Тема: «Ой, как скользко!»
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.
Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.
Развивать художественное восприятие.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, мы живем в красивом городе Мариинске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто никому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
- Ребята, скажите, почему хорошо и почему плохо.
Зима
(хорошо - много снега, ребятам нравятся зимние забавы, они с удовольствием
строят из снега снежные постройки и ледяные горки;
плохо – на дорогах скапливается много снега, появляются пробки, заносы).
Лед
(хорошо - мы катаемся на коньках, играем в хоккей, строим ледяные дорожки и
горки, открывается зимняя рыбалка; лед-это хорошо для мороженного летом, не
растает;
плохо – на дорогах и тротуарах скользко, аварии на дорогах, падение людей). (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).
Педагог: Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.
Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.
Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.
Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Гололедица»
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
Педагог: Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?
Дети: скользко, падают.
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге … (Гололед)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
Педагог. Зима – самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята?
Ответ детей. Количество ДТП возрастает, если на улице ветер, температура ноль градусов, на дорогах возникает гололед; машинам по скользкой дороге гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной путь в гололед становится длиннее.
Педагог: Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.
Педагог: Почему старушка упала?
Дети: Она упала, потому что скользко, гололед.
Педагог: А что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)
Педагог: А какой мальчик?
Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.
Педагог: Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).
Педагог: Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.
Правила:
По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу.
Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар.
При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму.
Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться, округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).
Педагог: Что может произойти, если вы неправильно упали?
Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.
Педагог: И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.
Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?
Тише едешь – дальше будешь.
В темную ночь дорога далека.
Дорога даже в ухабах, лучше бездорожья.
И на ровной дороге люди ломают ноги.
Педагог: Спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили об опасностях на дороге. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.