«Педагогический опыт "Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ" »
Покутний В.В. МБОУ «СОШ № 4» с. Белое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» имени Сушкина Т.Г.
с. Белое Красногвардейского района Республики Адыгея
Педагогический опыт
«Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Покутний
Владимир Викторович
2024год
c.Белое
E-mail- vladimir.pokutny@yandex.ru
Содержание
Введение
Актуальность
Цель и задачи опыта
Новизна опыта
Ведущая педагогическая идея
Практическая значимость опыта
Реализация деятельностного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
II. Внеурочная деятельность в рамках деятельностного подхода.
III. Результативность опыта
IV. Заключение
V.Литература.
I. Введение
Актуальность
В последние годы актуальность преподавания основ безопасности жизнедеятельности значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма. В мире не снижается количество людей погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов.
Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в различных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности на уроках ОБЖ, я выбрал системно-деятельностный подход, как ведущий в моей работе.
Цель опыта: разработка в рамках системно-деятельностного подхода приёмов, методов, форм организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроке ОБЖ, обеспечивающей эффективное формирование знаний, умений, навыков по предмету.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
готовить учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать у них навыки здорового образа жизни и умения оказывать первую медицинскую помощь;
воспитывать толерантность, гражданственность, патриотизм;
готовить обучающихся к военной службе.
Новизна опыта
В новых современных условиях возрастает значение образования в формировании личности. Образовательный стандарт предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход формирующий универсальные учебные действия обучающихся. Именно это и послужило основой для работы над моим опытом.
Ведущая педагогическая идея опыта
Использование деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость опыта.
Педагогический опыт «Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ» может использоваться в своей работе учителями-предметниками, классными руководителями.
I. Реализация деятельностного подхода на уроках ОБЖ.
Мой небольшой опыт работы преподавателем-организатором ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца еще не освоенного предмета в образовании, каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье.
Для того чтобы реализовать эти задачи в своей работе я делаю акцент на деятельностный подход при работе с обучающимися.
Обозначу основные подходы, которыми я руководствуюсь в преподавании ОБЖ. Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны. Межпредметные связи помогают моим учащимся не просто заучивать материал на уроке, но и понимать его смысл, помогают повысить интеллектуальный уровень обучающихся.
Считаю важным показывать ученикам социальную значимость их творческой деятельности. Ролевая игра по теме «Ориентирование на местности» в 8 классе наглядно демонстрирует важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека.
Повышаю эффективность своих уроков с помощью организации межведомственного взаимодействия с организациями, деятельность которых изучается в курсе ОБЖ, в плане обеспечения безопасности жизнедеятельности, обороны государства и здоровья граждан: это пожарная часть, военный комиссариат, полиция, ГАИ, ДОСААФ.
Для создания роста мотивации формирования знаний использую нетрадиционные формы уроков. Урок пресс-конференцию в 10 классе по теме «Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности», организую совместно с сотрудниками полиции. Такая форма урока учит школьников деловому общению, организованности, позволяет выражать и отстаивать свое мнение, активизирует учебный процесс.
Урок- практикум в 8 классе по теме «Обеспечение личной безопасности при пожарах» провожу на базе пожарной части. Урок такого типа является своеобразной проверкой знаний школьников по изученной теме. Обучающиеся показывали на практике свои знания, умения и навыки необходимые при эвакуации из горящего здания.
Изучая тему «Общевоинский устав. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ» обучающиеся 10 класса посетили военкомат. Они прослушали лекцию военкома о значении службы в Вооруженных силах как почетной обязанности граждан РФ, об основных требованиях военной присяги, воинских уставов.
Кроме часов теории по основам военной службы, предусмотрены занятия по огневой и тактической подготовке в ходе проведения пятидневных военно-полевых сборов в 10 классах провожу на базе воинской части г.Майкоп.
Кабинет ОБЖ оборудован автоматизированным рабочим местом и я имею возможность систематически проводить Интернет-уроки, а именно включаю материалы всемирной сети в содержание урока, таким образом формирую устойчивые мотивации школьников к обучению. Использование информационных технологий позволяет мне объяснять новый материал, выполнять практические работы, повторять пройденный материал.
В 10 классе при изучении раздела «Основы военной службы» я провожу видео – уроки. Видеофильмы эмоционально воздействуют на обучающихся, формируют у них личностное отношение к увиденному, развивают внимание и память, способствуют углублению знаний по пройденным темам.
Преподавание осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:
технология дифференцированного обучения: обучающимся предлагаю разноуровневые задания.
-технология ситуативного обучения: предлагаю своим ученикам решать ситуативные задачи, например: «Представьте, что вы находитесь дома одни, а в это время загорелась электропроводка. Ваши действия».
-обучение в сотрудничестве: предлагаю обучающимся задания для организации групповой работы, взаимопроверки;
-на своих уроках большое внимание уделяю исследовательской и проектной деятельности. Свои проекты они защищают не только на уроках ОБЖ, но и на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня. В 8 классе практикую выпуск боевого листка по теме «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде». Данный вид деятельности позволяет систематизировать знания и развивать умения составлять алгоритм действий в опасных ситуациях.
Важное место в моей деятельности занимает самоконтроль и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. Разработаны мини-тесты, которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех обучающихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы.
II.Внеурочная деятельность в рамках деятельностного подхода.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно
без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Военно-патриотическое воспитание, является одной из важнейших составных частей нравственного воспитания, которое проходит красной нитью как через уроки в разделе программы ОБЖ «Основы подготовки к военной службе», так и через внеурочную работу. Внеклассная работа по ОБЖ решает такие задачи:
– усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
–расширение мировоззрения учеников;
– развитие их творческих способностей, самостоятельности.
Шестой год я являюсь руководителем школьного ЮнАрмейского отряда «Молодая гвардия», главная цель которого-подготовка юношей к службе в Армии. Отряд занимается поисковой работой. Они изучают культурно-историческое наследие родного края, проводят мероприятия, опираясь на героические традиции Отечества, Ребята активно участвуют в акциях «Пост №1», «Георгиевская лента».
На занятиях ребята изучают приемы рукопашного боя, учатся преодолевать полосу препятствий, стреляют из пневматического оружия, сдают нормативы военно-спортивного комплекса, занимаются строевой подготовкой. Все это способствует развитию морально-волевых качеств личности, формированию в процессе занятий физической культурой и спортом готовности к защите Родины. Система воспитательной работы по данному направлению- одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и блокировки негативных привычек. Регулярные занятия прикладными видами спорта, легкой атлетикой и стрельбой приводят к высоким результатам.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся являются, конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности. Мои ученики являются призерами и победителями регионального и муниципального этапов Всероссийской многопредметной олимпиады школьников.
III.Результативность опыта
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение деятельностного подхода на моих уроках позволило мне:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2. Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников, участвуя в районных, региональных соревнованиях военно-патриотической направленности они, показывают хорошие результаты, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты за призовые места.
3.Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к военным профессиям.
В рамках обобщения и распространения педагогического опыта являюсь постоянным участником заседаний районного методического объединения. Делюсь опытом с коллегами, по проведению уроков и внеклассных мероприятий по предмету, выступаю с докладами на районном МО.
IV. Заключение
Моя система работы основанная на деятельностном подходе складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создаю открытое образовательное пространство.
Список использованной литературы
Аникеева, Н. П. Воспитание патриотов / Н. П. Аникеевич – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
Барашникова Е. А. Не все дети талантливые, но все способные / Е. А. Ба-рашкова // Первое сентября. №4, 2013. - № 10. – С. 24.
Болтнева, О. Ю. Деятельностный подход в преподавании ОБЖ / Москва – 2012. - №5. – С. 74-79.