Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Никулина Надежда Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано и синтезатора МБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева, г. Ульяновск.

Обучение игре на фортепиано/синтезаторе детей с ОВЗ: вызовы и возможности

Введение

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.

Почему музыкальное образование важно для детей с ОВЗ?

Обучение игре на музыкальном инструменте может стать мощным инструментом развития для детей с ОВЗ. Музыка оказывает положительное влияние на различные сферы их жизни:

1. Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей: Игра на инструменте требует сосредоточения, внимания и памяти, способствует развитию логического мышления, творческих способностей и музыкального слуха.

2. Развитие мелкой моторики: Игра на фортепиано требует координации движений пальцев, что способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь положительно влияет на речь и письмо, что особенно актуально, если речь идет о детях с ОВЗ.

3.Развитие усидчивости: Обучение игре на инструменте требует дисциплины и усидчивости, что помогает детям с ОВЗ концентрировать внимание и управлять своим поведением.

4. Развитие мотивационной сферы: Успехи в игре на инструменте повышают самооценку ребенка, делают его более уверенным в себе, что положительно влияет на мотивацию к учебе и развитию новых навыков.

5. Уверенность в себе: Успешное выполнение музыкальных заданий повышает самооценку ребенка, делает его более уверенным в себе и своих способностях.

6. Эмоциональная сфера: Музыка помогает детям с ОВЗ выразить свои эмоции, улучшает настроение, снимает стресс и успокаивает.

7. Улучшение взаимодействия ребенка с мамой: Обучение игре на инструменте может стать отличным способом улучшить взаимодействие ребенка с мамой. Совместные занятия укрепляют связь между ними, делают процесс обучения более приятным и эффективным. Использование соревновательных моментов между ребенком и его мамой выглядит как игра, что улучшает мотивацию к обучению и упрощает усвоение материала, знаний, умений и навыков.

Сложности в работе с детьми с ОВЗ

Несмотря на очевидную пользу, которую приносит обучение игре на клавишных инструментах, работа с детьми с ОВЗ сопряжена с определенными сложностями прежде всего для педагога:

1. Психологические трудности: Педагоги могут испытывать неуверенность в своих силах, не видеть результатов учебы и ощущать неудовлетворенность от работы. Однако важно помнить, что для ребенка с ОВЗ любой прогресс – это огромный шаг вперед, и каждый успех нужно отмечать и хвалить.

2. Отсутствие четкой системы: Дети с ОВЗ отличаются друг от друга индивидуальными особенностями, что усложняет процесс обучения. Не всегда легко найти подходящие методики и приемы для конкретного ребенка, так как литературы по этой теме не так много. Часто приходится действовать ситуативно, используя педагогическую интуицию.

3. Поиск новых методик: Часто приходится искать новые интересные методики, приемы и придумывать свои собственные. Важно создавать увлекательные занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к обучению.

4. Быстрая утомляемость: Дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому нужно постоянно удерживать их интерес с помощью разнообразных заданий и игровых форм. Игра должна стать основой обучения.

Общие методические рекомендации:

В своей работе я пришла к некоторым важным установкам, которые помогают мне работать с детьми с ОВЗ эффективно:

1. Не переживай из-за «плохих» результатов в обучении: Фокусируйся на прогрессе, который ребенок делает, не сравнивай его с другими детьми.

2. Не сравнивай с другими детьми: Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп развития.

3. Не бойся искать идеи у других педагогов: Обмен опытом – это отличный способ найти новые идеи и методики.

4. Пробуй разные приемы, экспериментируй, придумывай, твори: Дети любят новое и интересное, а творческий подход делает занятия более живыми и запоминающимися.

5. Занимайся не только с ребенком, но и с мамой: Включи ее в процесс обучения, сделай ее своим союзником. Создавай соревновательный процесс между мамой и ребенком, придумывай конкурсы на то, кто правильно исполнит ритм, кто найдет больше правильных нот.

6. Изучай опыт музыкальных работников в детском саду: Часто игры для малышей подходят детям с ОВЗ.

7. Используй элементы пальчиковых игр: Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику и координацию движений.

8. Используй элементарные шумовые инструменты: Клавесы, треугольник, маракасы, бубен и т.д. – все это может стать интересным и полезным инструментом в процессе обучения.

9. Используй визуальные материалы: Яркие цветные рисунки, карточки с нотами и ритмическими рисунками делают занятия более наглядными и интересными для детей, захватывают их внимание.

10. Используй поощрения: Это могут быть небольшие конфетки (с согласия мамы), наклейки, яркие стикеры или другие маленькие призы, которые будут мотивировать ребенка на успехи.

11. Делись опытом: Рассказывай о своих успехах и трудных моментах, делись идеями с коллегами.

Заключение

Работа с детьми с ОВЗ – это не просто обучение игре на инструменте, это работа над их всесторонним развитием, помощь в достижении их потенциала. У меня уже есть база интересных методических наработок, приемов, игр, стихов, песен. В дальнейшем планирую оформить их в методические разработки, чтобы поделиться своими знаниями с другими педагогами и сделать процесс обучения детей с ОВЗ более эффективным и интересным. Спасибо за внимание!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никулина Надежда Петровна, преподаватель фортепиано и синтезатора в Детской школе искусств. В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители детей с ОВЗ очень хотят, чтобы их ребенок учился играть на музыкальном инструменте — фортепиано или синтезаторе. Однако, не многие педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а информации по этой теме не так много. В своем докладе я хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях, которые возникают в процессе обучения, и об общих принципах использования методик, которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.
0 ₽
Современный мир ставит перед системой образования новые задачи, в том числе обеспечение физического и психического здоровья обучающихся. Актуальность данной темы обусловлена ростом заболеваемости детей, снижением уровня их физической и умственной активности, а также возрастающим психоэмоциональным напряжением, большими нагрузками в общеобразовательной школе. В связи с этим, в современных условиях образовательного процесса необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
0 ₽