«Особенности обучения леворуких детей»
Статья заместителя директора по УВР ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга Маковецкой Натальи Юрьевны.
Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, получается, что правополушарные леворукие учащиеся оказываются в более невыгодном положении по отношению к левополушарным праворуким. Они нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Традиционное обучение предлагает им технологию, тишину и изучение деталей.
Учащиеся этого типа нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию, не говоря уже о том, что в некоторых школах работают по недопустимым и непроверенным методикам, а иногда еще и переучивают леворуких детей.
«Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево-, так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут», – считает А.Л. Сиротюк, нейропсихолог, доктор психологических наук, профессор.
Перечисленные ниже виды деятельности облегчают обучение детям, которые имеют свой особенный учебный стиль. Однако эти же виды деятельности затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю неправильное представление об их знаниях и способностях. К сожалению большинство учителей и воспитателей редко задумываются о подобных проблемах, предпочитая ,следовать за успеваемостью большинства детей в классе, так как дифференцированно работать умеют далеко не все педагоги, и основная часть из них не владеют знаниями в данной конкретной области.
А.Л. Сиротюк, исходя из данных своего исследования, сделала вывод, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений; они успешны в командных видах спорта (экстравертированности, интуиции, невербальном общении). Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированы, более мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.
Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии, так как, как уже обговаривалось выше, и лево- и правополушарный тип мышления определяется своими особенностями.
А.Л. Сиротюк проанализировала, что в классах с преобладанием учеников правополушарного типа мышления, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, большинство с готовностью превращают любой вид деятельности в деятельность синтетическую. При этом различия и реакции детей разного пола влияют на оценки их деятельности.
Для мальчиков очень важно, ЧТО оценивается в их деятельности, а для девочек – КТО их оценивает и КАК. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с учителем. Для девочек важно, какое они произвели впечатление на педагога.
Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «я тобой недовольна», для него будет непонятно подобного рода замечание и он его, скорее всего «пропустит мимо ушей». Мальчик должен знать, чем конкретно недовольны, чтобы вновь «проиграть» в мозгу проделанные им действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.
Любой педагогический процесс — это процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.
«Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74 % мальчиков и 50 % девочек. Это так называемый закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика», – считает А. Л. Сиротюк.
Левополушарный учитель в 82 % случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и амбидекстр в 73 % случаев даст положительную оценку детям своего типа.
Для учителя главным является его способность научить ребенка по данной методике, исходя из известной фразы «люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего ребенка, который и становится «виноватым» в том, что он «другой».
В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение. Он становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д. Поэтому большинство педагогов и говорят о том, как сложно работать с большинством «трудных», «неудобных» детей, не задумываясь над причинами того, почему ребенок не такой как остальные.
Современные преобразования, затронувшие образовательный процесс могут изменить ситуацию, сложившуюся в образовательных учреждениях в лучшую сторону. Сейчас активно внедряются новые технологии в обучении, активно происходит обмен опытом с зарубежными коллегами. Поэтому стоит задуматься над тем, как обучать и развивать каждого ребенка, зная его индивидуальные особенности, имея определенный потенциал и опыт. Это нужно для того, чтобы обучение в школе и в саду не становилось процессом, тормозящим развитие ребенка.
3