Педагогическое эссе «Моя формула успеха»
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский.
С детства я любила играть на фортепиано. Занятия в музыкальной школе мне никогда не казались мучением. Я могла часами до самозабвения гонять по клавишам гаммы и этюды, не считая их скучными и занудными. Я любила петь и танцевать, обожала читать и сочинять сказки… Изначально музыка, танцы и сказки были моим хобби, тем, что давало мне всегда ощущение свободы и счастья. Жизнь сложилась так, что я не сразу связала свою жизнь с музыкой и с детьми. Но судьба дала мне еще один шанс обрести себя, найти свое призвание. И вот уже 23 года в качестве музыкального руководителя в детском саду я живу в мире музыки и творчества, игр и увлечений, согретая лучами детской любви и радости, купаясь в море детского смеха.
Можно ли сказать, что в своей работе я добилась определенных успехов? Наверное, да. Ведь мои воспитанники постоянно участвуют в творческих конкурсах различного уровня, а из стен детского сада многие из них отправляются в детскую школу искусств, потому что уже не хотят расставаться с прекрасным миром музыки. Но, думаю, мой главный успех заключается в том, что дети всегда с радостью спешат на музыкальные занятия, в мир, который создали музыка и я.
Не сразу все было легко и просто. Поначалу я полагала, что главная моя задача – ввести детей в прекрасный мир музыки, научить ценить ее красоту, воспитать умение эмоционально откликаться на нее, расширить их кругозор. Но дети сами эмоционально откликаются на музыку, инстинктивно стремятся к красоте и, по природе своей, любознательны. Стало быть, моя задача выполнена сама по себе?
К счастью, человек обладает даром стремления к новым знаниям. А если при этом присутствует ещё и высокий коэффициент обучаемости, то нет непреодолимых преград. Когда-то я прочитала интересную фразу: «Многие люди проводят целую жизнь, пытаясь прикрыть свои слабости, потому что хотят быть хорошими. Успешный человек всегда их ищет, потому что именно с этого места можно стать лучше. Я не могу улучшиться, если я уже и так хорошая». Осознание своих ошибок, своего несовершенства приводит к новым поискам. С новыми знаниями приходит и новый опыт.
Первое, что я осознала с самого начала: дети живут в мире игры. И если любое новое знание приходит к ним не навязчиво, а словно своеобразное условие игры, дети воспримут все новое с интересом и радостью. Именно поэтому я строю занятия на основе определенного сюжета, где обязательно присутствуют различного рода игры: музыкальные, подвижные, дидактические, онлайн-игры.
Другое непременное условие: я сама должна очень многое знать, чтобы уметь ответить на любой вопрос ребенка, жить тем, что интересно, в первую очередь, детям, а не мне.
Любой ребенок – личность, с определенной моделью поведения, характером, эмоциональным типом. Строя свои взаимоотношения с детьми, я учитываю индивидуальность каждого ребенка. Это помогает мне стать детям не наставником, а взрослым другом, который может выслушать и помочь. Здесь важно быть абсолютно искренним, ведь дети очень остро чувствуют малейшую фальшь.
Самым сложным в моей работе было научить детей самим искать ответы на вопросы, которые их интересуют, пробудить их творчество. А решение оказалось простым: помещать в поле их зрения и деятельности те средства, которые могут активизировать самостоятельный поиск решения, творческую деятельность. Главное, дать почувствовать ребенку, что он сам многое знает и умеет, нужно лишь умело подвести его к этому. Нет неуспешных детей, в каждом живет искра определенного таланта (неважно какого – музыкальное и танцевальное исполнительство, художественное творчество или конструирование, стремление к спорту и т. д). Важно лишь вовремя распознать интересы ребенка и дать им соответствующее развитие. Лишь в этом случае педагог может сказать: моя работа успешна.
Мы часто слышим сравнения и эпитеты в адрес педагогов – «гончары», способные вылепить из ребенка что-либо чудесное, «прометеи», разжигающие искры таланта и вдохновения в детях даже ценой своего здоровья, «солнышко», согревающее своих воспитанников теплом и светом. Красиво, слов нет. Но мы, педагоги, обычные люди, трудяги (хоть и не очень красивое слово), каждый день работающие над собой. Наверное, это самое сложное: работать над собой ради блага детей. Ведь все мы далеко не совершенны, и наши воспитанники не каждую минуту нас радуют. Поэтому каждый день, приходя в детский сад, я произношу про себя заветные слова, ставшие для меня своеобразной аффирмацией: «Я люблю всех детей, как своих собственных. Каждый из них сегодня откроет что-то новое в себе и для меня. Пусть радость от моей работы станет радостью для них». И это работает.
Очень надеюсь, что живя в мире гармонии, красоты, любви и добра, который мы создаем в нашем детском саду, наши воспитанники пронесут все наши идеи и посылы через года. И каждый из них в будущем сможет назвать себя успешным человеком.