ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ (консультация родителям)
Создание речевой среды в домашних условиях должно приравниваться к созданию развивающей среды, так как эти два понятия будут сегодня нами рассматриваться совместно и в едином поле.
Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для каждого ребенка самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени.
В школе/классе развивающая среда уже создана, так же как и речевая. Все занятия построены возле развития речи, так как речевое развитие идет рука об руку с развитием интеллекта.
В домашних же условия мы имеем ограниченные ресурсы: небольшая комната, не так много игрушек, не столь много книг... Или, наоборот, очень много всего, что скорее всего будет иметь обратный от желаемого нами эффект. При этом стоит отметить, что много - не значит хорошо. Много развивающего материала распыляют внимание ребенка, много всего в комнате, отвлекает от того, что необходимо, а значит, крайне важно найти гармоничное и достаточное количество развивающих пособий для детей.
Правильная речевая среда - это половина успеха ваших занятий с ребенком. Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка практически без вашего участия. При этом мы должны понимать, что речь не всегда идет о "говорении", средства альтернативной коммуникации так же являются доступной речевой средой в случае, если речевое взаимодействие затруднено.
Как не удивительно, речевая среда начинается не с комнаты, а с режимных моментов. Режим вообще играет большую роль в развитие ребенка. Даже создание небольших стрессов в виде изменения режима, может создавать благоприятную почву для появления речевой коммуникации.
Большинство занятий, в том числе и наших с вами, можно привязать к режимным моментам или игре ребенка. Достаточно небольших изменений в любой ситуации и регулярности "речевых штампов" в виде стишков, потешек, песенок, которые появляются в определенной ситуации, чтобы ребенок тоже стал их использовать и применять. Освоившись, ребенок делает первые пробы в менее значимом кругу, а потом демонстрирует маме, папе и всем членам семьи.