Нещадимова Нина Николаевна
социальный педагог
МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Ставрополя
Тема «Причины педагогической запущенности подростков»
Процесс формирования личности ребенка является длительным и сложным. Воспитание – это важнейшая функция любого общества. В процессе воспитания происходит становление. обогащение и совершенствование личностного и духовного мира человека. Воспитание складывается из целенаправленных влияний на поведение человека воспитательных институтов общества, воздействие окружающей среды и активности самой личности.
Воспитание - это педагогически ориентированная и целенаправленная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которым располагает современное общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества.
А.С. Макаренко указывал, что воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Процесс формирования личности несовершеннолетних правонарушителей является длительным, а иногда даже и сложным. Обычно на начальных этапах его педагогически запущенные подростки совершают лишь дисциплинарные поступки или аморальные действия, мелкие нарушения норм административного, гражданского, трудового и семейного законодательства
В поведении подростка-правонарушителя, можно обнаружить своеобразную логику поступков. Как правило такие несовершеннолетние дети не сразу становятся правонарушителями. Первые нарушения дисциплины- обычные шалости детей этого возраста. Это могут быть такие поступки как плохое поведение на уроках, грубость, пропуски уроков и т.д. лишь постепенно выходя из-под контроля педагогов, родителей, подросток совершенствует свои проступки.. Формирование антиобщественного поведения личности дает реальную основу для успешного осуществления профилактических мероприятий.
По мнению многих ученых, педагогов и психологов, ядром конфликтной ситуации, приводящей к нравственной деформации поведения подростков, является недостатки семейного воспитания, усугубляемые недостатками воспитания в школе, влияние социума и бессодержательным использованием подростками свободного времени.
Семья является одним из самых важных элементов микросреды, первичной ячейкой общества, в которой с первых дней жизни ребенка происходит его социализация.
Правонарушение подростков и социализация напрямую связаны. Если семья осуществляет социализацию детей эффективно, то и правонарушений не будет в подростковом возрасте. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа.
Недостатки семейного воспитания создают лишь определенные тенденции для исправления их школой.
К числу недостатков в работе школы можно отнести такие качества как низкий уровень качества преподавания отдельных предметов, загруженность учителей, перегруженность школы, нехватка педагогических кадров, однообразие форм воспитательной работы, отсутствие тесных контактов с семьей, безынициативность в работе с неблагополучными семьями. Низкая заработная плата учителей.
Общей причиной большинства этих недостатков является невысокий профессиональный уровень отдельных педагогов, нежелание вникать в проблемы чужой семьи.
Известно, что подростковый возраст характеризуется стремлением подростков утвердить себя в глазах окружающих их друзей и взрослых. Для этого в школе есть три направления, где они могут себя проявить: учеба, общественная деятельность и общение. Учеба и поведение это одни из основных факторов педагогической запущенности детей «группы риска» по которым и оценивают в школе «трудных» подростков.
Анализируя показатели нашей школы, что в каждом классе имеются педагогически запущенные дети, и как правило, это дети из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении или педагогически несостоятельных семей.
Для трудных подростков, которые испытывают дефицит позитивного общения в семье, занимают изолированное положение в ученическом коллективе и испытывают в нем психологический дискомфорт, внешкольные группы становятся для них своего рода прибежищем. Именно в этих группах педагогическая запущенность может сливаться у подростков с социальной запущенностью.
Педагогически запущенные дети не преступники, именно в этих группах они овладевают азами коллективизма и товарищества.
Бессодержательное использование свободного времени - еще одна из существенных причин становления подростков на путь правонарушений. А чтобы этого не допустить необходимо детей вовлекать во внеурочную деятельность, кружки, спортивные секции. Дети должны находиться под контролем семьи, общества. Школы и направляться с учетом специфики основной деятельности.
Педагогическая запущенность является регулируемым явлением, поддается коррекции компенсации, предупреждению и преодолению
Социальный педагог в состоянии реально в силу специфики своей деятельности влиять на сформированность таких качеств личности родителей, как активность, настойчивость, коммуникабельность.
Социальный педагог Н.Н. Нещадимова