Доклад
по итогам исследовательской деятельности
«Обеспечение личностных результатов в ходе
образовательного процесса. Способы, методы, приёмы»
Выполнила:
учитель начальных классов
ГАОУ СО «СОШ№2 УИП
им. В.П. Тихонова»
Т. Б. Балашкина
Саратов 2024
Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика, а развитие личности, как и всякое психическое развитие, предполагает востребованность и проявление того, что развивается. Значит, образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы “обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих эту востребованность личностных проявлений человека” пишет А.В. Сериков в своей работе. Он отмечает, что развитие личности это:
1) в первую очередь развитие атрибутивных функций: избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности;
2) развитие содержания ее духовной сферы — мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей;
3) деятельностно-поведенческое развитие личности — становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего “Я”;
4) становление ее индивидуальности.
Личностно-ориентированное образование признает каждого человека как индивида, наделенного своим неповторимым уникальным субъектным опытом. Под субъектным опытом мы понимаем ту часть личностного опыта ученика, которая относится к его собственным приобретенным и осознанным им самостоятельно знаниям, индивидуальным смыслам и познавательным стратегиям.
Как носитель субъектного опыта ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. При обучении происходит включение субъектного опыта в процесс познания, осуществляется его обогащение “окультуривание”. При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика.
Каждый человек уникален, его индивидуальность проявляется в избирательном отношении к познанию (содержанию, виду, форме его представления), устойчивости этой избирательности, в способах переработки учебной информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания и способам взаимодействия с участниками процесса познания. В процессе обучения учеником используются специально выработанные им формы учебной работы, и ее организация осуществляется на основе личных интересов, предпочтений, потребностей, личностных отношений к ней.
На основании вышесказанного, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего:
Признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом.
Признать основной целью обучения развитие личности ученика.
Определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания.
Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе класса:
созданий ситуаций, которые позволяют понять ребенку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания;
стимулирование учащихся к высказываниям;
поощрение инициативы и активности;
акцентирование важности мнения каждого члена группы;
создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы.
Организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса:
приоритет диалогических форм учебной деятельности;
организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.);
проявление доброжелательности в общении;
уважительное отношение к мнениям, высказываниям, суждениям учеников;
организация учебной работы таким образом, чтобы ее результаты зависели от деятельности всех партнеров;
создание возможности задавать вопросы.
Обеспечение состояния успешности в процессе обучения:
создание ситуации успеха;
формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями;
открытость проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания;
подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успешности;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы.
Организация развивающего пространства:
ориентация на формирование учебной деятельности школьников, освоение методов научного познания, а не на передачу учебной информации;
ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам;
повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности;
обучение целеполаганию;
обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов;
обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных;
использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характера;
постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
учет психо-физических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приемов, видов заданий;
обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствие с зоной ближайшего развития).
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества;
создание ситуаций нравственного выбора и оценке результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм;
создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию и т.п.);
формирование убежденности в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации.
Выделенные мною средства ориентированы на личностное развитие учащихся.
Сделаю вывод: обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его.