует светло-зелёный осадок Ni(ОН)2.

При действии щелочи на ион двухвалентной меди Сu2+ образуется голубой осадок гидроксида меди Сu(ОН)2.

Ион двухвалентной меди Сu2+ и раствор аммиака образуют комплексный ион, окрашенный в ярко-синий цвет.

Приложение 3

Качественные реакции на галогениды

Качественные реакции, которые мы проведём, относятся к химическому методу анализа, т.е. в основе метода лежит проведение химических реакций. Аналитический сигнал мы наблюдаем визуально.

Для обнаружения хлорид-иона Сl- используют реакцию с нитратом серебра АgNO3, в результате которой выпадает белый осадок АgСl↓ – это и есть аналитический сигнал. Проведём эту реакцию с хлоридом натрияNаСl. Реакция очень чувствительная и помутнение наступает в очень разбавленных хлоридах.

Белый осадок хорошо виден не только в бесцветных, но и окрашенных растворах, например, в растворах хрома, меди, железа: CrСl3, СuСl2,FeСl3.

С другими галогенидами АgNO3так же даёт осадки. Светло-жёлтый с бромидом, жёлтый с иодидом.

Приложение 4

Качественные реакции на сульфат-ион SO42-и карбонат-ион СО32-

Покажем пример специфической реакции, т.е. реакции, характерной только для одного иона при характерных условиях.

Проведём анализ на сульфат-ион SO42-. При добавлении к Nа2SO4реагента хлорида бария выпал белый осадок ВаSO4.

Похожий белый осадок в присутствии катионов бария Ва2+ дают многие другие анионы, например, растворы оксалата (фосфата) и карбоната натрия: Nа2С2О4 и Nа2СО3.

Итак, белый осадок выпал во всех случаях. Однако только осадок ВаSO4 не должен раствориться в конц. Н2SO4. Оксалат (фосфат) бария легко растворяется при добавлении кислоты, а карбонат бария растворяется с выделение пузырьков углекислого газа.

Следовательно, для доказательства сульфат-иона SO42- в растворе недостаточно только добавить к нему ионы бария, необходимо убедиться, что полученный осадок не растворяется в кислоте. Карбонат-ион легко обнаружить при добавлении кислоты по СО2.

Приложение 5

Некоторые качественные реакции в неорганической химии

Ион

Реактив

Аналитический сигнал

1

Fe3+

КSСN (роданид калия)

Fe(SСN)3 кроваво-красный

2

CrO42-

ВаСl2

ВаCrO4↓ ярко-жёлтый не растворяется в слабой уксусной кислоте

3

Ni2+

NаОН

Ni(ОН)2↓ светло-зелёный

4

Сu2+

NаОН

Сu(ОН)2↓ голубой студенистый

5

Сu2+

р-рNН3

Комплекс ярко-синий

6

Сl-

АgNO3

АgСlбелый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3, но растворимый в аммиаке NH3·H2O

7

Вr-

АgNO3

АgВrсветло-жёлтый

8

I-

АgNO3

АgIжёлтый

9

F-

CaCl2

CaF↓ белый

10

SO42-

ВаСl2

ВаSO4↓ белый, нерастворимый в кислотахи щелочах

11

С2О42-

PO43-

ВаСl2

ВаС2О4(оксалат бария)белый, растворимый в Н2SO4

Ва3(PO4)2↓ белый хорошо растворимый кислоте

12

СО32-

Н+

СО2

13

F

Ca2+

CaF2↓ белый

14

PO43-

Ag+

Ag3PO4↓ светло-желтый

15

Fe2+

NаОН

Fe(ОН)2↓ серо-зелёный

16

Fe3+

NаОН

Fe(ОН)3↓ бурый

17

NH4+

ОН-, нагревание

резкий запах, посинение влажной лакмусовой бумажки

18

H+

(кислая среда)

Индикаторы:

− лакмус

− метилоранж

красное окрашивание

19

нейтральная

− лакмус

фиолетовый

20

OH

(щелочная среда)

– лакмус

– фенолфталеин

— синее окрашивание

— малиновое окрашивание

Приложение 6

Экспериментальные и теоретические задачи

Задача 1. (9 баллов)

В трёх пронумерованных пробирках под № 1, 2 и 3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества. Для решения задачи нужно использовать один реактив – индикатор.

Задача 2. (13 баллов)

В трех пронумерованных пробирках под № 1, 2, 3 находятся растворы хлорида бария, сульфата натрия и карбоната калия. Распознать вещества с помощью только одного реактива, составить уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде.

Задача 3.

Задание 25 № 9886Источник: СтатГрад: Тре­ниро­воч­ная ра­бо­та 2017.

Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно их различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ РЕАГЕНТ

А) НNO3 иН2SO41) КNО3

Б) КОН и Ва(ОН)22) ВаСl2

В)Nа2SO3иNа2SO43) К2СО3

Г)Nа3РО4 и NаСl4) НСl

5) Сu(ОН)2

Приложение 7

Визуальный ряд

Слайды презентации

Этап/Что делают участники занятия

1.

На кафедре колбы с красивыми цветными растворами неорганических соединений

Мотивация

Как думайте, растворы каких соединений представлены вашему вниманию?

Зачем приготовлены?

2.

Актуализация знаний

Просматривают видеоролик

3.

Целеполагание

Создание проблемной ситуации – дефицита знаний;

Задумываются о цели занятия

и составляют план действий

4.

Д емонстрация 1.

Решение обнаруженной проблемы

Приём «проблемный поиск»

Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)

5.


Корректировка учебного действия

Выполняют самостоятельно первую группу реакций

6.

Д емонстрация 2.

Решение обнаруженной проблемы

Приёмы «проблемный поиск», «задание-загадка»

Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)

7.

Корректировка учебного действия

Выполняют самостоятельно вторую группу реакций

8.

Корректировка учебного действия

9.

Решение обнаруженной проблемы

Приём «проблемный поиск»

Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)

10.

Корректировка учебного действия

Выполняют самостоятельно третью группу реакций

11.

Этап закрепления и систематизации знаний

Работа в группе

12.

Самопроверка, жюри - баллы

13.

Этап закрепления и систематизации знаний

Работа в группе

14.

Самопроверка, жюри - баллы

15.

Этап применения знаний (мысленный эксперимент)

Работа в группе пока жюри подсчитывают баллы заданий 1+2 и устанавливают победителей

16.

Самопроверка по слайду

17.

Всем спасибо за работу!

Пожалуйста, наведите порядок

на рабочем месте

Подведение итогов

Рефлексия

Источники

  1. Видеоролик «Качественные реакции в химии» https://m.vk.com/video-178095575_456239480?list=d2034cc84a93087a96&from=wall213938682_858

  2. Задание 25 № 9886 источник СтатГрад: тренировочная работа 2017

  3. Крешков А.П. Основы аналитической химии, издательство «химия», 1970 https://vk.com/doc156083838_442661026?hash=0RN7ehzAQVvxkljllsTarDc9b8at4pSj06CYGfcA8ZP

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Маршрутная карта открытого урока «Решение задач на приготовление растворов» 8кл по учебнику учебник Габриелян, Остроумов, Сладков 8кл, 2023. Это открытый урок, проведенный в рамках работы ШМО «Способы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»
0 ₽
Цель муниципального мероприятия – создать условия для поддержки и развития одаренных детей в рамках МО учителей химии. Мероприятие разработано учителем химии МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Соловьёвой Е.В. В статье приводится план мероприятия, который состоит из организационного момента, просмотра учебного видеофильма продолжительностью 6 минут из ресурса «VK Видео» и практической части, с последующим подведением итога, рефлексией. Практическая часть включает демонстрационные опыты, лабораторные опыты, экспериментальные и теоретические задачи, а также критерии их оценки. Демонстрационные опыты объединены по характеру аналитического сигнала, а именно в первую группу вошли реакции с участием окрашенных соединений, во вторую – качественные реакции на галогениды, в третью группу – специфические реакции, характерные только для одного иона при конкретных условиях.
0 ₽