Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Открытый урок по биологии на тему "Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник" (7 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник" (7 класс)

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе на тему "Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник". Цель урока: Познакомить обучающихся с лесными кустарниками и их характерными признаками. Задачи: образовательная: • закрепить представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях; • формирование знаний о лесных кустарниках и их характерных признаках; коррекционно – развивающие: • формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала; • способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный материал урока. • коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение заданий и сообщений по новой теме. воспитательные: • воспитывать интерес к урокам биологии. • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Дивеевская школа-интернат»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, сп. Сатис,

улица Московская, дом 42

УРОК БИОЛОГИИ

ТЕМА: «ЛЕСНЫЕ КУСТАРНИКИ.

БУЗИНА, ЛЕЩИНА (ОРЕШНИК), ШИПОВНИК».

7 КЛАСС

Учитель биологии

Рожкова Елена Геннадьевна

2023-2024 учебный год

Тип урока – комбинированный

Тема урока: «Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник».

Цель урока: Познакомить обучающихся с лесными кустарниками и их характерными признаками.

Задачи:

образовательная:

  • закрепить представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях;

  • формирование знаний о лесных кустарниках и их характерных признаках;

коррекционно – развивающие:

  • формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;

  • способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный

материал урока.

  • коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение

заданий и сообщений по новой теме.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам биологии.

  • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.

Наглядность и оборудование урока:

  • компьютер;

  • компьютерная презентация;

  • таблицы «Деревья», «Кустарники», «Жизненные формы растений»;

  • гербарные экземпляры лесных кустарников;

  • раздаточный материал.

План урока:

I. Организация начала урока. (1мин.)

II. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)

III. Повторение материала по теме

«Хвойные деревья». (10 мин.)

IV. Обобщение материала. (1мин.)

V. Изучение нового материала. (15 мин.)

VI. Физкультминутка. (2 мин.)

VII. Закрепление изученного материала. (7 мин)

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

IX. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Ход урока:

I.Организация начала урока.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

1. Сверить количество обучающихся по списку.

2. Проверить готовность обучающихся к уроку.

(Пустой слайд 1)

Учитель: - Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

- Садитесь ребята, какой сейчас урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели сегодня?

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Учитель: - Тема нашего урока «Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник». Сегодня мы познакомимся с лесными кустарниками и их характерными признаками.(Слайд 2)

III. Повторение материала по теме «Хвойные деревья».

Цель: обобщить и повторить материал по теме «Хвойные деревья».

Учитель: - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(«Хвойные деревья»)

- Мы познакомились с хвойными деревьями и их

характерными признаками.

Давайте повторим этот материал.

Фронтальный опрос:

  1. На какие три группы можно разделить все растения?

(2 уровень)

(Деревья, кустарники и травы)

2.Работа по карточкам. (Слайд 3)

Напиши, какими цифрами обозначены:

Деревья __________________________

Кустарники _______________________

Травы ____________________________

(Пустой слайд 4)

3. Какие бывают деревья? (3 уровень)

(Лиственные и хвойные)

4. Вопрос на Слайде 5: Выберите среди деревьев хвойные

деревья?(2 уровень) (Сосна и ель (1,6))

5. Почему хвойные деревья так называются? (2 уровень)

(Имеют на ветка похожие на иголки

листья – хвоинки)

6.Вопрос наСлайде 6: Сравните ель и сосну. (2 уровень)

(Пустой слайд 7)

7.Назовите еще хвойные деревья. (3 уровень)

(пихта, лиственница, кедр)

8.Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою осенью

полностью?(2 уровень) (лиственница)

9.Чем деревья отличаются от кустарников и трав? (2 уровень)

10.Вопрос наСлайде 8: Какое из растений лишнее?

(2 уровень) (Лещина)

IV. Обобщение темы. (вывод учителя)

Учитель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал по теме

«Хвойные деревья». Мы повторили с вами хвойные деревья и их

отличительные черты.

(Оценить ответы обучающихся)

V. Изучение нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,

познакомить их с кустарниками леса.

Учитель: - Что за чудо – русский лес!

Сказка, быль и дар небес!

Рай, который все так ищут –

В общем – чудо из чудес!

В этом разноцветном храме

Дружною живут семьёй

Дерева, кусты и травы,

Ягоды, грибы, пчёл рой!

- Ребята, говорят, что лес – это зеленый дом, а еще говорят, что дом этот – многоэтажный.

– А почему он многоэтажный? Что это за этажи? (Лес многоэтажный, так как состоит из ярусов. Верхний ярус – деревья, средний – кустарники, нижний – травы.)

– И действительно, в лесу растения растут в несколько этажей, ярусов. Верхний ярус – это деревья, средний ярус принадлежит кустарникам, а нижний – травянистым растениям и грибам.

На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир кустарников, которые встречаются по всему земному шару, про эти кустарники сложено немало песен и стихотворений. Наша задача изучить их особенности, познакомиться с многообразием и значением. Запишите число и тему сегодняшнего урока: «Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник».(Слайд 9)

  1. Запись в тетрадях числа и темы урока (обучающиеся списывают с доски).

Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма и

аккуратность письма.

  1. Объяснение учителя.


Учитель:- Ребята, кустарники отличаются от деревьев тем, что не имеют хорошо выраженного главного ствола. У них развивается несколько примерно одинаковых по величине, равноценных стволиков. Сегодня мы познакомимся с самыми распространенными кустарниками и напишем паспорт этих растений.

Лещина(орешник) (Слайды 10-14)

Один из самых распространённых кустарников. Цветёт ранней весной. В конце лета созревают плоды (орехи). Плоды орешника – полезны и вкусны. В лесу орехами питаются белки, лесные мыши, бурундуки. Вырастить самостоятельно это дерево можно и у себя дома. (Обучающиеся со слайда записывают паспорт кустарника)

Название растения

Лещина (орешник)

Место обитания

Продолжительность жизни

Высота

Отношение к свету

Отношение к влаге

Стебель

Листья

Цветки

Цветёт

Плод

Размножается

Значение

(Пустой слайд 10)

VI. Физкультминутка.

Цель: соблюдение охранительного режима.

Под музыку обучающиеся выполняют гимнастику для глаз.

0

Учитель: - Бузина(Слайды 16-19) - По опушкам леса, вокруг лугов растёт высокий кустарник – бузина. Цветёт бузина в мае-июне, а летом появляются красные или чёрные ягоды. Растение ядовитое!(Обучающиеся вклеивают в тетради паспорт кустарника)

Название растения

Бузина

Место обитания

Смешанный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

До 6 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Белые, в соцветиях

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ягода

Размножается

Семенами

Значение

Лекарственное растение, медонос

Растение ядовитое!

Учитель:Шиповник (Слайды 20-23) - По опушкам смешанного и лиственного леса растёт невысокий кустарник – шиповник. Этот кустарник дважды радует нас своей красотой. В конце мая весь куст покрывается яркими цветами, а закат лета встречает красными ягодами. Ягоды сохраняются всю осень. Применяют шиповник как декоративное растение, в косметологии, из плодов делают лекарство, из лепестков варят варенье. С цветков шиповника пчелы собираю нектар, и перерабатывают его в мёд. (Обучающиеся вклеивают в тетради паспорт кустарника)

Название растения

Шиповник

Место обитания

Смешанный, лиственный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

1-3 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий с шипами

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Розовые, темно-красные, белые

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ложная ягода

Размножается

Семенами, делением куста

Значение

В пищу используются плоды, в которых много витамина С

VII. Закрепление.

Цель: закрепление знаний по новой теме.

Ответь на вопросы на Слайдах 24-25.

Игра «Продолжи предложение» (Слайд 26)

VIII. Домашнее задание. (Слайд 27)

Учебник стр. 152-153, ответить на вопросы.

XI. Подведение итогов урока.

Цель: Привитие обучающимся навыки самоконтроля.

Учитель: - К концу подходит наш урок,

Давайте подведем итог.

- Итак, ребята, с какими кустарниками мы с вами сегодня познакомились?

- Какие кустарники вы еще знаете?

X. Дополнительный материал.

Учитель: - Ответьте на вопросы:

  1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

  2. Растёт ли дерево зимой? (Нет)

  3. Листья, какого дерева как бы дрожат от ветра. (Осина)

  4. Какое дерево весной поит дятла? (Береза)

  5. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)

  6. Что это – белоствольное чудо России? (Береза)

  7. Из какого дерева делают спички? (Осина)

  8. Самое могучее дерево? (Дуб)

  9. Из какого дерева делают карандаши? (Кедр)

  10. Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Ель)

Молодцы!

Раздаточный материал.

Название растения

Лещина (орешник)

Место обитания

Продолжительность жизни

Высота

Отношение к свету

Отношение к влаге

Стебель

Листья

Цветки

Цветёт

Плод

Размножается

Значение

Название растения

Лещина (орешник)

Место обитания

Продолжительность жизни

Высота

Отношение к свету

Отношение к влаге

Стебель

Листья

Цветки

Цветёт

Плод

Размножается

Значение

Название растения

Лещина (орешник)

Место обитания

Продолжительность жизни

Высота

Отношение к свету

Отношение к влаге

Стебель

Листья

Цветки

Цветёт

Плод

Размножается

Значение

Название растения

Лещина (орешник)

Место обитания

Смешанный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

До 5 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, жилкование сетчатое

Цветки

Мелкие, в соцветиях

Цветёт

В апреле

Плод

Орех

Размножается

Семенами

Значение

В пищу используются плоды орешника - это орехи фундук .

Название растения

Бузина

Место обитания

Смешанный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

До 6 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Белые, в соцветиях

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ягода

Размножается

Семенами

Значение

Лекарственное растение, медонос

Растение ядовитое!

Название растения

Бузина

Место обитания

Смешанный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

До 6 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Белые, в соцветиях

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ягода

Размножается

Семенами

Значение

Лекарственное растение, медонос

Растение ядовитое!

Название растения

Шиповник

Место обитания

Смешанный, лиственный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

1-3 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий с шипами

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Розовые, темно-красные, белые

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ложная ягода

Размножается

Семенами, делением куста

Значение

В пищу используются плоды, в которых много витамина С

Название растения

Шиповник

Место обитания

Смешанный, лиственный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

1-3 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий с шипами

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Розовые, темно-красные, белые

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ложная ягода

Размножается

Семенами, делением куста

Значение

В пищу используются плоды, в которых много витамина С

Название растения

Шиповник

Место обитания

Смешанный, лиственный лес

Продолжительность жизни

Многолетнее

Высота

1-3 м

Отношение к свету

Светолюбивое

Отношение к теплу

Холодостойкое

Отношение к влаге

Умеренное

Стебель

Прямостоячий с шипами

Листья

Сложные, жилкование сетчатое

Цветки

Розовые, темно-красные, белые

Цветёт

В мае-июне

Плод

Ложная ягода

Размножается

Семенами, делением куста

Значение

В пищу используются плоды, в которых много витамина С

Раздаточный материал.

Напиши, какими цифрами обозначены:

Деревья - __________________________

Кустарники – _________________________

Травы - _________________________________

Напиши, какими цифрами обозначены:

Деревья - __________________________

Кустарники – _________________________

Травы - _________________________________

14


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе на тему "Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник". Цель урока: Познакомить обучающихся с лесными кустарниками и их характерными признаками. Задачи: образовательная: • закрепить представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях; • формирование знаний о лесных кустарниках и их характерных признаках; коррекционно – развивающие: • формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала; • способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный материал урока. • коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение заданий и сообщений по новой теме. воспитательные: • воспитывать интерес к урокам биологии. • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.
0 ₽
Внеклассное мероприятие: «Осенняя викторина». Цель: развитие познавательной активности обучающихся. Задачи: образовательная: • обобщить и закрепить знания обучающихся об осени и ее приметах. коррекционно - развивающие: • способствовать развитию устную речь посредствам развернутых ответов на вопросы учителя; • способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности обучающихся на основе заданий, требующих самостоятельного поиска решений; • способствовать расширению кругозора обучающихся на основе полученной информации. воспитательные: • воспитывать умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; • воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам; • воспитывать у обучающихся познавательный интерес к урокам биологии.
0 ₽