Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Психология
  3. Организация работы по предоставлению психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации

Организация работы по предоставлению психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется по традиционным для педагога-психолога направлениям: консультативно-просветительскому, диагностическому, коррекционно-развивающему и профилактическому. 1. Консультативно-просветительское направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе; оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители. В рамках первичной адаптации детей к школе (с сентября по январь) была проведена просветительская работа с педагогами и родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, результатами диагностики, тактикой общения и помощи детям. Были проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы: «Первый раз – в первый класс!», родительские собрания, практикумы на темы: «Готовность к школе», «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению». Значительное место занимает работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В этом году были проведены родительские собрания на темы: «Готовность к обучению в основной школе», «Психологические особенности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе», «Адаптация пятиклассников в средней школе». Эти групповые консультации включают не только теоретический материал, но и результаты диагностики (индивидуально для каждого родителя), и рекомендации по коррекции трудностей. Для педагогов провела семинар-практикум «Пятиклассники». В результате адаптация пятиклассников проходит успешно, развитие УУД протекает без отклонений. На просветительскую работу с обучающимися были проведены классные часы для обучающихся 5-8 классов по темам, касающимся личности и её окружения «Я и планета чувств», «Я и мои одноклассники». Для 7-8 классов – по профессиональным интересам, склонностям и способностям «Хочу. Могу. Надо», «Как выбрать профессию?», общению «Если друг оказался вдруг…», «Две планеты. Девочки и мальчики». 2. Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего п

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Психология

Категория

Психология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Нещадимова Нина Николаевна

социальный педагог

МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Ставрополя

Тема «Организация работы по предоставлению психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации»

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется по традиционным для педагога-психолога направлениям: консультативно-просветительскому, диагностическому, коррекционно-развивающему и профилактическому.

1. Консультативно-просветительское направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе; оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители.

В рамках первичной адаптации детей к школе (с сентября по январь) была проведена просветительская работа с педагогами и родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, результатами диагностики, тактикой общения и помощи детям. Были проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы: «Первый раз – в первый класс!», родительские собрания, практикумы на темы: «Готовность к школе», «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению».

Значительное место занимает работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В этом году были проведены родительские собрания на темы: «Готовность к обучению в основной школе», «Психологические особенности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе», «Адаптация пятиклассников в средней школе». Эти групповые консультации включают не только теоретический материал, но и результаты диагностики (индивидуально для каждого родителя), и рекомендации по коррекции трудностей. Для педагогов провела семинар-практикум «Пятиклассники». В результате адаптация пятиклассников проходит успешно, развитие УУД протекает без отклонений.

На просветительскую работу с обучающимися  были проведены классные часы для обучающихся 5-8 классов по темам, касающимся личности и её окружения «Я и планета чувств», «Я и мои одноклассники». Для 7-8 классов – по профессиональным интересам, склонностям и способностям «Хочу. Могу. Надо», «Как выбрать профессию?», общению «Если друг оказался вдруг…», «Две планеты. Девочки и мальчики».

2. Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая схема психологического сопровождения.

Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. В течение сентября определяется готовность первоклассников к началу регулярного школьного обученияВ среднем за 5 лет более половины первоклассников готовы и условно готовы, т.е. не испытывают трудностей в школе. Остальные обучающиеся испытывают те или иные сложности, связанные с незрелостью нервной системы, недостаточной произвольностью психических процессов, недостаточным развитием мелкой моторики и пр.

Затем в течение октября было проведено психодиагностическое исследование первичной адаптации первоклассников к школе. Преобладает внешняя мотивация учения, высокую учебную мотивацию имеют только треть первоклассников. По мнению родителей и педагогов, большинство обучающихся 1 классов не имеют никаких признаков физической и учебной дезадаптации.

         В конце учебного года с целью изучения результативности психолого-педагогической работы проводились  исследования психологического статуса обучающихся 1 классов. Большинство первоклассников имеют высокий уровень развития внимания, ниже среднего - слуховой памяти и низкий - словесно-логического мышления. Мотивация учения высокая. По сравнению с началом года количество первоклассников с высоким уровнем развития мотивации учения увеличилось, с внешней мотивацией – сократилось. В то же время 19 % обучающихся 1 классов показали низкие результаты. Это может свидетельствовать о переутомлении, конфликтах с одноклассниками и учителем, либо о действительном нежелании учиться.

        К моменту окончания начальной школы формируется психологический портрет каждого четвероклассника. Преобладает средний уровень развития внимания и слуховой памяти. По методике Э.Ф. Замбацявичене развит 4-й уровень развития словесно-логического мышления - высокий, по методике Л. Переслени - 1-й низкий уровень. Разница в результатах наглядно демонстрирует проблемы преемственности: когда в начальной школе ребёнок имеет высокие результаты, а в 5 классе резко их снижает. Мотивация учения высокая. У четвероклассников преобладает устойчиво-позитивное отношение к семье, Отечеству, труду и своему здоровью, ситуативно-позитивное отношение к знаниям. Большинство ребят имеет средний уровень школьной тревожности. Повышен страх ситуации проверки знаний и страх самовыраженияСтрах не соответствовать ожиданиям окружающих. Это связано с излишним контролем предметной и метапредметной готовности выпускников начальной школы. По мнению классных руководителей и родителей, большинство четвероклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные и коммуникативные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные и познавательные - на среднем.

Выбирая методики диагностики пятиклассников, необходимо ориентировалась в первую очередь на результаты образования в соответствии с ФГОС. У обучающихся сформировано устойчиво-положительное отношение к здоровью, знаниям, семье, Отечеству, ситуативно-положительное отношение к труду. Пятиклассники имеют высокую нравственность и социальную адаптированность, среднюю автономность и социальную активность. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность и мотивация достижения; средний уровень тревожности и низкий – гнева. Уровень умственного развития обучающихся 5 классов – ниже среднего и низкий, слуховая память развита выше среднего уровня, регулятивное действие контроля - на среднем уровне. Психологический климат классных коллективов благоприятный (выше среднего уровня), коммуникативные умения развиты на низком уровне, ребята почти не способны встать на точку зрения другого человека. По мнению классных руководителей и родителей, большинство пятиклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные - на среднем.

Следующий рубеж сопровождения – 7 класс. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность; средний уровень тревожности и мотивации достижения; низкий – гнева. У семиклассников преобладает низкий уровень школьной тревожности. На низком уровне развита низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и общая тревожность в школе. Остальные факторы развиты на среднем уровне.

Результаты диагностики использую в дальнейшей работе по следующему направлению.

3. Коррекционно-развивающее направлениеактивное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития. Это организация работы, прежде всего, с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Деятельность направлена на уменьшение степени выраженности патологии, её поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии.

В первом классе развивающая работа с детьми направлена на социально-психологическую адаптацию к новой системе взаимоотношений. Занятия проводились попрограмме О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», по 1 недельному часу (всего 25 часов). В них участвуют дети, не готовые к школе, имеющие среднюю или серьёзную степень дезадаптации по мнению родителей и/или учителя, несформированную учебную мотивацию. Обычно в группе занимаются от 5 до 15 первоклассников (около 12 %). В результате проводимой работы к концу учебного года испытывают сложности адаптации в среднем 3-5 % обучающихся. Чаще всего это дети с низким уровнем познавательного развития, семейным неблагополучием. К сожалению, в большинстве случаев их трудности с каждым годом усугубляются.

По результатам диагностики уровня развития регулятивных и познавательных УУД в конце 1 класса формирую группу ребят, нуждающихся в их развитии (низкий уровень развития внимания, памяти, мышления – от 10 до 28 %, обычно 3 – 8 человек). Работу с ними осуществляю в рамках внеурочной деятельности во 2 – 4 классах (кружок «Развиваемся, играя»). Программу кружка разработала на основе программы Н.П. Локаловой «118 уроков психологического развития младших школьников», она рассчитана на изучение в течение трёх лет (2-4 класс) по 1 недельному часу (всего 90 часов). К концу 4 класса число обучающихся с низким познавательным развитием снижается до 3-10 % (по методикам диагностики и нормативам для начальной школы). В 5 классе методики и нормативы другие, и резко увеличивается количество детей с низким уровнем интеллектуального развития.

С пятиклассниками, имеющими те или иные трудности, были проведены краткосрочные коррекционно-развивающие занятия по всем направлениям. Развивающие занятия с обучающимися, испытывающими трудности адаптации к обучению в основной школе (10-15 %), провожу по программе А.М. Прихожан «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе» (8 часов); трудности обучения  (около трети) - по программе Потаповой Н.В. «Развитие познавательных процессов» (15 часов); трудности в установлении взаимоотношений (12 %) - по программе А.Г. Грецова «Тренинг общения для подростков» (8 часов); трудности личностного развития  (10-16 %) - по программе Н.И. Дереклеевой «Саморазвитие личности» (5 часов). Многие пятиклассники имеют сочетанные нарушения, и по возможности при проведении коррекции я использую разнонаправленные задания.

В результате к концу 5 класса ребят со сложностями адаптации, как правило, не остаётся; с трудностями общения – снижается до 2-5 %; с трудностями личностного развития (как правило, высокая тревожность, неудовлетворённые потребности, агрессивное поведение) – снижается незначительно, на 3-5 % (остаётся 5-10 %). Сложнее всего исправлять недостатки познавательного развития: из 30 человек остаётся 10-15.

Собучающимися 7 классов развивающая работа носит периодический характер и направлена на самопознание, развитие навыков межличностного взаимодействия, жизненное и профессиональное самоопределение.

В процессе освоения ФГОС начального и основного общего образования был подобран диагностический инструментарий для изучения личностных и метапредметных результатов образования, проведены психодиагностические исследования, оптимизирован процесс обработки и представления результатов.

По результатам диагностики разработаны и реализованы индивидуальные и групповые программы коррекционного воздействия, предоставлены рекомендации педагогам и родителям обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и адаптации в школьном коллективе.

Особое значение приобрели тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

Одновременно осуществлялось просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов.

Была проведена значительная работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В результате адаптация пятиклассников прошла успешно, развитие УУД протекает без отклонений.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Процесс формирования личности ребенка является длительным и сложным. Воспитание – это важнейшая функция любого общества. В процессе воспитания происходит становление. обогащение и совершенствование личностного и духовного мира человека. Воспитание складывается из целенаправленных влияний на поведение человека воспитательных институтов общества, воздействие окружающей среды и активности самой личности. Воспитание - это педагогически ориентированная и целенаправленная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которым располагает современное общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества. А.С. Макаренко указывал, что воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Процесс формирования личности несовершеннолетних правонарушителей является длительным, а иногда даже и сложным. Обычно на начальных этапах его педагогически запущенные подростки совершают лишь дисциплинарные поступки или аморальные действия, мелкие нарушения норм административного, гражданского, трудового и семейного законодательства В поведении подростка-правонарушителя, можно обнаружить своеобразную логику поступков. Как правило такие несовершеннолетние дети не сразу становятся правонарушителями. Первые нарушения дисциплины- обычные шалости детей этого возраста. Это могут быть такие поступки как плохое поведение на уроках, грубость, пропуски уроков и т.д. лишь постепенно выходя из-под контроля педагогов, родителей, подросток совершенствует свои проступки.. Формирование антиобщественного поведения личности дает реальную основу для успешного осуществления профилактических мероприятий. По мнению многих ученых, педагогов и психологов, ядром конфликтной ситуации, приводящей к нравственной деформации поведения подростков, является недостатки семейного воспитания, усугубляемые недостатками воспитания в школе, влияние социума и бессодержательным использованием подростками свободного времени. Семья является одним из самых важных элементов микросреды, первичной ячейкой общества, в которой с первых дней жизни ребенка происходит его социализация. Правонарушение подростков и социализация напрямую связаны. Если семья осуществляет социализацию детей эффективно, то и правонарушений не будет в подростковом возрасте. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа. Недостатки семейного воспитания создают лишь определенные тенденции для исправления их школой. К числу недостатков в работе школы можно отнести такие качества как низкий уровень качества преподавания отдельных предметов, загруженность учителей, перегруженность школы, нехватка педагогических кадров, однообразие форм воспитательной работы, отсутствие тесных контактов с семьей, безынициативность в работе с неблагополучными семьями. Низкая заработ
0 ₽
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется по традиционным для педагога-психолога направлениям: консультативно-просветительскому, диагностическому, коррекционно-развивающему и профилактическому. 1. Консультативно-просветительское направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе; оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители. В рамках первичной адаптации детей к школе (с сентября по январь) была проведена просветительская работа с педагогами и родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, результатами диагностики, тактикой общения и помощи детям. Были проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы: «Первый раз – в первый класс!», родительские собрания, практикумы на темы: «Готовность к школе», «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению». Значительное место занимает работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В этом году были проведены родительские собрания на темы: «Готовность к обучению в основной школе», «Психологические особенности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе», «Адаптация пятиклассников в средней школе». Эти групповые консультации включают не только теоретический материал, но и результаты диагностики (индивидуально для каждого родителя), и рекомендации по коррекции трудностей. Для педагогов провела семинар-практикум «Пятиклассники». В результате адаптация пятиклассников проходит успешно, развитие УУД протекает без отклонений. На просветительскую работу с обучающимися были проведены классные часы для обучающихся 5-8 классов по темам, касающимся личности и её окружения «Я и планета чувств», «Я и мои одноклассники». Для 7-8 классов – по профессиональным интересам, склонностям и способностям «Хочу. Могу. Надо», «Как выбрать профессию?», общению «Если друг оказался вдруг…», «Две планеты. Девочки и мальчики». 2. Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего п
0 ₽