Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: Обобщение знаний об имени существительном.
Задачи:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном; умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные.
Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе и в паре.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук
I. Организационный момент.
У детей на столах лежат конверты, внутри смайлик и надпись «Улыбнись».
- Здравствуйте, ребята.
Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, откройте их и посмотрите, что находится внутри, но никому не говорите. (Смотрят)
- Я вижу, что у вас на лицах появилась улыбка. Предлагаю сохранить её на протяжении всего урока.
II. Минутка чистописания.
-Ребята, послушайте внимательно загадку и скажите о какой букве в ней говориться.
- Месяц в небе появился,
Бублик на два раскатился,
От колечка половинка,
Кресла выгнутая спинка,
Ручка чайника и чашки,
Форма ушка Чебурашки.
- Кто догадался, какую букву мы будем сегодня писать?
- Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой С. (Звуки с с, – согласный, глухой, парный, может быть твёрдым или мягким)
- Перед вами лежат необычные листы, в которых отмечена дата нашего урока.
- Давайте подготовимся к минутке чистописания.
Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают вперёд руки, сжимают кулачки, а затем их разжимают, повторяется несколько раз)
- Выполните по образцу правописание заглавной и строчной буквы Сс.
Лист я правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой я слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
III. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
а) А сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберёмся мы сейчас.
- Давайте соберём пословицу, которая будет девизом нашего сегодняшнего урока.
Повторение – мать учения. (На доске карточки со словами)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Под этой пословицей подразумевается, что главным в учебе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Необходимо всё еще раз повторить).
- Предположите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Повторять)
- А что мы будем сегодня повторять? Вы ответите на этот вопрос после того, как мы выполним следующее задание.
б) Дидактическая игра
- Распределите слова на две группы:
Мама, играет, ученик, лепит, учитель, мама, яблоня, светит.
- Посмотрите, в какой группе слов больше?
- К какой части речи относятся слова в I группе? (имена существительные)
- Что же мы сегодня будем повторять на уроке? (Мы будем повторять и закреплять знания об именах существительных)
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
- Среди данных слов, найдите слово, которое отвечает на вопрос Что? (яблоня)
- Перед нами на доске цветущая яблоня. Что появится вместо цветов, когда дерево отцветёт? (плоды-яблоки)
- Предлагаю за время нашего занятия вырастить на нём яблоки, повторяя всё, что мы знаем об имени существительном.
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет)
- Молодцы!
IV. Обобщение и систематизация знаний.
а) Индивидуальная работа
- Ирина и Полина у вас будет отдельное задание 1. Прочитайте его и выполните самостоятельно. (Задание исправить в предложениях имена собственные)
Пёс бублик грызет сухой бублик.
Наш пёс шарик поймал воздушный шарик.
б) Фронтальная работа
- Переходим к заданию 1 на листах.
- Прочитайте задание. На какие две группы вы можете распределить слова? (На одушевленные и неодушевленные)
Дарога, заец, зема, малчик, шына, мидведь.
- Найдите и исправьте ошибки в словах.
- Итак, ребята, давайте проверим, какие вы нашли ошибки? (Проверяем)
- Поменяйтесь листочками и проверьте, как справился с заданием сосед по парте.
- Вы, заметили, что к нашим листам прикреплены наклейки со смайлами. Если вы выполнили задание без ошибок, то рядом с заданием приклейте зелёный смайл, если ошибались, то – желтый.
- Что мы с вами повторили об имени существительном? (Что имена существительные бывают одушевленными и неодушевлёнными)
- Это первые плоды для нашего дерева. (Повесить яблоки, на которых написано одуш. и неодуш.)
- А теперь посмотрим, как справились с заданием Ирина и Полина.
- Прочитайте задание. (Читают)
- Какие ошибки вы нашли? (Клички животных, имя девочки)
- Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
- Значит, какими бывают имена существительные? (собственные и нарицательные)
- Добавим яблоки на наше дерево.
V. Физкультминутка
- Я буду называть слова, если услышите имя существительное, то нужно потянуться вверх, если нет - то приседаем.
Школа, красивый, тетрадь, пенал, бежать, мама, золотое, дом.
- Молодцы!
VI. Работа в парах
- Ребята, у вас на партах есть карточки жёлтого цвета, по ним вы будете выполнять задание в парах.
- Положите перед собой карточку, на ней вы видите набор букв, среди которых спрятались слова, которые вам необходимо найти. Найденное слово нужно обвести или подчеркнуть зелёной ручкой.
ТЭГДЕРЕВОЬТРЦВЕТЫРЬБЁВЪ
ВПСТШКАФТЛЬСКНИГАЛЬТЫ
БРОЧСОСНЫЛОТРЕСАПОГИЮ
- Кто справился с заданием, соедините ладошки наверху, чтобы я увидела, что вы закончили.
- Давайте проверим все ли слова удалось найти.
Дерево, цветы, шкаф, книга, сосны, сапоги.
- Что у этих слов общего? (Имена сущ.)
- А чем они отличаются? (Множественное и единственное число)
- А теперь давайте попробуем распределить эти слова на две группы.
- Какие слова отнесём в первую группу?
- Какие во вторую?
- Запишите эти слова в своих рабочих листах.
- Оцените при помощи смайлов.
- Итак, имена существительные бывают? (ед. и мн.ч.)
- На нашем дереве появились новые плоды.
VII. Обобщение по теме.
- Возвращаясь к цели нашего урока, как вы думаете, ребята, мы достигли поставленной цели? (Да, мы сегодня повторили и обобщили знания об имени существительном)
- Продолжите предложение.
Имя существительное отвечает на вопросы…
Обозначает…..
Бывает….
- Ребята, посмотрите, на нашей яблоне остались еще цветочки. Как вы думаете почему?
- Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном? (Нет)
- Посмотрите, как мы много знаем об имени существительном, но это ещё не всё. Нам предстоит узнать ещё очень много интересного об этой части речи.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- А теперь давайте поделимся впечатлениями об уроке.
В начале урока вы получили письмо, в котором было сообщение. Я попрошу вас отправить ответное сообщение. Прикрепите смайл: если во время урока у вас всё получилось, то зелёный смайл, если были затруднения – то жёлтый.
- Ребята, я вижу, что у вас получилось сохранить своё прекрасное настроение, а заметила это я по вашим ответам.
- На уроке вы были сообразительные, внимательные, старательные.
IX. Дифференцированное домашнее задание.
- А домашнее задание у вас будет следующее:
1-ый ряд – написать 5 имён существительных одушевлённых и 5 -неодушевлённых.
2-ой ряд – написать 5 имён существительных собственных и 5 –нарицательных.
3-ой ряд – подобрать 5 имён существительных в единственном числе и поставить их во множественное число.
- А в этом вам помогут памятки, которые я хочу вам подарить.