Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Ургушевская средняя образовательная школа
муниципального района Караидельский район
Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
учителя английского языка
Крохалевой Кристины Дмитриевны
«Историко-краеведческий музей»
Срок реализации: 2024-2027 гг.
Ургуш – 2024
ВВЕДЕНИЕ
Музеи представляют собой своеобразные хранилища экспонатов, которые являются предметами, демонстрирующие образ жизни, традиции, обычаи, быт и события прошлого. Существуют много разных музеев: научные, историко-краеведческие, художественные, архитектурные, мемориальные, исторические, литературные, музыкальные, театральные, научно-технические и др.
Музеи помогают узнать, увидеть и даже прикоснуться к частичкам нашей истории. Понять и осознать, как люди жили в прошлые века, какая была мода, а в некоторых музеях мы узнаем о животном и растительном мире прошлого. Без прошлого не будет настоящего. И как бы люди не старались, но сложно представить своё будущее, не зная историю.
В определенный период жизни каждого человека появляется потребность переосмыслить пройденный путь и что-то понять. И тогда он обращается к истории. Появление музеев мы можем отнести к такому же периоду. Но уже не одного человека, а определенной группы людей. Музеи появились тогда, когда возникла потребность оглянуться назад и осознать, что и как было.
Первый музей, который назывался Мусейон, был создан примерно в 290 году до н.э. Он находился в Александрии – столице могущественной египетской династии Птолемеев. Это учреждение представляло собой целый комплекс с жилыми комнатами, столовыми, библиотекой, обсерваторией и садами. Также здесь хранились различные инструменты и чучела животных, которые использовали для изучения. Было в Мусейоне и место для искусства. Как и во многих греческих храмах здесь хранились статуи и картины, посвященные богам и музеям.
Иными словами, первый музей вполне соответствовал будущему смыслу этого явления – он был не только местом, где содержались ценные вещи, но также являлся научным и образовательным центром. Интересно, что этот прототип музея содержался за счет государства, сотрудники получали зарплату, и директора – главного жреца – назначал сам Птолемей I. К сожалению, Мусейон не сохранился до наших дней. Он был уничтожен в пожаре вместе с Александрийской библиотекой.
В современном обществе остро развивается тенденция переписывать историю. Обесцениваются достижения наших предков, дети перестают интересоваться, тем что было. Забывают традиции, обычаи своего народа, своей национальности. Не интересуются историй своего края. Обесценивание прошлого очень мешает в настоящем строить что-то действительно стоящее. Сколько таких примеров можно привести, когда люди начинали говорить, что наша страна самая плохая и здесь ловить нечего. Но давайте вспомним историю: электронное телевидение – российский физик Борис Розинг стал первым ученым, который доказал возможность передачи и получения электронного телевизионного сигнала. Без этого великого открытия навряд ли мы сейчас знали, о чем думает каждый диванный эксперт. А знаменитая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева? А аппарат искусственного кровообращения, который изобрели в 1926 году физиологи Сергей Брюхоненко и Сергей Чечулин? Разве можно такое не ценить? Дети и многие взрослые должны уметь понимать хронологию появления предметов, изобретений, открытий и обычаев.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимо приобщать подрастающее поколение к своим историческим корням, прививать чувство патриотизма и любви к своей Родине. Школьный музей - это одна из форм дополнительного образования, развивающая активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную деятельность. На базе музея могут работать различные школьные кружки «Юный историк», «Юный археолог», «Экскурсии по родному краю» и др. Необходимо развивать познавательные интересы и способности детей и молодежи.
Главными задачами проекта являются развитие интереса к истории с.Ургуш и близлежащих деревень через краеведческую деятельность;
- организация досуга школьников;
- организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;
- выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- внедрение модульной организации дополнительного образования;
- развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);
- организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением
села;
- формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – актива музея.
Музей - организуется в целях:
- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;
- развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активного освоения обучающимися историко-культурной среды.
Для пополнения основного и вспомогательного фонда музея можно задействовать учащихся школы, посредством привлечения к поиску предметов старины, традиций, обычаев. Оповестить жителей сельского поселения и близлежащих деревень о проблеме нехватки экспонатов в хранилище школьного музея. Создать сайт или сообщество, где размещать актуальную информацию по музею. Из совета учащихся выбрать ответственных для продвижения контента на сайте, в сообществе и различных мессенджерах.
Для популяризации музея приглашать гостей, которые могут рассказывать истории прошлого, как говорится из первых уст. Устраивать чаепития для демонстрации обычаев и традиций.
Проект будет реализовываться в течение 3 лет, начиная с 1 марта 2024 года и включает в себя
1. Сохранение исторической памяти школы и села.
2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
3. Пополнение и обновление экспозиций музея.
4. Необходимость укрепления материально-технической базы школьного музея, сделать косметический ремонт комнаты, приобрести оборудование, стенды, стеллажи, стеклянные витрины, принтер цветной / многофункциональное устройство, компьютерную технику.
Объект проектной работы – процесс создания школьного историко-краеведческого музея
Предмет проектной работы – школьный историко-краеведческий музей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализуется в рамках темы самообразования, рассчитан на 3 учебных года
Наименование этапа | Сроки реализации | Участники этапа | Планируемые результаты |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
Разработка нормативных и распорядительных актов: - Положение о деятельности музея - Приказ о назначении ответственного сотрудника (руководителе музея) - Приказ об утверждении Положения о деятельности школьного музея -Приказ об утверждении Плана мероприятий - Приказ об открытии музея -Программа школьного музея -Паспорт школьного музея - Книга учета основного фонда музея -Книга учета вспомогательного фонда музея. - учетная карточка музея - инвентарная книга - журнал посещений, отзывов. - книга актов приема и выдачи экспонатов. - учетные карточки экспонатов музея. | Февраль – апрель | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Приказы, Положение о деятельности школьного музея, план мероприятий, программа школьного музея, книга учета вспомогательного и основного фонда музея, инвентарная книга, учетная карточка музея. |
Разработка и утверждение мероприятий по созданию и функционированию школьного музея | Февраль | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | План мероприятий по созданию и функционированию музея. |
Создание на официальном сайте МОБУ Ургушевская СОШ и персональном сайте страницы по реализации проекта. | Февраль | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Страница музея на официальном сайте МОБУ Ургушевская СОШ и персональном сайте Крохалевой К.Д. Регулярное обновление и наполнение содержания |
Повышение квалификации сотрудников и педагогов школьного музея. | Май-Июль | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по итогам обучения. |
Разработка логотипа школьного музея | До 20.03.24 | Директор школы, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Помещения музея, информационные стенды, соответствующие типовому дизайн-проекту, зонирование помещений. |
Корректировка основных, разработка и утверждение дополнительных образовательных программ, реализуемых на базе школьного музея. | Август | Заместитель директора по УВР, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Корректировка основных общеобразовательных программ, реализуемых на материальной базе историко-краеведческого музея. 2. Разработка и утверждение дополнительных общеобразовательных программ, планируемых к реализации на базе историко-краеведческого музея. 3. Опубликование актуальной информации на официальном сайте |
Провести анализ ООП и определить возможность использования учебно-материальной базы в различных предметных областях | Август | Руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Перечень учебно-материальной базы по предметным областям |
Формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – актива музея. | Сентябрь | Руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Приказы о зачислении обучающихся |
Официальное Открытие музея | Сентябрь | Директор школы, руководитель музея Крохалева Кристина Дмитриевна, заместители директора | Информационное освещение в СМИ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
Разработка графика работы школьного музея, расписания занятий в школьном музее, режима МОБУ Ургушевская СОШ в связи с функционированием школьного музея. | Май 2024 г | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева К. Д. | Утверждение графика работы музея, расписания занятий в историко-краеведческом музее. |
Реализация учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в школьном музее. | Сентябрь 2024 года – 2025 год | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева К.Д. | Реализация плана учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в историко-краеведческом музее. |
Поддержание интереса к музею и общее информационное сопровождение. | В течение года | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева К.Д. | Печатные СМИ, Интернет ресурсы, социальные сети |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
| 2024-2025 гг. | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель музея Крохалева К.Д., учителя и учащиеся МОБУ Ургушевская СОШ | Сертификаты об участие на вебинарах, Официальный сайт МОБУ Ургушевская СОШ, Сертификаты, дипломы и свидетельства участника конкурсов и олимпиад |
Осуществление работы по гражданско-личностному становлению обучающихся через систему творческого участия в деятельности школьного историко-краеведческого музея (поисково-исследовательский отряд, объединение внеурочной деятельности). | В течение года | Руководитель школьного музея Крохалева К.Д. | Увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Повышение интереса к истории своей малой родины. Воспитание уважительного отношения к ветеранам, к старшему поколению. |
Занятия по программам дополнительного образования в школьном музее. | В течение года | Учителя-предметники, учителя начальных классов, руководитель школьного музея Крохалева Кристина Дмитриевна | Проведение занятий по программам дополнительного образования в музее. |
Проведение мероприятий по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, локальных войн, педагогического труда. | В течение года. | Руководитель школьного музея Крохалева К.Д. | Воспитание уважительного отношения к ветеранам, к старшему поколению. |
Создание проектов, участие в научно-практических конференциях | В течение года | Учителя -предметники, учителя начальных классов, руководитель школьного музея Крохалева К.Д. | Проекты, дипломы и свидетельства об участии |
Занятия с обучающими с ОВЗ. | В течение года | Руководитель школьного музея Крохалева К.Д. | План проведения занятий. |
Круглый стол «Первые результаты работы школьного музея» | Май | Руководитель школьного музея Крохалева К.Д., детско-взрослый актив музея. | План проведения круглого стола. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
| 2024 2025 г. | Администрация МОБУ Ургушевская СОШ, руководитель школьного музея Крохалева К.Д., учителя и учащиеся МОБУ Ургушевская СОШ | Официальный сайт МОБУ Ургушевская СОШ и персональный сайт Крохалевой К,Д, Реализация плана учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в школьном историко-краеведческом музее. План проведения мастер-классов, выступлений. Печатные СМИ, Интернет ресурсы, социальные сети |