Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. Урок 2 класс "Какие бывают растения"

Урок 2 класс "Какие бывают растения"

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений. Планируемые результаты: Личностные: - понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; - ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы. Предметные: Обучающиеся научатся: - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека; - различать культурные растения – по назначению. Учащиеся получат возможность научиться: - различать существенные и несущественные признаки; - приводить примеры дикорастущих и культурных растений; - рассказывать о предках культурных растений. Метапредметные: Обучающиеся научатся: - понимать цель познавательной деятельности; - планировать свои действия при выполнении заданий; - осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; - доказывать то или иное свойство изучаемого объекта; - сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; - находить необходимую информацию в учебнике; - получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; - выполнять индивидуальные и групповые задания; - совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы. Обучающиеся получат возможность научиться: - самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; - самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; - ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее; - распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий. Оборудование: - интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация; - раздаточный информационный материал. Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-дискуссия.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Открытый урок

по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"

Составила:

учитель начальных классов

Балашкина Т. Б.

Оборудование:

  • Мультимедиа оборудование для показа презентации

  • Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений

  • Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк

  • Колосок пшеницы

  • Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Видеоклип «Весна»

--Вот и пришла весна. Всё живое в природе просыпается после зимних холодов. (выключить проектор).

2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.

--- Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей и самый главный гость – хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок!

--Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста? (тепло, свет, вода, почва). Всё это нужно и хлебному колоску.

--И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика.

-- Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

Работа в парах. 1 задание

РАСТЕНИЯ
Деревья     кустарники     травянистые растения

-- Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам!

сосна
яблоня  
берёза

 крыжовник  
сирень
малина

репейник
помидор
одуванчик  

-- Записываем в маршрутных листах! Оцените свою работу.

- А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор)

--С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли.

--Колоску нужна вода. За водой мы отправимся кдождевой тучке.

--Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку?

(кормят, одевают, лечат, строительство, мебель )

--Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта!

--Но вдруг откуда ни возьмись налетелВетер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие?

--Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай.

-- Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам)

2 задание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

ЯБЛОНЯ

сосна

СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЕ

ОРЕШНИК

КРЫЖОВНИК

СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЕ

Shape2Shape1РАСТЕНИЯ

___________________________ ____________________________

--Растения, которые растут сами по себе, называютдикорастущими(открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными.

-Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения (кластер на доску).

--Какая же цель стоит перед нами на уроке? (научиться распознавать, определять дикорастущие и культурные растения). Кластер

Включить доску

( слайд № )

3. Изучение нового материала.

--Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек.

--Откуда же взялись на земле культурные растения?

--В древние времена все растения на земле были дикорастущими.

Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.

--Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означаетвозделывание, обрабатывание.

- Так на какие две группы мы можем разделить все растения?

- Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика!

--Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи!

Физкультминутка.

Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.

--У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок.

--Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы.

--Ребята, вы приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем.

-Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях

  • Мать-и-мачеха (слайд № ).

- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?

- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?

  • Медуница (слайд № ).

- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?

--Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».

- Почему цветы просят не обрывать их?

Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе, потому что…

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-- Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна.

- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?

5. Сообщения учащихся о культурных растениях.

Пшеница (слайд № ).

- Что нового узнали о пшенице?

  • Рожь (слайд № ).

  • Гречиха (слайд № ).

- Почему гречиху назвали гречихой?

- Почему гречневую кашу называют богатырской?

--, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?

6. Беседа о хлебе.

--Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.

- Для чего люди выращивают хлебные колоски?

- Что можно получить из колосков?

- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд № )

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

- Почему о хлебе говорят – хлебушко?

--Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.

--Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!

--Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».

- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.

- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)

--Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.

(Слайд № )

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.

Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд № )

- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?

- А в нашем городе Саратове есть место, где люди пекут хлеб?

- Чьи мамы дома пекут булочки?

Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.

Физкультминутка для глаз.

- Мы рисуем колосок. Потом бублик. Теперь буханку.

7. Игра «Найди пару».

--Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.

--Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку).

Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называютсязерновыми.

(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)

Выберите другие пары растений.

Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называютсяплодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.

Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.

Лён и хлопок – из них делают ткань. Они –прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.

Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Зерновые     
пшеница
рожь

плодовые     
груша
слива

овощные
лук
картофель    

прядильные     
хлопок
лён

декоративные
тюльпан
нарцисс

Понравилась игра?

8. Работа с учебником с.62-63.

Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

- Сегодня мы изучили дикорастущие и культурные растения, которые человек выращивает для продуктов питания. Кто для себя сделал новые открытия по этой теме?

- Что для вас было интересным на уроке?

- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?

- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?

--Подведите итог своим оценкам.

ИТОГ

задания

1

2

3

4

5

итого

Оцени свою работу

Если сумма твоих баллов от 23 до 25, то «5»!

Если сумма баллов от 20 до 23—«4»!

ДЗ (на выбор уч-ся)

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

Сообщение о культурном растении

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

Сочинить сказку об одуванчике.

Урок окончен! Спасибо за внимание!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика, а развитие личности, как и всякое психическое развитие, предполагает востребованность и проявление того, что развивается.Значит, образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы “обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих эту востребованность личностных проявлений человека. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его.
0 ₽
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений. Планируемые результаты: Личностные: - понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; - ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы. Предметные: Обучающиеся научатся: - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека; - различать культурные растения – по назначению. Учащиеся получат возможность научиться: - различать существенные и несущественные признаки; - приводить примеры дикорастущих и культурных растений; - рассказывать о предках культурных растений. Метапредметные: Обучающиеся научатся: - понимать цель познавательной деятельности; - планировать свои действия при выполнении заданий; - осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; - доказывать то или иное свойство изучаемого объекта; - сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; - находить необходимую информацию в учебнике; - получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; - выполнять индивидуальные и групповые задания; - совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы. Обучающиеся получат возможность научиться: - самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; - самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; - ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее; - распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий. Оборудование: - интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация; - раздаточный информационный материал. Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-дискуссия.
0 ₽