Занятие 1.
Методическая разработка: «Пешком в историю по Ильине улице» актуальна для учителей-предметников и классных руководителей, так как развивает профессиональную и коммуникативную компетенции педагогов, помогает им организовать работу над развитием математической, культурной и гражданской грамотности обучающихся,
Предметная область | Математика и история | |||||
Программа | Занятие в рамках внеурочной деятельности по реализации Программы по развитию функциональной грамотности обучающихся и Программы воспитания и социализации обучающихся | |||||
Тема занятий | «Пешком в историю по Ильине улице» | |||||
Продолжительность занятий | 30 минут | |||||
Цель | создание условий для формирования математической грамотности и бережного отношения обучающихся к своей малой Родине средствами внеурочного мероприятия. | |||||
Задачи |
| |||||
ЗАНЯТИЕ 1 | ||||||
Методический инструментарий | Ход занятия | |||||
Формы работы | Приёмы работы | |||||
Этапы занятия, задачи этапа | ||||||
Первый шаг построения диалога: вхождение в проблему. Задачи:
| ||||||
Фронта льная | «Деление на группы» Анализ иллюстраций «Определяем тему» «Определяем задачу занятия» | Учитель:Здравствуйте ребята! Я предлагаю каждому из вас, подойти к столу и взять карточку. После чего вы садитесь за соответствующий вашей карточке стол. Таким образом, вы разделитесь на 3 группы. В это время я переверну соответствующие таблички на столах. Карточки: Обучающиеся: Делятся на 3 группы. Учитель:Внимательно рассмотрите фото, которое лежит на столе в вашей группе. Определите, что на них изображено? Правильно, у каждой группы вид Ильиной улицы Великого Новгорода. Учитель:Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправляемся в путешествие? Учитель: Предложите название нашего занятия. Обучающиеся:Предлагают тему занятия: «Пешком в историю по Ильине улице». Учитель:Великий Новгород – один из древнейших городов России. Давайте вспомним дату его образования Обучающийся:859 год Учитель:Сколько ему сейчас лет? Обучающийся:1164 года Учитель:Кто из вас хоть раз бывал на Ильине улице? Какую ее особенность вы заметили? |
Обучающиеся:Отвечают на вопросы. Учитель:Совсем недавно улица Ильина стала пешеходной. Это означает, что на одной из самых древних улиц Великого Новгорода произошли серьезные изменения. Как вы думаете, хорошо это или плохо? Обучающиеся: Высказывают свое мнение. Учитель: Как вы думаете, какая цель стоит перед нами в прогулке по Ильине улице? Обучающиеся: Познакомиться с достопримечательностями Ильиной улицы, оценить, произошедшие на ней изменения. | |||||||||||||||||||||||||||||
Второй шаг построения диалога: логическая цепочка осмысления проблемы. Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||
Групповая | Диалог по проблеме Решение задач с опорой на подобранный иллюстративный материал. Презентация групповой работы | Учитель:Подумайте, пожалуйста, как изменения Ильиной улицы отразились на ее жителях, всех новгородцах, гостях города? Обучающиеся: Высказывают свое мнение. Учитель:Я согласна с вами в том, что преобразившаяся Ильина улица украсила наш город. Учитель: Мы начинаем наше путешествие от здания, расположенного на Дворцовой улице. Посмотрите внимательно на фотографии. Что вы на них видите?
Обучающиеся:Дом культуры имени Васильева Н.Г. Учитель: Строение представляет собой основное здание с боковыми флигелями. Во второй половине XVIII века дом культуры имени Васильева был Путевым дворцом Екатерины II, поэтому и улица, на которой он стоит – Дворцовая. С нее открывается вид на перспективу Ильиной улицы, но чтобы продолжить путь, нам надо решить несколько задач.
Задача 1: Заполни таблицу в хронологическом порядке.
Задача 2: После революции Путевой дворец Екатерины был переименован в Дом Красной армии. Если найти среднее арифметическое дат из таблицы и даты переименования дворца в дом Красной Армии, то получится 3747. Достаточно ли этих данных, чтобы найти год переименования дворца?
Ответ обоснуй. Задача 3: Если данных достаточно, то вычисли дату переименования дворца в Дом Красной армии. Учитель: Молодцы! Вы не только отлично справились с решением, но и узнали основные события истории Путевого дворца. | |||||||||||||||||||||||||||
Групповая | Решение задач с опорой на подобранный иллюстративный материал. Презентация групповой работы | Учитель: Мы вышли от Путевого дворца к Ильиной улице. |
Какое впечатление производит на вас улица? Обучающиеся:делятся впечатлениями Учитель: Может быть, кто-то знает, какова протяженность этой улицы? Обучающиеся:Предполагают её длину. Учитель: В тексте задачинайдите точную длину Ильиной улицы. Задача: Учитель, ученик и велосипедист двигаются по Ильиной улице со скоростью 5 км/ч, 6 км/ч и 12 км/ч соответственно. Длина улицы 1220 м. Обучающиеся: 1220 метров. Задача 1: Определите, за какое время каждый из них совершит прогулку по улице? Учитель: Рассмотрите диаграмму. Задача 2: Опираясь на предыдущее задание, запиши в соответствующих прямоугольниках названия диаграммы, вертикальной оси и горизонтальной оси. Задача 3: Достаточно ли данных для нахождения средней скорости движения
Обоснуй свой ответ. Учитель: А мы продолжаем двигаться по Ильиной улице и оказываемся у Гимназии №1. На здании есть памятная табличка. Что вы из нее узнали? Обучающиеся: Читают памятную табличку. Учитель: А что ещё вы знаете о здании Гимназии №1? Обучающиеся: Отвечают на поставленный вопрос. Учитель: Задача 1: Прочитай текст и заполни таблицу. ТЕКСТ «Заметным событием в жизни Новгорода стало открытие в 1865 году Николаевского женского училищаI разряда. Николаевским его назвали потому, что оно было открыто 8 сентября в честь рождения цесаревича Николая Александровича. В 1870 году училище было реорганизовано в Николаевскую женскую гимназию. Здание находится на углу улиц Ильной и Большой Московской. Первоначально оно было 2-х этажным, но в 1881-1882 годах был надстроен третий этаж»
Учитель: Кто из вас догадался, откуда необходимо взять сведения о событиях 1919 года? Обучающиеся: Отвечают на поставленный вопрос. Учитель: Молодцы! Вы очень внимательные! Сведения находятся на памятной табличке. Задача 2: Используя таблицу, заполните диаграмму Задача 3: Сколько лет зданию? Учитель: Двигаемся дальше. Какие изменения вы видите на улице? Как вы думаете, улица преобразилась в лучшую или в худшую сторону? Почему вы так считаете? Обучающиеся: Отвечают на поставленные вопросы. | ||||||||||||||||
Третий шаг построения диалога: высший момент напряжения, поворачивающего ребенка на себя. Задачи:
| ||||||||||||||||
Фронталь ная | Просмотр и анализ видео фрагмента «Обращение к личному восприятию события» | Учитель: Предлагаю вам посмотреть видео-ролик. В это время учитель садится к ученикам для просмотра видео - ролика. |
Обучающиеся:Смотрят видеоролик, на котором учащиеся 7 класса читают стихотворение Галины Гореловой, посвященное Великому Новгороду. В руках они держат фрагменты пазла, затем помещают их на большое сердце, собирая воедино один из видов Великого Новгорода. Учитель: Какие чувства вы испытываете после просмотра видео-ролика? Обучающиеся:Делятся впечатлениями. Учитель: Я испытываю чувство гордости за то, что живу в Великом Новгороде – древнейшем городе с богатейшей историей и он преображается в лучшую сторону. | |||
Четвёртый шаг построения диалога: финал. Задачи:
| |||
Фронтальная | «Возвращение к теме занятия» «Возвращение к учебной задаче занятия» Самоанализ занятия обучающимися | Учитель: Вспомните, как вы обозначили тему нашего занятия. Обучающиеся: «Пешком в историю по Ильине улице». Учитель: Необходимо ли нам изменить или дополнить тему? Свой ответ обоснуйте. Обучающиеся: «Математическое путешествию в историю Ильиной улице». Мы не только путешествовали по улице нашего города, но и решили много задач, связанных с ее историей и достопримечательностями. Учитель: Какую задачу вы перед собой ставили? Была ли она выполнена? Обучающиеся: Познакомиться с достопримечательностями Ильиной улицы, оценить произошедшие на ней изменения. Мы частично выполнили задачу, поскольку не закончили прогулку. Мы увидели, как благоустроена теперь Ильина улица. Научились решать интересные задачи. Учитель: Мы сегодня начали путешествовать по Ильиной улице. Я предлагаю вам в ближайшее время посетить её, сделать фото понравившихся вам уголков этой улицы и заполнить соответствующие страницы «Культурного дневника школьника». На следующем занятии мы продолжим нашу прогулку. Вы молодцы, мне было приятно с вами общаться. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной своими эмоциями, впечатлениями от мероприятия. Мы рассмотрели три объекта: Путевой дворец, Ильину улицу, здание МАОУ «Первая университетская Гимназия им. Академика В.В. Сороки». На доске их фотографии. Прошу каждого из вас грустного смайлика разместить у того объекта, задачи о котором оказались самыми сложными, а веселого смайлика – самыми легкими. Учитель: Спасибо за совместную работу! |
Литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации» - [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 .