Нарушение письменной речи у младших школьников.
Письменная речь в отличие от устной формируется в условиях целенаправленного обучения. Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих, психических функций ребенка.
Письмо, включает ряд специальных операций:
1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма — определение последовательности звуков в слове. Второе — уточнение звуков, т. е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки - фонемы. Сначала эти процессы протекают полностью осознанно, в дальнейшем — автоматизированно. Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляций.
2. Следующая операция письма заключается в переводе фонем (слышимых звуков) в графемы (письменные знаки) с учетом пространственного расположения их элементов.
3.На последнем этапе письма происходит «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчетливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи школьников.
Специфические ошибки письма, т. е. ошибки, не связанные с применением грамматических правил, при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы обучения, хотя и в измененном виде, так как дисграфия к тому времени осложняется дизорфографией.