Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества №4»
Методическая разработка
На тему:
«НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в МБУ ДО ЦДТ №4»
Автор:
Савостьева Е.В.,
заместитель директора по УВР
МБУ ДО ЦДТ №4 г. Ульяновска
г. Ульяновск, 2023
НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в МБУ ДО ЦДТ №4
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективного управления учреждением с целью повышения доступности дополнительного образования на примере достижений, результативности МБУ ДО ЦДТ №4.
Ключевые слова: эффективное управление, навигатор дополнительного образования, результативность, материально-техническая база, доступность дополнительного образования, информатизация образования, популяризация, дистанционное образование.
Эффективность деятельности образовательного учреждения, в том числе Центра детского творчества, напрямую зависит от качества управления этим образовательным учреждением. Залогом успешного функционирования педагогической системы учреждения дополнительного образования является правильно поставленная цель, направленная на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.
ЦДТ №4 для эффективного управления соблюдает следующие условия:
1. Создание целостной системы деятельности.
2. Создание чёткой организационной структуры и обеспечение координации ее функционирования.
3. Создание коллектива педагогов-единомышленников.
4. Высокая психолого-педагогическая и управленческая подготовленность руководителей учреждения ДО. Повышение их теоретического и профессионального уровня.
5. Высокий профессионализм педагогических кадров.
6. Правильно построенные модели мотивации и стимулирования педагогического труда.
7. Обеспечение инновационного развития учреждения.
8. Осуществление стратегического планирования.
9. Чёткая система управленческого и педагогического контроля.
В своей работе администрация МБУ ДО ЦДТ №4 руководствуется психолого-педагогическими методами управления, которые играют очень важную роль в работе с педагогическим коллективом, так как направлены на конкретную личность педагога, и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Управленческий персонал нашего Центра использует моральное поощрение сотрудников, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание благоприятного климата в педагогическом коллективе. Это позволяет достичь наиболее эффективных результатов в работе всего Центра по всем направлениям деятельности. Наша главная совместная задача – создание такого микроклимата в ЦДТ №4, чтобы в нём было уютно для роста и развития и педагогам, и обучающимся. И результаты, которые демонстрируют наши ученики и педагоги говорят о том, что методы управления ЦДТ №4 являются успешными и эффективными.
Чтобы соответствовать возрастающим потребностям педагогов и обучающихся, отвечать современным образовательным требованиям и запросам, мы стараемся сочетать традиционные формы работы с инновационными технологиями в образовательно-воспитательной сфере, в социализации и профессиональной ориентации обучающихся, в организации досуга и развития творческой деятельности детей, в информатизации образования и компьютеризации обучения. МБУ ДО ЦДТ №4 старается всегда идти в ногу со временем.
В МБУ ДО ЦДТ №4 представлен широкий спектр детских образовательных объединений. Образовательный процесс организуется по 5 направленностям (художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, и технической) как на базе ЦДТ №4, так и на базах других образовательных учреждений города (МБОУ СШ №10, 46, 58, 62, лицее №11, гимназии №30, в рамках сетевого взаимодействия на базе ДОСААФ).
ЦДТ №4 ведёт активную работу в рамках Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» по внедрению Регионального сайта «Навигатор дополнительного образования детей Ульяновской области» (dopobr73.ru). Система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику, значительно упрощает и предоставляет более широкие возможности для решения вопроса доступности дополнительного образования. В 2020-2021 учебном году на ПФДО обучается 1166 человек, сертификаты финансирования получили 1042 человека.
Говорить о повышении доступности дополнительного образования и не затронуть тему материально-технической базы невозможно. В ЦДТ №4 действуют 4 спортивных зала (зал бокса, зал тяжёлой атлетики, зал смешанных видов единоборств и зал спортивно-бальных танцев). Их оснащение помогает привлечь на нашу базу большое количество обучающихся. Конечно, они делятся как на спортсменов, работающих на высокий результат, так и тех, кто приходит обучаться по дополнительным общеобразовательным программам ради здоровья и общей физической подготовки. Большое значение ЦДТ №4 уделяет также имиджу, роли, активной социально-культурной позиции учреждения в районе и городе.
Среди наших учеников есть победители и призёры соревнований регионального, всероссийского и международного уровней. Так же мы гордимся единственным в нашем городе военно-историческим клубом «Дружина «Витязь», у которых тоже за многие годы создана серьёзная материально-техническая база. Всё это наряду с преподавателями высокого профессионального уровня привлекает в наш Центр желающих обучаться в заслуживших добрую славу объединениях. Говоря о высоких результатах, особо необходимо отметить объединения художественной направленности и, безусловно, народный коллектив студию народной песни «Калинушка» под руководством Фадеевой О.М.
Конечно,в связи с той ситуацией и ограничениями, в которых мы сейчас живем, результативность 1 полугодия разнится со вторым полугодием 2020-2021 учебного года. Соревнования, конкурсы, фестивали проходили в дистанционном формате. И если в первом полугодии мы только постигали «дистант», то во втором превратились в ассов. Впрочем, и многие соревнования были переведены в очный формат. Так, если в первом полугодии обучающимися ЦДТ №4 в соревнованиях и конкурсах всего было завоёвано 45 мест, а во втором – 225. Пример победителей детских и юношеских соревнований и конкурсов служит существенным стимулом для педагогов совершенствовать свою работу по внедрению инноваций, выходить на новый уровень, самим участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства. И наши педагоги не отстают от своих учеников. В этом учебном году педагог ЦДТ №4 Баранова М.С. приняла участие и стала победителем Городского этапа конкурса, призёром (3 место) Областного этапа и победителем заочного этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2020». Педагоги дополнительного образования ЦДТ №4 проявляют активную профессиональную позицию: работают над самообразованием, саморазвитием, изучают специальную литературу, передовой опыт коллег, разрабатывают свои методические материалы, публикуют их на интернет ресурсах. Была проведена большая методическая работа администрацией, методической службой и педагогами. В этом году 5 педагогов повысили свою квалификацию (Суров Н.Н. – высшая, Юкова А.С., Ермолаева Н.В., Баранова М.С., Моисеева С.Ю. – 1 категория). Курсы повышения квалификации прошли 6 человек (Тихонова М.В., Старкова Н.В., Жарков А.А., Хушиева К.В., Катков Д.В., Зенин С.А.).
Помимо направлений физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной направленностей особым спросом сейчас пользуются объединения технической направленности. Для того чтобы улучшить материально-техническую базу, наш Центр участвует в реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Успех каждого ребенка» по созданию новых мест дополнительного образования детей.
С 01 сентября 2021 года на базе МБУ ДО ЦДТ №4 будет создано 60 новых мест дополнительного образования детей для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета по программе «Робототехника» и столько же по программе «Графическое программирование. Алгоритмика». Это привлечёт к нам в ЦДТ 120 человек. Хочется отметить, что основным движителем этого направления у нас является молодой и очень перспективный педагог Баранова Мария Сергеевна.
Частью модели повышения доступности дополнительного образования, создающей возможности получения дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями является дистанционное обучение. Педагоги ЦДТ №4 активно используют в своей педагогической деятельности функции применения дистанционных технологий через сервисы ZOOM и Skype. Основная часть объединений использует группы ВКонтакте, функционал электронной почты и мессенджеры для информирования обучающихся и родителей о порядке выполнения самостоятельной работы и размещения ссылок на информационные сервисы с учебным материалом. Одним из самых популярных инструментов дистанционного обучения является официальный сайт ЦДТ №4, где имеется возможность для размещения информации и заданий для самостоятельного обучения. Среди объединений физкультурно-спортивной направленности преобладает информация, представленная в виде ссылок на просмотр на канале YouTube информационных материалов, связанных с видами спорта и различными видами активности. Педагоги отметили, что значительно возросла вовлеченность родителей в процесс обучения детей. Лучшая практика применения дистанционных образовательных технологий в ЦДТ №4 у Барановой М.С., руководителя объединения «Робототехника». В её объединении не только есть собственный сайт, но и активно используются google-формы. Сейчас, когда есть послабления, связанные с пандемией, все педагоги вернулись к традиционному формату.
Но этот опыт забывать не стоит. Дистанционное обучение эффективно удовлетворяет образовательные потребности и имеет ряд серьёзных преимуществ перед очным обучением, хотя и выявил «болевые» точки: отсутствие нормативно-правовой базы по применению дистанционных образовательных технологий, недостаток и неприспособленность технологического оборудования как у педагогов, так и у детей, необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы. Главное при организации «дистанта» - овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими. Помнить, что это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями.
Суммируя сказанное, можно отметить, что опыт МБУ ДО ЦДТ №4 даёт убедительные основания утверждать, что система дополнительного образования детей обладает необходимым потенциалом, позволяющим осуществлять преобразования, отражающие современный социальный заказ российского общества и что методы и приёмы, которые использует для управления ЦДТ №4, являются эффективными для популяризации дополнительного образования.
Список литературы
Белоус, С.В. Система управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей: нормативно-правовое обеспечение учебного процесса: из опыта работы МОУ ДОД г. Йошкар-Олы «Детской школы искусств и ремесел «Гармония»: методическое посо бие / С.В. Белоус. – Йошкар-Ола: Стринг, 2008. – 500 с.
2. Бильгильдеева, Р.Г. Развитие маркетинговых коммуникационных технологий в системе дополнительного образования / Р.Г. Бильгильдеева // Инновационные процессы как основа эффективности управления учреждением дополнительного образования: Сб. мат-лов межрегиональной науч.-практ. конф. / Под ред. А.В. Лаптева. – Набережные Челны, 2003. – С. 17-27.
3. Буйлова, Л. Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей/ Л.Н. Буйлова, С.В.Кочнева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 100 с.
4. Быкова, В.И. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей: Из опыта работы Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской]/ В.И. Быкова и др.; под ред. Р.А. Литвак / Управление по делам образования г.Челябинска. - Челябинск, 2001. - 105 с.
5. Ганаева, Е.А. Маркетинг дополнительного образования: Учеб.-метод. пособие /Е.А. Ганаева. – М.: МГОУ, 2005.
6. Горский, В.А., Третьякова, Т.Н. Маркетинг дополнительного образования /В.А. Горский, Т.Н. Третьякова //Дополнительное образование. - 2001. - №6. – С. 30-39.
7. Кустобаева, Е.К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е.К. Кустобаева // Методист. - 2002. - № 5. - С. 35 - 37.