Нещадимова Нина Николаевна
социальный педагог
МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Ставрополя
Тема «Организация работы по предоставлению психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации»
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется по традиционным для педагога-психолога направлениям: консультативно-просветительскому, диагностическому, коррекционно-развивающему и профилактическому.
1. Консультативно-просветительское направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе; оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители.
В рамках первичной адаптации детей к школе (с сентября по январь) была проведена просветительская работа с педагогами и родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, результатами диагностики, тактикой общения и помощи детям. Были проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы: «Первый раз – в первый класс!», родительские собрания, практикумы на темы: «Готовность к школе», «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению».
Значительное место занимает работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В этом году были проведены родительские собрания на темы: «Готовность к обучению в основной школе», «Психологические особенности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе», «Адаптация пятиклассников в средней школе». Эти групповые консультации включают не только теоретический материал, но и результаты диагностики (индивидуально для каждого родителя), и рекомендации по коррекции трудностей. Для педагогов провела семинар-практикум «Пятиклассники». В результате адаптация пятиклассников проходит успешно, развитие УУД протекает без отклонений.
На просветительскую работу с обучающимися были проведены классные часы для обучающихся 5-8 классов по темам, касающимся личности и её окружения «Я и планета чувств», «Я и мои одноклассники». Для 7-8 классов – по профессиональным интересам, склонностям и способностям «Хочу. Могу. Надо», «Как выбрать профессию?», общению «Если друг оказался вдруг…», «Две планеты. Девочки и мальчики».
2. Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая схема психологического сопровождения.
Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. В течение сентября определяется готовность первоклассников к началу регулярного школьного обучения. В среднем за 5 лет более половины первоклассников готовы и условно готовы, т.е. не испытывают трудностей в школе. Остальные обучающиеся испытывают те или иные сложности, связанные с незрелостью нервной системы, недостаточной произвольностью психических процессов, недостаточным развитием мелкой моторики и пр.
Затем в течение октября было проведено психодиагностическое исследование первичной адаптации первоклассников к школе. Преобладает внешняя мотивация учения, высокую учебную мотивацию имеют только треть первоклассников. По мнению родителей и педагогов, большинство обучающихся 1 классов не имеют никаких признаков физической и учебной дезадаптации.
В конце учебного года с целью изучения результативности психолого-педагогической работы проводились исследования психологического статуса обучающихся 1 классов. Большинство первоклассников имеют высокий уровень развития внимания, ниже среднего - слуховой памяти и низкий - словесно-логического мышления. Мотивация учения высокая. По сравнению с началом года количество первоклассников с высоким уровнем развития мотивации учения увеличилось, с внешней мотивацией – сократилось. В то же время 19 % обучающихся 1 классов показали низкие результаты. Это может свидетельствовать о переутомлении, конфликтах с одноклассниками и учителем, либо о действительном нежелании учиться.
К моменту окончания начальной школы формируется психологический портрет каждого четвероклассника. Преобладает средний уровень развития внимания и слуховой памяти. По методике Э.Ф. Замбацявичене развит 4-й уровень развития словесно-логического мышления - высокий, по методике Л. Переслени - 1-й низкий уровень. Разница в результатах наглядно демонстрирует проблемы преемственности: когда в начальной школе ребёнок имеет высокие результаты, а в 5 классе резко их снижает. Мотивация учения высокая. У четвероклассников преобладает устойчиво-позитивное отношение к семье, Отечеству, труду и своему здоровью, ситуативно-позитивное отношение к знаниям. Большинство ребят имеет средний уровень школьной тревожности. Повышен страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Это связано с излишним контролем предметной и метапредметной готовности выпускников начальной школы. По мнению классных руководителей и родителей, большинство четвероклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные и коммуникативные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные и познавательные - на среднем.
Выбирая методики диагностики пятиклассников, необходимо ориентировалась в первую очередь на результаты образования в соответствии с ФГОС. У обучающихся сформировано устойчиво-положительное отношение к здоровью, знаниям, семье, Отечеству, ситуативно-положительное отношение к труду. Пятиклассники имеют высокую нравственность и социальную адаптированность, среднюю автономность и социальную активность. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность и мотивация достижения; средний уровень тревожности и низкий – гнева. Уровень умственного развития обучающихся 5 классов – ниже среднего и низкий, слуховая память развита выше среднего уровня, регулятивное действие контроля - на среднем уровне. Психологический климат классных коллективов благоприятный (выше среднего уровня), коммуникативные умения развиты на низком уровне, ребята почти не способны встать на точку зрения другого человека. По мнению классных руководителей и родителей, большинство пятиклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные - на среднем.
Следующий рубеж сопровождения – 7 класс. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность; средний уровень тревожности и мотивации достижения; низкий – гнева. У семиклассников преобладает низкий уровень школьной тревожности. На низком уровне развита низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и общая тревожность в школе. Остальные факторы развиты на среднем уровне.
Результаты диагностики использую в дальнейшей работе по следующему направлению.
3. Коррекционно-развивающее направление - активное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития. Это организация работы, прежде всего, с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Деятельность направлена на уменьшение степени выраженности патологии, её поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии.
В первом классе развивающая работа с детьми направлена на социально-психологическую адаптацию к новой системе взаимоотношений. Занятия проводились попрограмме О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», по 1 недельному часу (всего 25 часов). В них участвуют дети, не готовые к школе, имеющие среднюю или серьёзную степень дезадаптации по мнению родителей и/или учителя, несформированную учебную мотивацию. Обычно в группе занимаются от 5 до 15 первоклассников (около 12 %). В результате проводимой работы к концу учебного года испытывают сложности адаптации в среднем 3-5 % обучающихся. Чаще всего это дети с низким уровнем познавательного развития, семейным неблагополучием. К сожалению, в большинстве случаев их трудности с каждым годом усугубляются.
По результатам диагностики уровня развития регулятивных и познавательных УУД в конце 1 класса формирую группу ребят, нуждающихся в их развитии (низкий уровень развития внимания, памяти, мышления – от 10 до 28 %, обычно 3 – 8 человек). Работу с ними осуществляю в рамках внеурочной деятельности во 2 – 4 классах (кружок «Развиваемся, играя»). Программу кружка разработала на основе программы Н.П. Локаловой «118 уроков психологического развития младших школьников», она рассчитана на изучение в течение трёх лет (2-4 класс) по 1 недельному часу (всего 90 часов). К концу 4 класса число обучающихся с низким познавательным развитием снижается до 3-10 % (по методикам диагностики и нормативам для начальной школы). В 5 классе методики и нормативы другие, и резко увеличивается количество детей с низким уровнем интеллектуального развития.
С пятиклассниками, имеющими те или иные трудности, были проведены краткосрочные коррекционно-развивающие занятия по всем направлениям. Развивающие занятия с обучающимися, испытывающими трудности адаптации к обучению в основной школе (10-15 %), провожу по программе А.М. Прихожан «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе» (8 часов); трудности обучения (около трети) - по программе Потаповой Н.В. «Развитие познавательных процессов» (15 часов); трудности в установлении взаимоотношений (12 %) - по программе А.Г. Грецова «Тренинг общения для подростков» (8 часов); трудности личностного развития (10-16 %) - по программе Н.И. Дереклеевой «Саморазвитие личности» (5 часов). Многие пятиклассники имеют сочетанные нарушения, и по возможности при проведении коррекции я использую разнонаправленные задания.
В результате к концу 5 класса ребят со сложностями адаптации, как правило, не остаётся; с трудностями общения – снижается до 2-5 %; с трудностями личностного развития (как правило, высокая тревожность, неудовлетворённые потребности, агрессивное поведение) – снижается незначительно, на 3-5 % (остаётся 5-10 %). Сложнее всего исправлять недостатки познавательного развития: из 30 человек остаётся 10-15.
Собучающимися 7 классов развивающая работа носит периодический характер и направлена на самопознание, развитие навыков межличностного взаимодействия, жизненное и профессиональное самоопределение.
В процессе освоения ФГОС начального и основного общего образования был подобран диагностический инструментарий для изучения личностных и метапредметных результатов образования, проведены психодиагностические исследования, оптимизирован процесс обработки и представления результатов.
По результатам диагностики разработаны и реализованы индивидуальные и групповые программы коррекционного воздействия, предоставлены рекомендации педагогам и родителям обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и адаптации в школьном коллективе.
Особое значение приобрели тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
Одновременно осуществлялось просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов.
Была проведена значительная работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В результате адаптация пятиклассников прошла успешно, развитие УУД протекает без отклонений.