Урок русского языка в 1 классе
по теме «Написание непроверяемых безударных гласных звуков в словах. Работа с орфографическим словарём»
автор: Марамыгина Любовь Герасимовна,
МБОУ «Северокоммунарская СОШ»,
учитель начальных классов
П.Северный Коммунар, 2024 год.
Пояснительная записка
2.1 Тема урока: «Написание непроверяемых безударных гласных звуков в словах. Работа с орфографическим словарём.»
Актуальность темы
Тема урока соответствует содержанию рабочей программы учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов. Программа предусматривает обязательное изучение слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в словах.Успешное усвоение этой темы лежит в основе дальнейшей грамотной письменной речи ученика.Одним из этапов работы со словарными словами является знакомство с приёмами работы с орфографическим словарём. Умение работать со словарём является одним из первичных навыков работы с информацией.
2.2 Целевая аудитория урока – обучающиеся 1 класса
2.3 Роль и место урока в системе работы педагога.Урок входит в систему уроков русского языка в 1 классе по разделу «Орфография и пунктуация» ( программа «Школа России»); тип урока: открытие новых знаний.
2.4.Образовательные цели и задачи: познакомить с орфографическим словарем, пополнять словарный запас учащихся, способствовать развитию речи учащихся, прививать интерес к русскому языку, развивать навыки грамотного письма.
2.5.Планируемые результаты:
формирование первичных навыков работы с информацией
использование различных способов поиска информации в словарях.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельности, умения слушать и высказывать свое мнение.
2.6. Форма проведения - урок
2.7 Методы и технологии:
При проведении данного урока использовались методы проблемного обучения, наглядно-иллюстративные, средства ИКТ. Кроме этого для активизации деятельности учащихся урок включает в себя игровые элементы, задания продуктивного характера, организация беседы и обсуждения.
2.8.Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:
Для подготовки и проведения урока были использованы:
материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, презентация;
информационные:учебник «Русский язык 1 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, "Орфографический словарь" Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, "1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. 1-4 классы" В.Г.Дмитриева, рабочие листы для учащихся.
3.Основная часть
1. Организационный момент.
Учитель создаёт эмоциональный настрой на урок:
Звонко и радостно прозвенел звонок
Все уже готовы начинать урок?
Русский язык не любит ждать,
Надо скорее его изучать!
- Проверьте, у вас на столах лежат: учебник, рабочий лист, дополнительная литература, словарик – «помогатор» (тетрадь для записи словарных слов) пенал. (Слайд 2)
Минутка чистописания
Учитель. Урок мы начнём с ребуса. Разгадайте ребус на рабочем листе и назовите в загаданном слове первый звук
([с]) , дайте ему характеристику.
(Учащиеся дают устную характеристику звуку : согласный, твёрдый, глухой)
Красиво пропишите заглавную и строчную буквыСс (Слайд 3)
Этап актуализации знаний и формулирование темы урока
Учитель Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке перенестись в сказку и стать её героями.
Итак,начинаем!
В королевстве Русского языка есть Словарный город.Как вы думаете,кто живёт в нём? ( слайд 4)
Конечно,слова!
Слова в этом городе живут очень дружно.Они часто собираются вместе , и тогда могут выразить любую мысль.А как называются слова,связанные по смыслу и выражающие законченную мысль?
Верно,наши слова объединяются в предложения.Предложения могут рассказать о чём угодно. Верите? А вот попробуйте сами! Составьте предложение так,чтобы в нём было слово СКАЗКА. (слайд 5)
(Ребята составляют несколько предложений,считают в них слова. Для записи учитель рекомендует для записи предложение - Дети читают добрые сказки.)
Слова в этом городе жили очень дружно.Поживут в одном предложении,потом в другом,а потом по своим домам разойдутся. А дома эти были такие: Дом – предмет, Дом – признак, Дом – действие. Догадайтесь в каком доме живут слова из нашего предложения?
Чтобы попасть в предложения , словам нужно выполнять определённые правила.Самое главное – они должны быть написаны без ошибок! Очень повезло таким словам,как ЛЕС,ДОМ,РЫБА,ИГРАТЬ – редко делал в них ошибки и их часто брали в предложения.Но Были и такие,кому приходилось непросто! (слайд 6)
Например,Ира или ира? ; лыжи или лыжы?; чашка или чяшка? гора или гара?
Подчеркните верное написание в своих рабочих листах.(дети отвечают )
Молодцы! С вами словам из нашего города повезло!
Но вот появились в городе необычные жильцы и начали строить новый дом.Их особенность была в том,что если они выходили из дома,то некоторые буквы в них становились невидимыми. (слайд 7)
П.НАЛ, К.Р.НДАШ; но стоило им только зайти в дом,как буквы становились видимыми : ПЕНАЛ, КАРАНДАШ.(слайд 8)
Кто догадался,почему буквы стали невидимыми?(Они обозначают безударные звуки и их нельзя проверить)
Как бы вы назвали этот дом? (Словарь или словарик)
Кто догадался о чём мы будем говорить на уроке и что нового узнаем?
(Дети могут предположить,что речь на уроке пойдёт о новом для них виде словарей,о том как работать со словарём)
Итак,тема нашего урока : Написание непроверяемых безударных гласных звуков в словах. Работа с орфографическим словарём.
Этап открытия нового знания
Ребята, с каким словарём вы уже знакомы? (с толковым)
Пришло время увидеть новый дом.
Я вам его не только покажу, но вы сможете его рассмотреть, познакомиться с его жильцами поближе. (На партах лежат школьные орфографические словари, но обложка закрыта листом картона, после объявления темы урока картон дети снимают.)
Познакомьтесь, орфографический словарь! (даю детям время рассмотреть книгу, полистать)
Предположите, для чего нужен орфографический словарь. (Дети высказывают предположения)
Откройте учебник на странице 70 и прочитайте сведения в упр.16.
Итак, орфографический словарь помогает узнать правильное написание слова.
Этап первичного закрепления
Кто авторы словаря, который вы держите в руках?
Как расположены слова в словаре? (по алфавиту)
Что указано в каждом слове? (ударение)
Откройте словарь на букве, которая 5 по алфавиту (Д) и прочитайте первые 5 слов.
В ваших учебниках есть маленький орфографический словарик. Маленький словарик – ваш большой друг!
Почему?
Смотрите, ребята! (учитель обращает внимание на слайд 9) По улицам города гуляют слова с невидимыми буквами! Пользуясь орфографическим словарём запишите эти слова. (ДЕВ .ЧКА, МАЛЬЧ . К, Р . БОТА)
Этап включения в систему знаний и повторения.
Мы уже знакомы со многими словарными словами. Сегодня занесём в ваш словарик – «помогатор» новое слово.
Работаем по алгоритму:
Слово, ударение, безударная гласная
Деление для переноса
Предложение с этим словом, пословица, поговорка или загадка. (Алгоритм работы со словариком ребятам знаком с предыдущих уроков)
Заяц
За – яц
Трусливому зайцу и пенёк – волк. (на этом этапе дети объясняют значение пословицы, слайд 10)
Этап рефлексии учебной деятельности.
Ребята, с каким словарём мы познакомились на уроке?
Для чего нужен орфографический словарь?
Попробуем составить синквейн к слову словарь. (слайд 11)
(примерный вариант)
Словарь
Большой, полезный
Помогает, учит, знает
Словарь помогает писать слова.
Книга
Молодцы ребята! На сегодня наше путешествие закончено!
Если вам было всё понятно на уроке, то закрасьте кружок зелёным цветом, если были проблемы - жёлтым, если плохо поняли материал - красным. Сдайте рабочие листы.
Р абочий лист к уроку
Разгадай ребус.
И ра – ира, лыжы – лыжи, чашка – чяшка, гора – гара.
Составляем синквейн.
" />
4. Заключение. Представленная разработка может успешно применяться в работе учителя начальных классов. Она позволяет формировать грамотную связную речь учащихся, учит работать с орфографическим словарём. Способствует обогащению словарного запаса детей, прививает интерес к изучению русского языка, доступна для возраста первоклассников. К уроку разработан рабочий лист, содержащий необходимую информацию для учащихся, элемент обратной связи и позволяющий организовать деятельность обучающихся.
5.Список источников
В. Г. Дмитриева "1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. 1-4 классы"Издательство: АСТ, 2016 г.
Терехова Н.В. «Словарь как средство формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка»языка [Текст] / Н.В. Терехова, А.С. Косенко // Вопросы педагогики / Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – Москва, 2019 - С. 207-212. - Библиогр.: с. 207-212.
Ушаков Д. Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь» Издательство: Просвещение/Дрофа, 2020 г. Серия: Словари
Примерная основная образовательная программа начального общего образования https://fgosreestr.ru/?edl=1
Русский язык. 1 класс. Электронная форма учебника Канакиной В. П., Горецкого В. Г. https://media.prosv.ru/content/item/reader/7566/