Тема:«Удивительный лес».
Цель занятия:
1. Способствовать расширению знаний о многообразии деревьев;
2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством соленого теста;
3. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию;
4. Укреплять познавательный интерес к природе.
Материалы и оборудование:
• Цветное тесто для лепки, подставки, стеки, фартуки
• Общая композиция - панорама леса, выполненная в технике рельефной лепки
• Розетки с водой, кисточки, тканевые салфетки, иллюстрации разных деревьев, аудиозапись со звуками леса, посылка
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вам посылка из леса, прошу принять и расписаться.
В - Ребята, давайте скорее посмотрим, что же в посылке.(раскрываю посылку, и достаю письмо).
Ребята, в этом письме написана удивительная лесная история, я вам предлагаю её послушать.
«Однажды на лесную полянку ветер занес семечко ели, и оно упало между берёзой и кленом. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая елочка. И хотя ее корешки прочно укрепились в почве, но уж слишком она была беззащитна перед миром, ее окружающим. Лесные звери так и норовили схватить елочку за зеленую макушку; озорник-ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.
Рядом стоящие береза и клен пожалели бедный росток и принялись опекать елочку, как любящие родители. Березка своей густой листвой прикрывала ее от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного ветра.
Окруженная лаской и заботой, елочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу - ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась о них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки.
Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить».
2. Беседа об истории.
В - Где же случилась эта удивительная история?
В - Правильно. А что такое лес?
В - Верно. Лес - это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. Как вы думаете, как называется такой лес?
В - Да, это сосновый бор. Сосна - это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и
солнца. В шишках сосны - семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов.
С головы зелена,
Стволом красна,
Высока, стройна
Растет сосна.
В - А как называется лес, в котором растут одни елочки?
В- Так его тоже называют, но чаще - ельником. (Достаю из посылки рисунок с изображением ели). В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель, очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А еще в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни. Вы бы хотели их услышать?
Звучит аудиозапись «Волшебные голоса природы».
В - Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни березки?
В - Или, березовая роща. (Достаю из посылки картинку с изображением березы). Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист.
Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый». Многие поэты признавались любви русской березке в своих стихах:
«Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую».
А. Прокофьев
В - А как можно назвать лес, в котором растут могучие дубы?
В - Правильное название такого леса - дубрава. (Достаю из посылки картинку с изображением дуба). Дубы - свободолюбивые деревья. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом - тень от раскидистой кроны, а на полянках между дубами - свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей, как в столовую, приходят кабаны. Дубы - долгожители, некоторые из них живут по двести, а то и больше лет.
«Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный».
В-Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья.
В - Это смешанный лес. В таком лесу рядом друг с другом могут расти разные деревья: с сосной - береза, с елью - осина, встречаются и липы, и дубы, и клены (Выкладываю на мольберт картинки с изображением липы, осины, клена). Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего?
В- Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес.
Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу.
3.Физкультурная минутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле Потягивания-руки в стороны.
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется Руки вверх.
На холме стоит рябинка, Дети стоят прямо.
Держит прямо,
Ровно спинку.
На полянке дуб зеленый
Потянулся к небу кроной Ноги на ширине плеч.
Сильный ветер сосны крутит Вращение корпусом
Словно самый тонкий прутик.
На полянке кедр могучий
Задевает кроной тучи Стоя на правой ноге, тянем руки вверх.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она То- же на левой.
Тополь вырос рядом с ней:
Быть он хочет подлинней Прыжки на двух ногах.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем Ходьба на месте.
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать Приседания.
Нагулялись мы с тобой,
Корзинку с ягодой несем Ходьба на месте.
Отдохнуть мы все успели,
За столы мы дружно сели Дети садятся за столы.
4.Практическая часть.
В- Ребята, мы сегодня получили посылку от лесных жителей, узнали много интересного о деревьях, какими бывают леса. Наши лесные друзья просят нас о помощи. Дело в том, что в лесу прошелся сильный ураган, и повалил много деревьев. Вот, посмотрите. (Достаю из посылки панораму лесного участка без деревьев).
В - Сегодня нам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи цветного соленого теста.
Этапы выполнения работы:
1.Уточнить строение изображаемых деревьев.
• У березы - белый ствол, веточки напоминают дуги, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.
• У клена - прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее.
• У елочки - прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу-самые длинные, вверху-самые короткие.
2. Елочка. Раскатать колбаску из соленого теста коричневого цвета - ствол, прижать ее к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.
3. Березка. Раскатать из белого куска теста колбаску-ствол березы. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки тестом черного цвета.
4. Клен. Сделать и закрепить ствол, как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо - влево в направлении вверх. Регулировать длину веток стекой.
(Если данная работа проводится в осенний период, предложить детям украсить деревья листвой из разноцветных маленьких шариков: у клена - многоцветная листва, у березы - желто-зеленая).
Дополнительная физкультурная разминка во время занятия.
Березка.
Мы березку посадили, Выпрямиться за столом.
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.
И березка подросла, Встать за столом.
К солнцу ветки подняла, Руки вверх.
А потом их наклонила, Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила Поклоны головой, сесть.
В - А теперь, ребята, принесите деревья, будем их сажать. (Помогаю прилеплять деревья к общей панораме).
В - Посмотрите, ребята, у нас получился настоящий лес. Как он красив!
5. Заключительная часть.
В- На занятии вы узнали много нового и интересного о природном сообществе-лесе: какие бывают виды лесов, какие деревья в них произрастают, какое строение имеют и не только узнали, но и смогли их изобразить. Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Так что не стоит ломать веточки у деревьев, срывать просто так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать свежим, чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые.
«Что мы сажаем,
Сажая леса?
Чащу, где бродят
Барсук и лиса,
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где утром
Вороны кричат.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который
Ложится роса,
Воздух для легких,
И влагу, и тень -
Вот что сажаем
В сегодняшний день»