МКОУ «Криволукская СОШ им.Героя Советского Союза Тюрнева П.Ф»
«Олимпиадные задания по русскому языку
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель – дефектолог, коррекционных классов: Стрелкова Марина Михайловна.
2024 г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады «ЛиС-2024» для детей с ограниченными возможностями здоровья, по общеобразовательной дисциплине «Русский язык».
Цели олимпиады:
- повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;
- проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;
- популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.
Задачи:
углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;
систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;
формировать умения применять полученные знания на практике.
Порядок проведения олимпиады
Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач.
Письменный тур Олимпиады состоит из 10 основных заданий. Задания следуют в произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности. На каждое задание необходимо письменно ответить в специально отведенном месте на самом бланке заданий.
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Задания олимпиады по русскому языку для 5 класса.
Фамилия, имя ___________________________
1. Подбери 3-4 однокоренных слова и выдели корень.
Сад -
2. Подчеркни одушевлённые существительные одной чертой.
Змея, ученик, рыба, рога, сапожник, сапоги, нос, хвост, самолёт.
3. Разбери слова по составу.
Морозы, вазочка
4. Допиши словосочетание.
Весёлая _______________________________________
Горькие _______________________________________
Слабый________________________________________
5. Объедини слова в одну группу.
Берёза, дуб - ________________________________________________________
Кастрюля, тарелка - __________________________________________________
Клюква, черника -____________________________________________________
6. Запиши прилагательное, которое подходит ко всем существительным.
Печь, батарея, грелка - _______________________________
Сахар, варенье, мёд- ________________________________
Мороженое, лёд, снег- _______________________________
7. Подчеркни глагол, который употребляется в переносном смысле.
Девочка плачет, повар варит, дождь шепчет.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши слово, противоположное по смыслу.
Злой-________________________________
Утро-________________________________
Молчать-____________________________
10. Соедини стрелочками выражение с близким по значению словом.
Дать слово | наедине | |
Стоять горой | пообещать | |
С глазу на глаз | защищать | |
И след простыл | исчез |
Задания олимпиады по русскому языку для 6 класса.
Фамилия, имя ___________________________
1. Подбери как можно больше однокоренных слов и выдели корень.
Гора – _______________________________________________
2. Подчеркни одушевлённые существительные одной чертой.
Змея, ученик, комната, рыба, рога, сапожник, сапоги, нос, хвост.
3. Разбери слова по составу.
Морозы вазочка заварка
4. Допиши словосочетание.
Мокрое ______________________________________
Весёлая _______________________________________
Горькие _______________________________________
Слабый________________________________________
5. Объедини слова в одну группу.
Берёза, дуб - ________________________________________________________
Кастрюля, тарелка - ___________________________________________________
1, 5, 8, 4 -____________________________________________________________
Клюква, черника -____________________________________________________
6. Запиши прилагательное, которое подходит ко всем существительным.
Печь, батарея, грелка -_____________________________
Сахар, варенье, мёд- ________________________________
Мороженое, лёд, снег- ______________________________
Кузнечик, трава, огурец- _____________________________
7. Подчеркни глагол, который употребляется в переносном смысле.
Девочка плачет, душа плачет, повар варит, дождь шепчет, мяукает кошка.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши слово, противоположное по смыслу.
Злой-________________________________
Утро-________________________________
Молчать-____________________________
Голодный-____________________________
10. Соедини стрелочками выражение с близким по значению словом.
Дать слово | наедине | |
Стоять горой | пообещать | |
С глазу на глаз | защищать | |
И след простыл | исчез |
Задания олимпиады по русскому языку для 7 класса.
Фамилия, имя ___________________________
1. Подбери как можно больше однокоренных слов и выдели корень.
Гора - ______________________________________________________________
Сад – _______________________________________________________________
Ход - _______________________________________________________________
2. Подчеркни одушевлённые существительные одной чертой.
Змея, ученик, комната, рыба, рога, сапожник, сапоги, нос, хвост, самолёт.
3. Разбери слова по составу.
Морозы вазочка заварка подснежник
4. Допиши словосочетание.
Мокрое ______________________________________
Весёлая _______________________________________
Горькие _______________________________________
Слабый________________________________________
Синяя _________________________________________
5. Объедини слова в одну группу.
Берёза, дуб - _______________________________________________________
Кастрюля, тарелка - __________________________________________________
1, 5, 8, 4 -____________________________________________________________
Клюква, черника -____________________________________________________
Пушкин, Лермонтов -__________________________________________________
6. Запиши прилагательное, которое подходит ко всем существительным.
Печь, батарея, грелка - ______________________________
Сахар, варенье, мёд- ________________________________
Мороженое, лёд, снег- ______________________________
Кузнечик, трава, огурец- _____________________________
7. Подчеркни глагол, который употребляется в переносном смысле.
Девочка плачет, душа плачет, повар варит, дождь шепчет, мяукает кошка, идёт
человек, осень грустит, ветер поёт.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши слово, противоположное по смыслу.
Друг- ________________________________
Злой-________________________________
Утро-________________________________
Молчать-____________________________
Поздно-______________________________
Ложь-_______________________________
Голодный-____________________________
10. Соедини выражение с близким по значению словом.
Дать слово | наедине | |
Стоять горой | пообещать | |
С глазу на глаз | защищать | |
И след простыл | ленивый | |
Тяжёл на подъём | исчез |
Задания олимпиады по русскому языку для 8 класса.
Фамилия, имя ___________________________
1. Подбери как можно больше однокоренных слов и выдели корень.
Гора – ________________________________________________________
Сад – __________________________________________________________
Ход - __________________________________________________________
Вода - _________________________________________________________
2. Подчеркни одушевлённые существительные одной чертой.
Змея, ученик, комната, рыба, рога, сапожник, сапоги, нос, товарищ, хвост, самолёт.
3. Разбери слова по составу.
Морозы вазочка заварка подснежник выбежал
4. Допиши словосочетание.
Мокрое ______________________________________
Весёлая _______________________________________
Горькие _______________________________________
Слабый________________________________________
Синяя _________________________________________
Зимнее ________________________________________
5. Объедини слова в одну группу.
Берёза, дуб - ________________________________________________________
Кастрюля, тарелка - ___________________________________________________
Творог, сметана-______________________________________________________
1, 5, 8, 4 -____________________________________________________________
Клюква, черника -____________________________________________________
Пушкин, Лермонтов -__________________________________________________
6. Запиши прилагательное, которое подходит ко всем существительным.
Печь, батарея, грелка - ________________________________
Колесо, обруч, блин- __________________________________
Сахар, варенье, мёд- ___________________________________
Мороженое, лёд, снег- _________________________________
Кузнечик, трава, огурец- _______________________________
7. Подчеркни глагол, который употребляется в переносном смысле.
Девочка плачет, душа плачет, повар варит, дождь шепчет, мяукает кошка, идёт
человек, осень грустит, ветер поёт, небо нахмурилось, льётся вода.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши слово, противоположное по смыслу.
Друг- ______________________________
Злой-________________________________
Утро-________________________________
Молчать-____________________________
Поздно-______________________________
Ложь-_______________________________
Голодный-____________________________
Здоровье-____________________________
10. Соедини стрелочками выражение с близким по значению словом.
Дать слово | наедине | |
Стоять горой | пообещать | |
С глазу на глаз | защищать | |
И след простыл | Ленивый | |
Тяжёл на подъём | исчез |
Задания олимпиады по русскому языку для 9 класса.
Фамилия, имя ___________________________
1. Подбери как можно больше однокоренных слов и выдели корень.
Гора – ________________________________________________________
Сад – __________________________________________________________
Ход - __________________________________________________________
Вода - _________________________________________________________
2. Подчеркни одушевлённые существительные одной чертой.
Змея, ученик, комната, рыба, рога, сапожник, сапоги, нос, товарищ, хвост, самолёт.
3. Разбери слова по составу.
Морозы вазочка заварка подснежник выбежал
4. Допиши словосочетание.
Мокрое ______________________________________
Весёлая _______________________________________
Горькие _______________________________________
Слабый________________________________________
Синяя _________________________________________
Зимнее ________________________________________
5. Объедини слова в одну группу.
Берёза, дуб - ________________________________________________________
Кастрюля, тарелка - ___________________________________________________
Творог, сметана-______________________________________________________
1, 5, 8, 4 -____________________________________________________________
Клюква, черника -____________________________________________________
Пушкин, Лермонтов -__________________________________________________
6. Запиши прилагательное, которое подходит ко всем существительным.
Печь, батарея, грелка - ________________________________
Колесо, обруч, блин- __________________________________
Сахар, варенье, мёд- ___________________________________
Мороженое, лёд, снег- _________________________________
Кузнечик, трава, огурец- _______________________________
7. Подчеркни глагол, который употребляется в переносном смысле.
Девочка плачет, душа плачет, повар варит, дождь шепчет, мяукает кошка, идёт
человек, осень грустит, ветер поёт, небо нахмурилось, льётся вода.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши слово, противоположное по смыслу.
Друг- ______________________________
Злой-________________________________
Утро-________________________________
Молчать-____________________________
Поздно-______________________________
Ложь-_______________________________
Голодный-____________________________
Здоровье-____________________________
10. Соедини стрелочками выражение с близким по значению словом.
Дать слово | наедине | |
Стоять горой | пообещать | |
С глазу на глаз | защищать | |
И след простыл | Ленивый | |
Тяжёл на подъём | исчез |
Ответы к олимпиадным заданиям
1. Гора – горка, пригорок, горочка, нагорный, гористый, подгорный, гористость, горнолыжный и т.д.
Сад – садик, садовник, садовый, садить, пересадить, палисадник и т.д.
Ход – ходить, выход, уход, вход, заходит, выходить, ходьба, проход и т.д.
Вода – водичка, наводнение, водяной, паводок, половодье, водица и т.д.
2.Змея, ученик, рыба, сапожник, товарищ.
3. морозы: корень -мороз-, окончание -ы .
вазочка: корень -ваз-, суффикс -очк- , окончание -а.
заварка: приставка за-, корень -вар-, суффикс -к, окончание -а.
подснежник: приставка под-, корень -снеж-,суффикс –ник-.
выбежал:приставка вы-, корень -беж-,суффиксы –а-, -л-.
4. Мокрое полотенце, платье и т.д.
Весёлая песня, игрушка и т.д.
Горькие огурцы, перцы и т.д.
Слабый мальчик, напор и т.д.
Синяятарелка, куртка и т.д.
5. Берёза, дуб – деревья.
Кастрюля, тарелка –посуда.
1, 5, 8, 4 – цыфры.
Клюква, черника – ягоды.
Пушкин, Лермонтов - фамилии.
6. Печь, батарея, грелка –теплые.
Сахар, варенье, мёд- сладкие.
Мороженое, лёд, снег- холодные.
Кузнечик, трава, огурец- зеленые.
Колесо, обруч, блин – круглые.
7.Душа плачет, дождь шепчет, осень грустит, ветер поёт, небо нахмурилось.
8. Составь из этих букв разные слова.
С А М Е Н Л Р О П Т - троп, ром, мел, рот, роман, тема, пот, масло, рота, енот, село, сало, лес, сон, сом, стена, перо и т.д
9. Злой – добрый.
Утро – вечер.
Молчать - говорит .
Голодный – сытый.
Поздно - рано.
Ложь - правда
Здоровье - болезнь.
10. Дать слово – пообещать.
Стоять горой – защищать.
С глазу на глаз – наедине.
И след простыл – исчез
Тяжел на подъём – ленивый.