Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Обобщение и распространение педагогического опыта.

Обобщить свой собственный опыт - это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества пгт. Шахтерск

Углегорского городского округа

Сахалинской области.

Обобщение педагогического опыта

«Театрализованная деятельность

как средство развития личности ребёнка».

педагог дополнительного образования

Белецкая Ирина Константиновна

Шахтерск

Обобщить свой собственный опыт - это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта.  Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

Цель: Повышения профессионального мастерства, с использованием упражнений помогающие корректировать речь, и снимать зажимы.

Задачи:

- расширить знания педагогов об упражнениях для снятия мышечных зажимов тела;

- формировать правильное четкое произношение (дикция, артикуляция);

-воспитывать чувства уверенности в себе, интерес к театральному творчеству.

Учебные занятия в разновозрастных группах проводятся с применением дифференцированного подхода (постоянная смена деятельности: обязательно физминутки и упражнения на релаксацию, снятие мышечного зажима), с учетом психологических особенностей каждого. Традиционно театр ассоциируется детьми с праздником, с особой творческой атмосферой. С первых занятий важно поддержать в коллективе этот жизнерадостный «мажорный тон», выстроить такой стиль отношений между детьми и педагогом, при котором театральное действие поможет коснуться души и ума ребенка. Мы учимся общаться, находить друзей, компромиссы в спорных ситуациях, грамотной и четкой речи, ясности изложения своих мыслей через театральную игру, пластические импровизации, тренинговые упражнения и многое другое. Многие из детей сталкиваемся с проблемой - выступление лицом к лицу с аудиторией (ответ у доски, защита реферата и др.) Испытывая волнение, мышечный спазм, дрожь, дрожание голоса, нарушение дикции, все это проявление стресса, или по-другому телесные зажимы. Чтобы этого избежать мы можем снять телесные зажимы.

Наши враги - телесные зажимы! Поэтому будем от них избавляться.

Но сначала снимаем физический зажим со всего тела, путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Выполняя упражнение, не забываем про дыхание, дышим спокойно. (Приложение2)

Напрягаем: пятки, икры ног, вся нога, ягодицы, живот, плечи, руки, шея, голова. На счет «три! » резко выдыхают и расслабляют мышцы.

Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

Упражнения для языка (упражнения с зеркалом (при наличии)

  1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз, в это время четко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты.

  2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

  3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

  4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

  5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнения с зеркалом

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом в исходное положение.

  2. Губы растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты, и челюсть не двигается. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. 10 повторов

( Улыбка , зубы закрыты, потом с открытыми зубами)

Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи, выполняется раз в два дня, всего 3-4 минуты, это позволит изменить ваш голос.

Поднять максимально высоко плечи, зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

Таким образом, нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО.

(Каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.) Хорошо! Следующие упражнения будем помогать себе руками.

Упражнение «Кнопки»:«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Упражнение «Жонглер»: Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп» - «дабидабидуп»…

В работе по сценической речи помогают скороговорки и чистоговорки. (Приложение1) Они играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.Во-первых, скороговорки помогают:

-учить детей управлять своим голосом;

-развивать эмоциональность, выразительность речи детей;

-отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;

-научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;

-расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

Вот несколько примеров, способствующих выполнению поставленной цели.
Дети произносят скороговорку «Из-под топота копыт, пыль по полю летит».Начинают тихо, как бы представляя, что звук копыт далеко – далеко, а приближаясь, произносят все громче и громче и, наконец, в полный голос, изображая ритмом «топот копыт». Проговаривают минимум три раза.

Отрабатываем скорость произношения скороговорки «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон» Первый раз медленно и так далее ускоряя темп. При произношении скороговорки определяем, какое слово ударное и произносим её с отношением, например «Кукушка кукушонку купила капюшон», далее «Кукушкакукушонку купила капюшон», продолжаем произносить до конца скороговорки.Управляем артистическими данными. Для достижения данной цели используется одна и та же скороговорка, которая произноситься с разными эмоциями грустно, весело, рассержено, печально и т.д., например: Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Скороговорки можно использовать на различных мероприятиях и концертах. Мы с детьми поставили театральный номер «Что говорить, когда говорить нечего».

Важное место в образовательном процессе занимают коллективные игры, совместное выполнение заданий и этюдов. Особенно любимы обучающимися сценические этюды «на общение». Ребенок в очередной раз по-новому учится воспринимать окружающую действительность, сопереживать разыгрываемым событиям, не боится быть смешными и доверяет самому себе.

Так как у меня в объединениях занимаются дети разного возраста, некоторые из них с дефектом речи (проглатывание окончаний, нечеткое произношение звуков).

В мой программе «Основы театральной культуры» в блок «сценическая речь» обязательны такие упражнения, помогающие корректировать речь, и снимать зажимы.

Это хорошо заметно по таким результатам как участие детей в конкурсах театральных и чтецов, где они занимают призовые места.

Источники:

С.В. Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств» Учебное пособие, изд. Планета музыки 2023г.

http://act-master.ru/5-scen-rech/

http://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/14/treningi-dlya-pedagogov

Приложение 1

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши — и во ржи не души.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Приложение 2

Наши враги - телесные зажимы!

Как избавляться?

Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.

Итак....

Марионетки

Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.

Напряжение-расслабление

Учащиеся должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Зажимы по кругу

Участники идут по кругу и по команде педагога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела. В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде педагога нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком.

По окончании каждой части упражнения по заданию педагога учащиеся прислушиваются к ощущениям своего тела, при этом продолжают спокойно идти по кругу и вспоминать обычное для себя напряжение в этом участке тела (свой привычный зажим). Затем ученики должны снова постепенно напрячь тело в этом месте, доведя зажим до предела, сбросить через 15-20 секунд. После следует напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с привычным зажимом. Повторять упражнение с собственными зажимами следует от 3-х до 5-ти раз.

Ученикам рекомендуется повторять это упражнение 1-2 раза в день самостоятельно.

Перекат напряжения

Учащиеся должны напрячь правую руку до предела, затем постепенно расслабляя эту руку надо перевести напряжение полностью на левую руку. Потом полностью расслабляя левую руку нужно перевести напряжение на левую ногу, затем на правую, затем на поясницу, спину, шею.

Пластилиновые куклы

Это упражнение состоит из 3-х этапов, в ходе него учащиеся должны превратиться в пластилиновых кукол. По первому хлопку педагога ученик должен стать пластилиновой куклой, которую долго хранили в холодном месте, в связи с чем пластилин утратил пластичность и мягкость, он жесток и тверд. Второй хлопок педагога означает начало работы с куклами. Педагог должен менять позы кукол, а учащиеся должны помнить, что застывшая форма кукол осложняет его работу, он должен почувствовать, что материал (пластилин) сопротивляется. По третьему хлопку начинается последний этап упражнения. Представляем себе, что в помещении с находящимися в нем застывшими пластилиновыми куклами вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Куклы размягчаются. Учтите, что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые ушло меньше пластилина – пальцы, шея, руки, затем ноги. В заключительной части упражнения куклы «стекают» на пол, превращаясь в бесформенную пластилиновую массу, что является абсолютным мышечным расслаблением.

Потянулись – сломались

Учащиеся должны встать прямо, руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. Ведущий говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли безвольно. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Лежим на полу расслаблено, безвольно, удобно. Прислушались к себе. Осталось где-то напряжение? Расслабили это место».

Во время выполнения данного упражнения педагог обязательно обращает внимание учеников на следующие моменты: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда ученики лежат на полу, педагог должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указывая места зажимов.

Растем

Участники встают в круг. И. п. сесть на корточки, голову надо нагнуть к коленям и обхватить колени руками. Педагог говорит: «Представьте, что вы являетесь маленьким ростком, только что показавшимся из земли. Вы растете, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и устремляетесь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вы должны постараться равномерно распределить стадии своего роста.

Если вы в будущем захотите усложнить это упражнение, то ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий.

Расслабление по счету

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Ведущий считает. Во время счета ученики должны постепенно расслаблять все части тела.

На счет «раз» надо расслабить кисти рук. На счет «два» расслабить локти. На счет «три» - плечи, руки, на счет «четыре» - голова. На счет «пять» надо полностью расслабить туловище, которое должно держаться только на ногах, на счет «шесть» полное расслабление, ученики садятся «в точку». Потом по хлопку все встают. Ведущий может с разной скоростью давать команду на расслабление, проверяя при этом качество расслабления каждой части тела ученика. Например, на счет «раз, два, три» помотали руками и проверили степень расслабления.

Спагетти

Ведущий предлагает участникам превратиться в спагетти, для чего следует расслабить руки от предплечья до самых кончиков пальцев. Ученики должны размахивать руками в разные стороны, и при этом контролировать абсолютную свободу рук. Затем освободить руки от локтя до кончиков пальцев, продолжая хаотическое вращение. Локтевой сустав надо держать закрытым, но при этом полностью освободить пальцы и кисти. Надо вращать ими и ощущать пружинистую вибрацию. Пальцы должны быть абсолютно свободны и струиться, как отварные спагетти.

Огонь – лед

В этом упражнении следует попеременно напрягать и расслаблять все тело. Упражнение выполняется в кругу. Педагог дает команду: «Огонь» и учащиеся начинают делать интенсивные движения всем телом. Степень интенсивности движений и плавность каждый ученик выбирает сам произвольно. Педагог дает команду: «Лед», ученики должны застыть в той позе, в которой их застигла команда педагога, при этом следует напрягать все тело до предела. Педагог чередует эти команды несколько раз, по своему усмотрению меняя время выполнения обеих.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Человек-часть живой природы. Мы не просто живем, обитаем в природной среде-мы связаны с ней тысячами нитей. Ёще раз хорошая возможность через спектакль напомнить детям и взрослым о правилах поведения на природе.
0 ₽
С обучающимися можно совершить путешествие в волшебный мир театра, раскрыть небольшие секреты актерского мастерства. С формирование знания об истории возникновения Всемирного дня театра, о развитии театрального искусства.
0 ₽
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания. Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Расширить кругозор обучающихся и стимулировать интерес к изучению истории России. Воспитать гражданско-патриотические чувства, любви к Родине, природе.
0 ₽