Педагогическая диагностика
как фактор повышения качества воспитательного процесса
Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью…глубокой верой в достоинство и красоту человека.
(В.А. Сухомлинский)
Согласно Закону об образовании РФ, «образование» является
базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства». Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики
сохраняет все свои значения. И прежде всего - как педагогический процесс
формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы -то есть всё духовное наследие человечества. Воспитание можно рассматривать и как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической установки, подготовки к жизни в обществе. В педагогике под целью воспитания принято понимать «конечный результат формирования личности». С позиции дополнительного образования, воспитание- целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни; процесс целенаправленного развития способностей обучающегося, помогающих ему взаимодействовать с миром. Воспитательная деятельность педагога опирается, прежде всего, на духовно-нравственные ценности. Таким образом, цель воспитания в системе дополнительного образования — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
В процессе реализации образовательных программ большое значение имеют критерии воспитанности ребёнка. Воспитанность понимается как степень соответствия личностного развития ребёнка поставленной педагогами цели, где цель выступает некоторым общим показателем, позволяющим судить о степени педагогического успеха.
Воспитательный процесс в процессе реализации ДООП базируется на следующих педагогических принципах:
-целесообразность (наличие в качестве цели образца как социально-культурного ориентира);
-культуросообразность (соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как высшим достижениям исторического развития человечества);
-системность (присутствие определённой системы организуемых влияний, их взаимозависимость);
-креативность (нацеленность на творческое, инновационное, нестандартное развитие личности).
Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка.
Как садовник заботливо лелеет веточку
культурного сорта плодового дерева,
привитого к дичку, так мы, воспитатели,
должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
(В.А. Сухомлинский)
Одними из приоритетных направлений воспитания в дополнительном образовании являются духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сухомлинский В.А.писал, что «нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость-радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке».
Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование гармоничной личности ребенка, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых общекультурных ценностей, то есть передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных старшими поколениями; формирование принципов и норм в отношениях людей друг к другу, к семье, коллективу, обществу, к труду, к своим обязанностям и к самому себе; развитие таких доминантных качеств, как толерантность, товарищество, чувство эмпатии и справедливости, нравственная готовность к тому или иному виду деятельности, активное доброе отношение к действительности, уважение к людям.В.А. «Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика», - утверждал Сухомлинский В.А.
Патриотическое воспитание рассматривается в образовательном процессе как нравственное качество личности. Воспитание патриотизма- одна из актуальных проблем современного общества. Будущее детей должно иметь свой нравственный стержень- любовь к Родине. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему.
Педагогическая наука утверждает, что наиболее благоприятные психолого-педагогические условия для воспитания нравственных качеств ребенка, в том числе патриотизма, складываются в старшем дошкольном возрасте, когда активно происходитформирование основных жизненных ценностей и позиций.Опыт показывает, говорил В.А. Сухомлинский, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Реализация дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Музыка и мы» художественной направленности для обучающихся 5-7 лет предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которая позволяет всем участникам образовательного процесса оценить реальную результативность образовательной деятельности, выявить уровень развития творческих способностей и личностных качеств ребенка, их соответствие прогнозируемым результатам программы.
Промежуточная аттестация проходит в следующих формах: открытое занятие, отчетный концерт для родителей. Форма проведения итоговой аттестации обучающихся — викторина, конкурс, открытое занятие, итоговое занятие, выпускной итоговый праздник.Срок проведения аттестации – май месяц.
В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации программного материала, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, разработаны показатели и критерии диагностического исследования уровней предметной и метапредметной компетенций, сферы личностного роста. Диагностическое исследование проходит в 2 этапа: нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц; конечный (итоговый) срез- май месяц.
В процессе исследования эффективности воспитания особое значение имеет системная диагностика. Решение диагностических задач предполагает, прежде всего, выявление критериев воспитания и определение на их основе показателей эффективности воспитания. Сегодня под критериями понимаются стандарты, по степени приближения к которым дается оценка того или иного вида деятельности. Критерии выступают образцом, эталоном, выражают высокий, наиболее оптимальный уровень воспитанности, определяют степень его соответствия, приближения к идеалу.
Одним из приоритетных исследований является диагностическое исследование сферы личностного роста обучающихся. Сфера личностного развития обучающегося оценивается по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям:
уровень воспитанности
уровень социальных навыков
уровень регулятивных навыков
уровень развития духовно- нравственной сферы
уровень формирования гражданско-патриотических чувств.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь,
потому что это подлинно человеческое
утверждается в душе одновременно
с познания первых и важнейших истин.
В детстве человек должен пройти
эмоциональную школу –
школу воспитания добрых чувств.
(Сухомлинский В.А.)
Итак, рассмотрим актуальные для нас критерии воспитания – уровень воспитанности, уровень сформированности социальных навыков, уровень регулятивных навыков; уровень развития духовно-нравственной сферы и уровень сформированности патриотических чувств.
1. Уровень воспитанности
Высокий уровень | Обучающийся принимает гуманистические ценности и ориентации. Активно формируются эстетические потребности, этические нормы, основы коммуникативной и общей культуры. Знает и применяет правила поведения в обществе, на занятиях, нормы поведения, в том числе речевого. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Бережно относится к материальным и духовным ценностям: к окружающему миру, природе, животным и растениям. Ценит и бережет чужой труд. Прислушивается к чужому мнению. Сформирован базовый элементарный уровень толерантности. Доброжелательный и отзывчивый, умеет сопереживать и сочувствовать, развита эмпатия. Уважительно относится к родителям, членам семьи, к незнакомым людям, людям преклонного пожилого возраста. |
Средний уровень | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических норм, экологической культуры находится на начальном этапе. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Не всегда бережно относится к материальным и духовным ценностям. Не всегда уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Бывает доброжелательным и отзывчивым. |
Низкий уровень | Не знаком с этическими и эстетическими нормами, основами экологической культуры. Нарушает правила поведения на занятиях, правила безопасности жизнедеятельности. Конфликтен. |
2. Уровень социальных навыков
Высокий уровень | Активно формируется система ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. Умеет ориентироваться в ценностно- смысловых и социальных ролях, межличностных отношениях. Активно осваивает нормы социального взаимодействия. Проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Понимает ценность социально значимого труда, владеет трудовыми навыками. Готов к самостоятельным действиям. Ответственно относится к собственным поступкам, к порученным делам и заданиям. Развиты навыки социальной активности как в детском объединении, так и вне образовательного учреждения. |
Средний уровень | Постепенно осваивает нормы социального взаимодействия. Не всегда проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Часто не готов к самостоятельным действиям. Не всегда может объяснить собственные поступки. |
Низкий уровень | Не желает осваивать нормы социального взаимодействия. Не умеет проявлять такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Не готов к самостоятельным действиям. Не может объяснить собственные поступки. Конфликтен. |
3. Регулятивные навыки
Высокий уровень | Умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Активно формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Инициативный и самостоятельный. Умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. В достаточной степени присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка. |
Средний уровень | Не всегда управляет своей деятельностью, контролирует и корректирует поведение в соответствии с ситуацией. Имеет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, но применяет не часто. Не всегда организован и сосредоточен. Бывает не внимателен. Умеет оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. Присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка. |
Низкий уровень | Не умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Имеет незначительные навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Не организован. Не контролирует свое поведение. |
4. Уровень развития духовно- нравственной сферы
Высокий уровень | Имеет представленияоценностяхипониманиенравственныхнорм. Проявляетэмоциональноеотношениектемилиинымжизненнымситуациям,значимыхсточкизрениянравственности.Присутствует устойчивостьвсоблюдениинормиправилповедениявобществе.Умеет рассуждать, анализировать и делать выводыопредполагаемомповедениивситуацияхнравственноговыбораиреальногоповедения, котороесоциальноодобряемои приемлемо. Умеет видетьрадостьинеудачидругогоиреагироватьнанихактивнымиэмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способысопереживания и сочувствия по отношению к другому человеку, независимо от предпочтений исимпатий.Знаетнародныепраздники, традиции, игрушки,предметыбыта. Присутствует уважениеиинтересккультуренарода,народномуискусству,традициям,обычаям,фольклору; есть стремлениекихтворческомуосвоениюи сохранению. Проявляет интерес к художественному творчеству, детской литературе, музыке; с удовольствием посещает с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки. |
Средний уровень | Имеет некоторыепредставленияоценностяхипониманиенравственныхнорм. Не всегда проявляет эмоциональноеотношениектемилиинымжизненнымситуациям,значимыхсточкизрениянравственности. Не всегда умеет рассуждать, анализировать и делать выводыопредполагаемомповедениивситуацияхнравственноговыбораиреальногоповедения, котороесоциальноодобряемои приемлемо. Иногда видитрадостьинеудачидругогои не всегда реагируетнанихактивнымиэмоциональными реакциями. Способы сопереживания и сочувствия однообразныи чаще всегоподражательны,поведениеситуативнои избирательно.Знает немногие народныепраздники, традиции,игрушки,предметыбыта. Присутствует незначительный интересккультуренарода,народномуискусству,традициям,обычаям,фольклору; иногда есть стремлениекихтворческомуосвоениюи сохранению. Не проявляет особый интерес к художественному творчеству, детской литературе, музыке; не всегда с желанием посещает с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки. |
Низкий уровень | Отсутствуют представленияоценностяхипониманиенравственныхнорм. Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильноеили неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную нормунеформулирует. Не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняетпоступки.Отношениекнравственнымнормамнеустойчивое,эмоциональныереакции неадекватныилиотсутствуют. Не замечает эмоций сверстника, его эмоциональные реакции носят пассивныйхарактер;эпизодическиифрагментарновстречаютсяотдельныеэлементыпроявления сопереживанияи сочувствия ксверстнику. Не проявляет эмпатию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным,взрослым. Не реагирует на успех и неудачи других (равнодушен или реагируетнеадекватно-завидуетуспехудругого,радуетсяегонеудаче). |
5. Уровень формирования гражданско-патриотических чувств
Уровни | Критерии | ||
Знания в области базовых понятий: страна, город, семья (когнитивный компонент) | Патриотические чувства (эмоционально- мотивационный компонент) | Патриотическая деятельность (поведенческий компонент). | |
Высокий уровень | Обладает в полном объеме (для данного возраста) знаниями и понятиями: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика, флаг, герб, гимн, патриот. Знаетиузнаетфлаг,герб,гимнРоссии,гербгорода.Знает историю своей семьи, имеетпредставлениеочленахсемьииближайшихродственниках знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает(по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы, площади города. | Ребенок осознает себягражданиномсвоейстраны,уважительнои сгордостью относитсяк еесимволике(флагу,гербу, гимну). Активно формируются патриотические чувства (интересы, желания), начальные мотивы патриотической деятельности; достаточно полно развиты патриотические чувства к семье, родине; присутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; умеет заботиться об окружающей природе, о близких людях, оказываетпомощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договоритьсясосверстниками; эмоциональноотзывчив. | Присутствуют элементы патриотической деятельность: ребенок активно выступает в качестве исполнителя доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми. Знает различные в соответствии с возрастом формы проявления патриотизма, умеет анализировать свои чувства, мотивы деятельности, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм. |
Средний уровень | Обладает некоторыми знаниями и понятиями: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика. Ребенокиногдадопускаетнезначительныеошибки. Не всегда определяет иузнаетфлаг,герб,гимнРоссии,гербгорода.Затрудняется рассказать историю своей семьи, имеетнедостаточное представление очленахсемьииближайшихродственниках; с помощью педагога называет ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. С помощью взрослого называет и узнает(по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы и площади. | Ребенок уважительно относитсяк государственной символике(флагу,гербу, гимну); формируются патриотические чувства к семье, родине; иногда присутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; совместно с педагогом умеет заботиться об окружающей природе, о близких людях, не всегда проявляет дружелюбие и считается с интересами товарищей, не всегда умеет договоритьсясосверстниками; иногда эмоциональноотзывчив. | Не всегда присутствуют элементы патриотической деятельность: ребенок периодически выступает в качестве исполнителя доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми. Присутствуют некоторые первоначальные умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, иногда может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм. |
Низкий уровень | Не знает сущность понятий: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика, но узнаетфлаг,гербРоссии. Затрудняется рассказать историю своей семьи, не знает информациюочленахсемьииближайшихродственниках; не знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города. Знает свое имя, фамилию, затрудняется назвать свой город, свой адрес. Плохо знает город, главные улицы и площади. | Патриотические чувства не сформированы; отсутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; нет умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм; не знает , как заботиться об окружающей природе, о близких людях, не проявляет дружелюбие и не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договоритьсясосверстниками; эмоционально не отзывчив. | Не готов к патриотической деятельности; нет первоначальных умений анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм. |
Методы и формы диагностического исследования, применяемые в процессе реализации Программы: наблюдение, беседа, творческие и практические задания, тест, опрос, викторина.
Методики, применяемые в процессе диагностического исследования:
№ п/п | Автор | Название методики// методического продукта |
1. | Р.Р.Калинина | «Закончи историю» |
2. | Г.М.Фригман,Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович | «Беседа» |
3. | Р.Немов | «Какой Я?» |
4. | Г. Матвеева,И. Выбойщик | «Сюжетные картинки |
5. | Н. Е. Богуславская | «Незаконченные предложения или Моеотношение к людям» |
6. | В.Г. Маралов | «Методика оценки терпимого отношения детей» |
7. | М.Т.Бурке-Бельтран | «Проигрышнаялотерея |
8. | А.О. Ястребцова | «Мониторингуровнейразвитияпатриотическихчувствлюбвикродномугородуустарших дошкольников» |
9. | М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева | «Мониторинг нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников» |
Таким образом, говоря об актуальности использования приемов педагогической диагностики в воспитательном процессе с обучающимися и в целом о воспитательном процессе в дополнительном образовании, трудно не согласиться с мыслями В.А. Сухомлинского, классика советской педагогики, педагога- новатора, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования: «Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями».