Главная цель данной работы– провести мониторинг профессиональной деятельности учителя, представить значимые результаты профессионального роста учителя, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения.
За последние годы в моей педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет от 60% до 68%.
Уровень обученности и качества знаний по предметам
Учебный год | класс | % обученности | % качества |
2020-2021 | 1 | безоценочный | |
2021-2022 | 2 | 100% | 60% |
2022-2023 | 3 | 100% | 63% |
2023-2024 | 4 | 100% | 68% |
Русский язык
2021-2022 2 класс | 2022-2023 3 класс | 2023-2024 4 класс | |||
обучен ность | качество | обучен ность | качество | обучен ность | качество |
100% | 60% | 100 % | 60% | 100 % | 66% |
Средний показатель составляет за три года - 62%
Математика
2021-2022 2 класс | 2022-2023 3 класс | 2023-2024 4 класс | |||
обучен ность | качество | обучен ность | качество | обучен ность | качество |
100% | 60% | 100 % | 64 % | 100 % | 68% |
Средний показатель за три года составляет -64 %
Литературное чтение
2021-2022 2 класс | 2022-2023 3 класс | 2023-2024 4 класс | |||
обучен ность | качество | обучен ность | качество | обучен ность | качество |
100% | 71% | 100 % | 76% | 100 % | 78% |
Средний показатель за три года -75 %
Окружающий мир
2021-2022 2 класс | 2022-2023 3 класс | 2023-2024 4 класс | |||
обучен ность | качество | обучен ность | качество | обучен ность | качество |
100% | 63% | 100 % | 66% | 100 % | 72% |
Средний показатель за три года - 67 %
Анализ представленных данных показывает положительную динамику результатов профессиональной деятельности учителя за представленный период. Результаты качества знаний и обученности учащихся стабильны.
Устойчивых, положительных результатов я стараюсь добиваться благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей учащихся. Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2019-2024 гг. по русскому языку повысилось на 6 %, по математике – на 8 %, по литературному чтению – на 7 %, по окружающему миру – на 9 %. У учащихся сформированы знания теоретического материала и практических умений и навыков.
предмет | 2020-2021 1 класс | 2021-2022 2 класс | 2022-2023 3 класс | 2023-2024 4 класс | |||||||
|
| обученность | качество | обученность | качество | обученность | качество | ||||
Русский язык | 100% | Безотметочное обучение | 100% | 60% | 100% | 60% | 100% | 66% | |||
Математика | 100% | 100% | 60% | 100% | 64% | 100% | 68% | ||||
Литературное чтение | 100% | 100% | 71% | 100% | 76% | 100% | 78% |
Окружающий мир | 100% | 100% | 63% | 100% | 66% | 100% | 72% |
На своих уроках я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы.
Основными моими задачами являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”.
Результаты мониторинга 2021-2024 гг.
год | 1 полугодие | 2 полугодие |
2021-2022 | 10чел. | 10чел. |
2022-2023 | 8чел. | 6 чел. |
2023-2024 | 6 чел. | 4 чел. |
По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Уменьшается количество случаев заболеваний.
Прошедшие годы–это годы поисков, раздумий,открытий. Было изучено, осмыслено сотни методических статей, пособий и книг педагогов -новаторов, посещено разных курсов повышения квалификации, уроков коллег. Отбирала самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – «владеть сердцами своих учеников».
Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учитель эти звезды зажигает!
Одной из основных задач систем общего образования является повышение качества обучения. Для достижения этой задачи применяю в учебном процессе образовательной системы следующие технологии: исследования, сотрудничества, здоровьесберегающую и компьютерную технологию.
Цель компьютерной технологии - обеспечить операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
Цель здоровьесберегащих технологии - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель технологии сотрудничества- повышение ответственности за результат коллективной работы; совершенствовать навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Цель исследовательской деятельности - развить умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы; умение наблюдать, работать с научной литературой; умение проводить эксперименты; умение давать определения и понятия. Я ставлю такие основные задачи: дать учащимся прочные и глубокие знания, содействовать творческому развитию каждого ученика, заботиться о здоровье детей, изучить их задатки, развить познавательный интерес, желание и умение учиться. Взаимоотношения с учащимися я строю на основе демократии, педагогики сотрудничества, основанной на справедливости, уважении к личности ученика. Стиль взаимоотношений с учащимися оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности. Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно. Для реализации этих задач выявляю индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) каждого обучающегося, а также стиль воспитания в семье. Каждого ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, исследовательскую, оздоровительную, эстетическую. Я считаю, что ребёнку нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного усвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
В основном на уроках использую цифровые образовательные ресурсы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую интерактивную доску или «мобильный класс» как для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Плюсы использования ИКТ во время урока:
повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
индивидуализация обучения;
сочетание контроля и самоконтроля;
низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:
понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
систематичность использования;
серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.
Использованы следующие ресурсы ИНТЕРНЕТ:
«ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» Константинова И.Н.
«Использование компьютерных технологий в начальной школе» Козлицкая (Редихина).
«Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка в начальной школе» Фомина Н.Н.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе».
Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски. Также как и решение нестандартных задач (например, на перекладывание палочек, арифметические лабиринты, задачи на разрезание и составление фигур).
На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
При подготовке к урокам использую следующие диски:
электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир»;
«Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2019 год.
Активно участвую в различных сетевых содружествах:
Название сайта | Адрес |
Интернет – государство учителей | http://www.intergu.ru/ |
Центр дистанционного обучения | http://www.eidos.ru/journal/2009/0830-4.htm |
Уч.портал | http://www.uchportal.ru/load/88 |
Про школу | http://www.proshkolu.ru/ |
Учителю | http://uchitelu.net/media/344 |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52 |
К уроку | http://k-yroky.ru/load/88-1-0-7638 |
Рус.эду. Архив материалов | http://www.ege.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Пед .совет. | http://pedsovet.su/load/14-1-0-6495 |
Учительская газета | http://www.ug.ru/sub |
4 ступени | http://www.4stupeni.ru/index.php?do=register |
Российский общеобразовательный портал | http://nsportal.ru/user/, |
1 сентября | http://nsc.1september.ru/urok/ |
Конспект
урока русского языка
3 класс
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Задачи урока:
Закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу.
Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.
Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы.
Формируемые УУД
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организация | – Здравствуйте, ребята! | Отвечают, что на дворе зима. Рассматривают на слайде фотографию зимнего леса. Высказывают свои мнения. - Морозный день. Высказывают свои мнения. | Произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение умения работать с иллюстрацией, фотографией. |
Постановка темы, цели урока | – Ученик 3 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы? На большом листе бумаги письменными буквами написан стихотворный текст: «Мороз и сонце; день чудестный! Ещё ты дремлешь, друг прелесный, - Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин)
| Дети читают «про себя». Ученица читает текст выразительно. Учащиеся исследуют текст, замечают, что Петя допустил ошибки на тему «Непроизносимая согласная». Один ученик по желанию выходит к доске и исправляет ошибки, объясняя орфограммы: «Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Учащиеся делают вывод: Петя Иванов не знает правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Учащиеся высказывают предположения | Умение работать с языковым материалом. |
Развитие речи. Творческая работа | – Какое настроение у вас сейчас после проверки работы Пети и определения темы, цели урока? | Учащиеся высказываются. Ученики составляют мини-рассказ (2 - 3 человека). | Умение рефлексировать. |
Актуализация опорных знаний | – Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. | Учащиеся открывают учебник. Находят правило и читают. Учащиеся рассказывают правило в парах. Один-два ученика рассказывают правило своими словами. | Умение ориентироваться в учебной книге, осуществлять поиск нужной информации. |
Тренинговая самостоятельная работа. Проверка тренинговой самостоятельной работы.
Дифференцирован ная индивидуальная работа
Физкультминутка «У оленя дом большой» Проверка дифференцированной
Работа в парах Проверка
Гимнастика для глаз и рук
Работа в группах Проверка
Итог самостоятельной работы | –А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах. – Вы готовы выполнить 1 упражнение? Тогда приступим. Первое упражнение содержит 3 задания по выбору. Прочитайте все задания. Выберите и выполните одно.– Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем. Представьте, что в зимнем лесу вы встретили оленя. – Проверим выполнение 3 упражнения. | Учащиеся слушают порядок выполнения тренинговой самостоятельной работы. Ученик подписывают свои работы. Учащиеся отмечают в прямоугольнике планируемое число баллов за выполнение работы. Учащиеся рисуют веселое, или нейтральное, или грустное настроение (смайлик). Каждый учащийся выполняет одно заданиепо выбору: 1 – е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы; 2– е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, найти «лишнее» слово; 3– е задание Выписать из орфографического словарика (в конце учебника) 3 слова с непроизносимой согласной в корне слова. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 1 упражнения. Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в паре (рукопожатия). Обучающиеся отвечают, что этот знак указывает на работу в паре. Дети рассказывают правила дружной работы. Учащийся читает или рассказывает инструкцию. Учащиеся выполняют 2 – е упражнение, обсуждая задание в паре. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают работу своего товарища. Затем каждый обозначают свое настроение после выполнения 2 упражнения Учащиеся в результате наблюдения, микроисследования слов и их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим . Это орфограмма «Непроизносимая согласная» Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в группе (рукопожатия). Учащиеся напоминают о правилах работы в группе. Обучающиеся читают инструкцию, обсуждают, расшифровывают слова, записанные в транскрипции, записывают эти слова. Работают над смысловым значением пословицы. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 3 упражнения. Один ученик читает выразительно: «Сердце матери лучше солнца греет». Учащиеся высказывают свое мнение. (Даже в морозный зимний день любовь мамы согревает человека) Обучающиеся подсчитывают итоговое количество набранных баллов. Рисуют настроение. | Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. |
Итог урока | – Какое правило сегодня закрепляли? | Учащиеся строят высказывания. | Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Рефлексия | – У кого планируемый результат совпал с результатом в конце самостоятельной работы? | Учащиеся поднимают руки | Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности. |
Домашнее задание | - Дома с помощью словаря найдите и выпишите не менее 10 слов с непроизносимыми согласными. |
Активно участвую в различных сетевых содружествах:
Название сайта | Адрес |
Уч. портал | http://www.uchportal.ru/load/88 |
Про школу | http://www.proshkolu.ru/ |
Методисты Содружество учителей | http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola |
Учителю | http://uchitelu.net/media/344 |
1 сентября | http://nsc.1september.ru/urok/ |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52 |
Педагогика | http://paidagogos.com/?p=124 |
Зауч инфо | http://www.zavuch.info/ |
К уроку | http://k-yroky.ru/load/88-1-0-7638 |
Рус.эду. Архив материалов | http://www.ege.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Педагогический исовет. | http://pedsovet.su/load/14-1-0-6495 |
О детстве | http://www.odetstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/11502.html- |
Учительская газета | http://www.ug.ru/sub |
4 ступени | http://www.4stupeni.ru/index.php?do=register |
Совенок | www.covenok.ru |
В своей работе большое значение занимает работа с классным коллективом. Свою работу с детским коллективом строит на доброжелательных отношениях. Как педагог старается грамотно работать с детским коллективом по воспитанию самостоятельности, ответственности и других черт личности. Приучает детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать ответственные решения.
В классе сформирован актив, который организует работу по разным направлениям. Каждый член классного коллектива имеет своё постоянное и временное поручение, за выполнение которого несёт ответственность. Как классный руководитель способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого обучающегося класса. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся организует жизнедеятельность классного коллектива. На классных часах обсуждаются классные дела, анализируются проведённые мероприятия. В классе стало традицией проводить кафе именинника, тематические классные праздники: ко Дню матери, 23 февраля, 8 марта, Новый год, тематические экскурсии. Традицией является проведение классных часов «День знаний», «Школа – всему начало», «Путешествие в будущее», «Конституция России». Несмотря, на сплочённость коллектива, которому способствует деятельность классного руководителя, в классе существуют группы по интересам: девочки, занимаются танцами и хореографией, мальчики, занимающиеся спортом, является активным участником всех школьных мероприятий. Обучающиеся класса награждены грамотами школы.
В своей деятельности использую подходы толерантного воспитания. В классе сложилась психологически комфортная обстановка. У обучающихся сформированы навыки бесконфликтного общения, адаптироваться в классе, школе, социуме. Анализ анкетирования, проведенный в сентябре 2023 года, показал, что родители и учащиеся удовлетворены условиями жизнедеятельности в коллективе. Родители принимают активное участие в жизни класса и школы, регулярно посещают родительские собрания, помогают классному руководителю в проведении классных и школьных мероприятий, принимают участие в экскурсиях и походах, оказывают помощь в ремонте кабинета.
4 класс «А» - уже сформировавшийся коллектив со своими традициями, где каждый ребёнок чувствует свою значимость и переживает за своих товарищей. Детей класса отличает большая жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности. Ребята дружелюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Большое значение сейчас для них имеет оценка их поступков со стороны товарищей. Их увлекает совместная деятельность, они легко и с удовольствием выполняют различные поручения. Многие ребята из класса принимают участие в танцевальных, вокально-музыкальных, спортивных турнирах и занимают призовые места. Ребята с большим энтузиазмом и ответственностью готовятся к конкурсам, надеясь на победу.
В своей профессиональной деятельности осуществляю сотрудничество классного руководителя с родителями по трём основным направлениям:
психолого-педагогическое просвещение;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.
В своей работе с родителями использую три формы работы индивидуальную, групповую и массовую. Родители учащихся являются помощниками. В классе существует родительский актив. Вся текущая работа – организационная, исполнительная, инициативная, контролирующая, воспитательная – проводится или членами родительского актива, или под их руководством. Родительские собрания (массовая форма), день открытых дверей, проводимые регулярно, посещает значительное количество родителей. Индивидуальная форма работы, это один из наиболее сложных видов моего общения с родителями. В моей педагогической деятельности эта форма используется: ежемесячное посещение семьи учащихся, проводятся индивидуальные консультации родителей с психологом, социальным педагогом и учителями английского языка. Родители регулярно получают информацию о результатах обучения своих детей: на родительских собраниях, на индивидуальных беседах.
В начале учебного года среди родителей провожу анкетирование: какие мероприятия они бы предложили в общеклассный план работы, в каких мероприятиях они могли бы принять участие в новом учебном году и другие вопросы. Это помогает мне определить основные направления своей работы, как классного руководителя с учащимися и родителями. За активное участие и помощь в учебно-воспитательном процессе родители в конце учебного года получают благодарственные письма от администрации школы и классного руководителя.
В общении с родителями выбираю доброжелательный стиль общения. К четвертому году учебно-воспитательной работы в классе установились доброжелательные отношения между детьми. Класс является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования обучающихся. Все дети разделены на несколько секторов. Их задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Обучающиеся 4 класса приняли активное участие в флешмобе - акции «Открытка ветерану». Дети вместе с родителями могли написать пожелания и поздравления ветеранам нашего села. Подписанные открытки и подарки были вручены учениками старших классов участникам ВОВ. Встречаться с ветеранами- стало доброй традицией в нашем классе. Рассказы о тяжелых годах войны не оставляют равнодушными никого. Дети с удовольствием готовятся к этим встречам, учат стихи, готовят выступления.
28 лет являюсь руководителем школьного МО учителей начальной школы. Работаю в тесном контакте с коллективом и коллегами, активно взаимодействую с родителями.
Важной составляющей каждого учителя является обобщение и распространение образцов своей педагогической деятельности. Провожу методическую работу в школе, постоянно выступаю с распространением своего опыта на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в подготовке и проведении мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов, творческих лабораторий и творческих группах.
Конспект урока литературного чтения
4 класс
Тема.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь - 1».
Цели: 1. Обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь».
2. Развивать познавательную активность учащихся, речь, внимание, память.
3. Прививать любовь к книге, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;
Личностные : проявление бережного отношения к природе, к родному краю;
Метапредметные:
Регулятивные:формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Оборудование презентация, портреты писателей: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина, карточки для групповой работы и в парах, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
-Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
-Кому принадлежат эти слова?
-Что интересного вы можете рассказать о нем?
- Прочитаем стихотворение, подготовленное дома.
-Почему в стихотворении часто повторяется слово «сегодня»? (Осень непредсказуема, завтра солнечный денёк может смениться ненастьем.
Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денёк и любовались красотой осеннего леса, освещённого солнцем).
(Презентация)
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня наш урок
Теме подвести итог.
Будем знания обобщать.
И на вопросы отвечать.
Узнайте поэта (Слайд 1)
В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он?
(Ф.И. Тютчев.)
Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это А.А. Фет.)
Пушкин сказал о нем: «...оригинален — ибо мыслит».
(Е.А. Баратынский.)
Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
(А.Н. Плещеев.)
Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)
От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (НЛ. Некрасов.)
Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (И. А. Бунин.)
-В каком веке жили эти поэты? Допишем название
( На доске Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1. Русские поэты 19 века.……….») (Слайд 2)
-Что объединяет этих поэтов? ( Они писали о природе, о жизни людей)
-
Обобщение и систематизация знаний
Вспомни стихотворение
-Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей. (Глеб)
-Две капли брызнули в стекло…(Кристина)
-Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла… (Дарья)
-Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь (Соня Николенко)
-Надолго ли, без цели, без усилья… (Лена)
ФИЗМИНУТКА ( ритмичные движения) (Слайд 3).
-Вспомните, что такое ритм как литературный термин?
Литературные исследователи
Работа в парах (соединить Литературные термины с определением)
Метафора – скрытое сравнение.
Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленный предмет
Эпитет - художественное образное определение.
Сравнение – сопоставление предметов.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – чередование (повторение) в строках ударных и безударных слов в определенной последовательности.
Строфа - части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифмы, смысловой законченностью части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифмы, смысловой законченностью.
(проверка)
Работа в группах( 5 групп)
Задание:найдите в прочитанных стихотворениях 1) олицетворение. 2) сравнение,3) метафору,4) эпитет,5) рифму.
Отвечаем по схеме
1. Определение
2 .Автор
3. Название.
4.Пример.
-Ребята, что такое рифма?
Игра «Буриме» (Слайд 4)
В переводе с франц.-«рифмованные концы» -стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя переставлять, изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
1……..год
……. народ
2……окно
……село
3……глаз
……..алмаз
4……читать
…….играть.
5……….звонок.
………урок.
……….говорили.
……….получили.( Высказывание детей) (Слайд 5)
Поэт так напряженно и кропотливо порой в течение долгого времени, ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит её звучать. Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, всеми чувствами. И пусть поэзия будет с каждым из нас. Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас, открываем себя, свою душу.
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает…
Л. Н. Толстой.
Рефлексия. (Слайд 6)
Мы научились
- самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению;
-находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором;
-сопереживать лирическому герою; наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
- быть маленькими поэтами.
Общая оценка работы детей (Слайд 7)
Домашнее задание: найти стих. в других источниках этих поэтов и одно понравившееся выучить наизусть (Слайд 8)
-Ребята, наш урок окончен, что мы можем сказать друг другу? (Спасибо за урок.
За годы моей преподавательской деятельности пришла к выводу, что каждый ребенок талантлив, и надо уметь раскрыть в учащемся этот талант. В связи с расширением информационного пространства у учащихся возникают затруднения в выборе информации и ее использовании, поэтому необходимо развивать творческую активность школьников, прививать навыки осознанного понимания изучаемого материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию "Развитие творческих способностей учащихся в урочной и во внеурочной деятельности".
Итогом моей работы по теме самообразования можно считать :
1. Повышение качества знаний учащихся
2. Развитие познавательной деятельности учащихся.
3. Интеграция между предметами различных образовательных областей.
4. Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан приоритетным для форм современной образовательной системы. При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы учащиеся проявили желание и стремление учиться.
Поэтому процесс обучения должен строиться на единстве активных и увлекательных методов и приемов. Чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях.
Я считаю, что только тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, человек, у которого сформированы установки на творческую деятельность.
Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Считаю, что учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя. Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Анализируя свою педагогическую практику, я сформулировала цель и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высоких результатов.
Цель: способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- создать условия для развития творческих способностей учащихся и развивать интерес к предмету через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
- создать атмосферу творческого поиска и условий для формирования самодостаточной личности учащегося, адаптированной к социуму;
- формирование потребностей в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей;
- содействие выбору индивидуальной «творческой траектории» развития личности учащегося;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- сформировать методический комплекс упражнений, направленный на развитие творческих способностей (методические разработки уроков, творческие задания).
В основе процесса развития творческих способностей лежат:
формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.
Считаю, что урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
При работе над развитием творческих способностей. Я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
Свою работу я начала с проведения диагностик развития способностей к обучению, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся и отслеживала результативность в течение трех лет.
Диагностика способностей к обучению
Уровень | 2 класс (25) | 3 класс (25) | 4 класс(26 уч.) |
Высокий | 9 уч.-34% | 10 уч.- 42 % | 11 уч.- 42 % |
Хороший | 8 уч.- 32 % | 9 уч.- 34 % | 9 уч.- 34 % |
Средний | 9 уч.- 34 % | 6 уч.- 24 % | 6 уч.- 24 % |
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокий | 9 уч.-34% | 9 уч.-34% | 11 уч.- 42 % |
Хороший | 8 уч.- 32 % | 9 уч.- 34 % | 11 уч.- 42% |
Средний | 9 уч.- 34 % | 7 уч.- 32 % | 4 уч.- 16 % |
Диагностика развития творческих способностей
Уровень | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокий | 7 уч.- 32 % | 9 уч.- 34 % | 10 уч.- 38 % |
Хороший | 7 уч.- 32 % | 7 уч.- 32 % | 8 уч.- 31 % |
Средний | 11 уч.-36 % | 10 уч.- 41 % | 8 уч.- 31 % |
Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществлялся через систему творческих заданий, что позволило:
сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника хочу отметить:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально
разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со
сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские;
Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
школьные, районные, интернет- олимпиады;
творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
в предметных школьных неделях;
творческие конкурсы разного уровня;
участие в кружках и секциях по интересам.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские, международные, интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, занимаются в музыкальной школе, выполняют различные творческие работы.
Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе и т.д. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.
Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для развития творческих способностей учащихся необходима система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и учителем.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное - это то, что, у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.