Родительский тренинг «Адаптация первоклассников.Учимся понимать своих детей».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Оборудование:
Матрёшки по количеству пар, пазл на магнитах (распечатать картинку с одной стороны изображение счастливого ребёнка, с другой стороны выводы по упражнениям), красные ленты 5шт*1м, стеклянные пузырьки (высота 5см), цветной песок (красный, синий, жёлтый, белый), листы с заданием (текст к упражнению «Принятие чувств», «Красные ленты запрета»), цветные листы по количеству родителей (Снежинка), презентация.
Ход работы:
Вступление
Добрый день, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами на очередное занятие по адаптации первоклассников. И сегодня мы поговорим, как лучше понимать своих детей.
Любому человеку нужна семья. Её не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает родителей и в детстве он очень зависит от малого круга общения. В жизни любого человека родители играют большую роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мам и пап. Родители понимают, что от них самих зависит формирование личности ребенка. Поэтому стараются вести себя так, чтобы их поступки и поведение способствовали формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Сегодня во время занятия мы с вами попробуем сложить пазл.
Уважаемые родители! Вы – все разные, у вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это дети.
Упражнение «Матрешка»
- Наш тренинг я бы хотела начать с известной всем игрушки - «матрёшки». С чем у вас ассоциируется матрёшка? (символ России, с семьёй)
- Абсолютно верно, матрёшка символизирует Семью.
Матрёшка - это старинная игрушка. С ней любили играть наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире.
Это – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).
- Как вы думаете, самая первая матрёшка, кто это?
- Самая главная матрёшка-это мама. Так как она даёт ребёнку жизнь. А вторая? (папа)
- А давайте попробуем убрать одну матрёшку - папу. Что вы услышали? (Пустоту)
- Пустота образовалась между ребёнком и мамой, кого-то не хватает. Так и в семье. В воспитании ребёнка важную роль играют оба родителя. Поэтому какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Когда родители отправляют ребёнка в школу, то они вместе должны помочь преодолевать трудности, возникающие у ребёнка на всём пути обучения.
Это первая частичка нашего пазла: Взаимоподдержка.
Упражнение «Снежинка»
- А сейчас я вам предлагаю упражнение, которое называется «Снежинка». Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте меня внимательно и выполняйте то, что я говорю.
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
Теперь раскройте получившуюся снежинку, и найдите среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Нашли? А почему? Как вы думаете?
Конечно, дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Вторая частичка нашего пазла: Индивидуальность
Упражнение «Принятие чувств».
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и переформулировать неэффективные родительские высказывания.
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
- Вы смогли убедиться, что обычными, казалось бы, словами, вы можете поддержать своего ребёнка.
Третья частичка нашего пазла: Поддержка
Упражнение с красными лентами «ЗАПРЕТЫ».
Участвуют 2-3 родителя, которым по очереди завязывают рот, глаза, уши и т.д.
- Перед вами листочки со словами, которые часто можно услышать из уст современных родителей при общение с детьми. Мы порой не замечаем, как даём ребёнку негативную установку. Давайте попробуем на каждую такую фразу завязать красную ленту запрета и посмотрим, что у нас получится.
Руки; Не трогай руками, ты не умеешь!
Рот: помолчи, закрой рот.
Голова: Что ты 3 часа думаешь? Не умничай. Я лучше знаю, как будет…
Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.
- Как чувствует себя ребёнок? Ему комфортно?
- А давайте попробуем изменить фразы, заменив строгие запреты советами.
1) Давай я тебе покажу, мы попробуем вместе, а потом ты будешь делать сам! Я верю, что у тебя всё получится, если тебе потребуется помощь - обращайся!
2) Расскажи, что тебя тревожит и мы постараемся это решить!
3) Не торопись, подумай, а если у тебя возникнут трудности, то мы подумаем вместе.
4) Давай завершим задание, а после мы вместе поиграем.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Научитесь слушать и слышать своих детей, и это поможет вырастить в нём уверенного ребёнка.
Последний кусочек пазла: Понимание
- Посмотрите на сложившийся пазл, слова, которые вы видите, это только маленькая часть для того, чтобы ваши дети чувствовали себя защищенными и счастливыми
Рефлексия.
В завершении нашего собрания я хочу предложить вам рецепт счастья для ваших детей.
Возьмите сосуд терпения, влейте в неё полное сердце любви, (5 щепоток красных бусин), добавьте три щепотки щедрости (зелёные бусины), посыпьте добротой (4щепотки голубых бусин), плесните немного юмора (1щепотка желтых) и добавьте, как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. У каждого получился свой рецепт счастья!
Поставьте этот сосуд на видное место, и пусть он будет напоминать о том, что вы должны сделать для того, чтобы ваш ребёнок чувствовал себя защищённым и счастливым!
- Наш тренинг окончен. Берегите себя и своих детей!