Никулина Надежда Петровна, преподаватель по фортепиано и синтезатору МБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева г. Ульяновска
Психологическое здоровье юных музыкантов: как снизить стресс и повысить мотивацию в процессе обучения игре на фортепиано
Введение: Современный мир ставит перед системой образования новые задачи, в том числе обеспечение физического и психического здоровья обучающихся. Актуальность данной темы обусловлена ростом заболеваемости детей, снижением уровня их физической и умственной активности, а также возрастающим психоэмоциональным напряжением, большими нагрузками в общеобразовательной школе. В связи с этим, в современных условиях образовательного процесса необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
1. Особенности обучения игре на фортепиано и синтезаторе и их влияние на здоровье: Обучение игре на клавишных инструментах является многогранным процессом, включающим в себя физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. С одной стороны, игра на фортепиано развивает мелкую моторику, координацию движений, слуховое восприятие, память, внимание и творческие способности. С другой стороны, длительные занятия могут приводить к переутомлению, мышечным спазмам, нарушению осанки и зрения.
2. Здоровьесберегающие технологии в обучении игре на фортепиано:
2.1. Организационные моменты:
•Правильная организация рабочего места: Важно обеспечить комфортные условия для занятий: удобный стул, правильная посадка за инструментом, достаточное освещение, отсутствие отвлекающих факторов, например, таких как работающий рядом телевизор.
•Соблюдение режима занятий: Правильно выстроенный режим занятий – это не просто набор правил, а основа для эффективного и гармоничного развития юного музыканта. Необходимо помнить, что дети имеют свои особенности физического и психического развития. Маленькие дети быстрее утомляются, им нужно чаще менять вид деятельности. Поэтому длительность занятий для них должна быть короче, чем для старших учеников. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, уровень физической подготовки и интерес к музыке каждого ребенка. Некоторые дети могут заниматься дольше, другим нужно чаще делать перерывы.
•Качество, а не количество: Не следует преследовать цель заниматься как можно дольше. Важно, чтобы занятия были эффективными и приносили удовольствие.
•Физический отдых: Перерывы необходимо использовать для отдыха и разминки. Простые упражнения для рук, пальцев, шеи и спины помогут снять напряжение и предотвратить травмы.
•Психологический отдых: Важно сменить вид деятельности и отвлечься от музыки. Можно прогуляться, поиграть в игру, почитать книгу.
•Регулярные занятия: Ежедневные или регулярные занятия не только развивают навыки игры на фортепиано, но и формируют у ребенка привычку к самостоятельной работе.
•Самостоятельные занятия: Важно приучать детей к самостоятельным занятиям. Это может быть прослушивание музыки, выполнение простых упражнений или практика изученного материала.
•Индивидуальный подход: Учитывая индивидуальные особенности учеников, необходимо разрабатывать индивидуальные программы обучения, включающие в себя разнообразные методы и приемы.
2.2. Методические приемы:
•Использование разнообразных методов преподавания: Вместо монотонного отрабатывания техники, необходимо применять игровые методы, музыкально-двигательные упражнения, творческие задания.
•Применение визуальных и аудиальных средств: Использование иллюстраций, видеороликов, аудиозаписей делает процесс обучения более интересным и эффективным.
•Развитие творческих способностей: Поощрение импровизации, сочинения собственных мелодий и музыкальных композиций способствует снятию стресса и повышению интереса к занятиям.
2.3. Физические упражнения:
•Разминка перед занятиями: Несколько минут легкой гимнастики помогают подготовить мышцы к нагрузке, улучшить кровообращение и снизить риск травм.
•Специальные упражнения для рук и пальцев: Регулярные упражнения способствуют развитию гибкости, силы и координации рук и пальцев.
•Музыкально-двигательные упражнения: Сочетание музыки и движения помогает снять напряжение, улучшить координацию и развить творческие способности.
3. Результаты применения здоровьесберегающих технологий:
•Снижение уровня утомляемости и стресса: Дети становятся более спокойными, сосредоточенными и уверенными в себе.
•Повышение уровня мотивации и интереса к занятиям: Дети с большим удовольствием ходят на занятия, активно участвуют в процессе обучения.
•Развитие творческих способностей и гармоничная личность: Дети становятся более креативными, уверенными в себе и счастливыми.
4. Заключение: Применение здоровьесберегающих технологий в обучении игре на фортепиано является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей. Правильная организация рабочего места, соблюдение режима занятий, разнообразные методы преподавания и физические упражнения способствуют гармоничному развитию личности и позволяют избежать переутомления и здоровье детей.
5. Литература:
•В. П. Зиньковский. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М.: Издательство «Педагогический университет», 2007.
•Н. В. Никитина. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – М.: Издательство «Сфера», 2011.
•И. В. Поташник. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – М.: Издательство «Учитель», 2009.