Семёнова Наталья Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка высшей категории, ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга
Тема:«Отношение к леворуким детям в образовательных учреждениях, как социально-педагогическая проблема».
В последние годы проводится большое количество исследований, посвященных проблемам развития леворуких детей, исследуется статистика количества леворуких детей в образовательных учреждениях, говорящая о том, что их количество растет из года в год. Исследуются так же психоэмоциональные особенности данной группы детей и специфика работы с ними с учетом этих факторов, но данные исследования в основном касаются начального, а не дошкольного образования. Однако, несмотря на подобное количество проведённых и проводимых исследований, в современной педагогической и психологической литературе существует масса противоречий относительно особенностей работы с леворукими детьми, и способами взаимодействия педагогов с данной группой детей уже на уровне детского сада.
Педагоги и воспитатели на уровне дошкольного образования, не знают, каким образом строить свою обучающую и развивающую работу по отношению к леворуким детям, не знают особенности их нейропсихического развития, а если знают, то не применяют эти знания на практике, и допускают ряд серьёзных ошибок в работе с такими детьми и их родителями, а многие до сих пор переучивают леворуких детей, что может сказаться отрицательно на развитии психики леворуких детей. В целом, система обучения в дошкольных и школьных учебных заведениях в большей степени рассчитана на обучение праворуких детей с высокой степенью праворукости, в то время как, дети с низкой степенью праворукости (так называемые «скрытые левши») или леворукие дети испытывают массу затруднений в процессе обучения и развития. Леворукость – это не диагноз, это вариант нормального развития ребенка, это особенности развития мозга и соответственно психики детей. Педагог, работающий с леворукими детьми должен понимать особенности развития познавательных и коммуникативных процессов леворуких детей, понимать особенности развития их личностной сферы. В работе с данной группой детей педагогу необходимо ставить перед собой цель максимального развития каждого ребенка, учитывать в своей работе на практике его индивидуальные и личностные особенности, организовывать развивающую среду в образовательном учреждении с учетом того, что в группах есть леворукие дети, для которых приобретаются соответствующие инструменты труда, в частности, ножницы,линейки,точилки для леворуких, игрушки, рассчитанные не только на праворуких детей, но и леворуких (конструкторы, с завинчивающимися деталями, развивающие игры на печатной основе, кассы для игры в магазин и т.д.).
Систематическое изучение проблемы леворукости, связанной с проблемой межполушарной асимметрии началось во второй половине XX столетия, и огромный вклад в развитие данной научной проблемы в нашей стране внес Александр Романович Лурия, который является основоположником отечественной нейропсихологии. В 1970-е-200-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации по проблемам леворуких.
Впервые привлек внимание общественности и ученых к вопросу о насильственном переучивании леворуких детей А.П.Чуприков ( изучающий связь леворукости с определёнными соматическими и нервно-психическими заболеваниями), в интервью корреспонденту газеты «Правда» от 1980 года и именно с этого времени и по сей день многих ученых, педагогов, воспитателей, родителей волнует проблема безопасного обучения, воспитания и развития леворуких детей.
Поэтому,основной целью исследования является работа над изменением отношения педагогов дошкольного образовательного учреждения к леворуким детям старшего дошкольного возраста, через:
Повышение уровня взаимодействия педагогов с данной группой детей;
Повышение уровня компетентности педагогов по отношению к леворуким детям;
Повышение качества работы самого образовательного учреждения на основе соблюдения личностно-ориентированного подхода;
Создания условий для полноценного интеллектуального развития леворуких детей старшего дошкольного возраста, на основе использования педагогами систем игр, методик, технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2005, 52-63с.
М.М.Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2008,3-7с., 10-35с.
Еремеева В.Д. Проблемы дифференированного обучения: как научить каждого. – С-Пб, 2003.
Еремеева В.Д. Эффективность деятельности педагога. – С.-Пб., 2002.
В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман. Мальчики и девочки два разных мира. ―С-Пб.: Тускарора, 2004,44-52с.,176-181с.
Е.И.Николаева. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2009, 53-67с.
Семенович А.В. Эти невероятные левши. – М.: Генезис, 2009, 6-12с.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.10.Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»/Сост. А.М.Еголин, Е.Н.Медынский, В.Я.Струминский. – М.:Издательство Академии педагогических наук,1950.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: Т.5. Методические статьи и материалы к «Детскому миру»/Сост. А.М.Еголин, Е.Н.Медынский, В.Я.Струминский. – М.:Издательство Академии педагогических наук, 1949.
Фребель Ф. Будем жить для наших детей./Сост. Л.М.Валуева – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.