Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Никулина Надежда Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано и синтезатора МБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева, г. Ульяновск.

Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Введение

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.

Почему музыкальное образование важно для детей с ОВЗ?

Обучение игре на музыкальном инструменте может стать мощным инструментом развития для детей с ОВЗ. Музыка оказывает положительное влияние на различные сферы их жизни:

1. Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей: Игра на инструменте требует сосредоточения, внимания и памяти, способствует развитию логического мышления, творческих способностей и музыкального слуха.

2. Развитие мелкой моторики: Игра на фортепиано требует координации движений пальцев, что способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь положительно влияет на речь и письмо, что особенно актуально, если речь идет о детях с ОВЗ.

3.Развитие усидчивости: Обучение игре на инструменте требует дисциплины и усидчивости, что помогает детям с ОВЗ концентрировать внимание и управлять своим поведением.

4. Развитие мотивационной сферы: Успехи в игре на инструменте повышают самооценку ребенка, делают его более уверенным в себе, что положительно влияет на мотивацию к учебе и развитию новых навыков.

5. Уверенность в себе: Успешное выполнение музыкальных заданий повышает самооценку ребенка, делает его более уверенным в себе и своих способностях.

6. Эмоциональная сфера: Музыка помогает детям с ОВЗ выразить свои эмоции, улучшает настроение, снимает стресс и успокаивает.

7. Улучшение взаимодействия ребенка с мамой: Обучение игре на инструменте может стать отличным способом улучшить взаимодействие ребенка с мамой. Совместные занятия укрепляют связь между ними, делают процесс обучения более приятным и эффективным. Использование соревновательных моментов между ребенком и его мамой выглядит как игра, что улучшает мотивацию к обучению и упрощает усвоение материала, знаний, умений и навыков.

Сложности в работе с детьми с ОВЗ

Несмотря на очевидную пользу, которую приносит обучение игре на клавишных инструментах, работа с детьми с ОВЗ сопряжена с определенными сложностями прежде всего для педагога:

1. Психологические трудности: Педагоги могут испытывать неуверенность в своих силах, не видеть результатов учебы и ощущать неудовлетворенность от работы. Однако важно помнить, что для ребенка с ОВЗ любой прогресс – это огромный шаг вперед, и каждый успех нужно отмечать и хвалить.

2. Отсутствие четкой системы: Дети с ОВЗ отличаются друг от друга индивидуальными особенностями, что усложняет процесс обучения. Не всегда легко найти подходящие методики и приемы для конкретного ребенка, так как литературы по этой теме не так много. Часто приходится действовать ситуативно, используя педагогическую интуицию.

3. Поиск новых методик: Часто приходится искать новые интересные методики, приемы и придумывать свои собственные. Важно создавать увлекательные занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к обучению.

4. Быстрая утомляемость: Дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому нужно постоянно удерживать их интерес с помощью разнообразных заданий и игровых форм. Игра должна стать основой обучения.

Общие методические рекомендации:

В своей работе я пришла к некоторым важным установкам, которые помогают мне работать с детьми с ОВЗ эффективно:

1. Не переживай из-за «плохих» результатов в обучении: Фокусируйся на прогрессе, который ребенок делает, не сравнивай его с другими детьми.

2. Не сравнивай с другими детьми: Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп развития.

3. Не бойся искать идеи у других педагогов: Обмен опытом – это отличный способ найти новые идеи и методики.

4. Пробуй разные приемы, экспериментируй, придумывай, твори: Дети любят новое и интересное, а творческий подход делает занятия более живыми и запоминающимися.

5. Занимайся не только с ребенком, но и с мамой: Включи ее в процесс обучения, сделай ее своим союзником. Создавай соревновательный процесс между мамой и ребенком, придумывай конкурсы на то, кто правильно исполнит ритм, кто найдет больше правильных нот.

6. Изучай опыт музыкальных работников в детском саду: Часто игры для малышей подходят детям с ОВЗ.

7. Используй элементы пальчиковых игр: Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику и координацию движений.

8. Используй элементарные шумовые инструменты: Клавесы, треугольник, маракасы, бубен и т.д. – все это может стать интересным и полезным инструментом в процессе обучения.

9. Используй визуальные материалы: Яркие цветные рисунки, карточки с нотами и ритмическими рисунками делают занятия более наглядными и интересными для детей, захватывают их внимание.

10. Используй поощрения: Это могут быть небольшие конфетки (с согласия мамы), наклейки, яркие стикеры или другие маленькие призы, которые будут мотивировать ребенка на успехи.

11. Делись опытом: Рассказывай о своих успехах и трудных моментах, делись идеями с коллегами.

Заключение

Работа с детьми с ОВЗ – это не просто обучение игре на инструменте, это работа над их всесторонним развитием, помощь в достижении их потенциала. У меня уже есть база интересных методических наработок, приемов, игр, стихов, песен. В дальнейшем планирую оформить их в методические разработки, чтобы поделиться своими знаниями с другими педагогами и сделать процесс обучения детей с ОВЗ более эффективным и интересным. Спасибо за внимание!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.
0 ₽
Современный мир ставит перед системой образования новые задачи, в том числе обеспечение физического и психического здоровья обучающихся. Актуальность данной темы обусловлена ростом заболеваемости детей, снижением уровня их физической и умственной активности, а также возрастающим психоэмоциональным напряжением, большими нагрузками в общеобразовательной школе. В связи с этим, в современных условиях образовательного процесса необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
0 ₽