ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ: «ПЕШКОМ В ИСТОРИЮ ПО ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ». ЗАНЯТИЕ 2.
5 КЛАСС
Возраст детей: 11- 12 лет
Разработчики: Семенова Анна Николаевна, Шаповал Светлана Александровна, учителя математики; Михайлова Ольга Николаевна, учитель истории |
Великий Новгород
2024 год
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ: «ПЕШКОМ В ИСТОРИЮ ПО ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ». ЗАНЯТИЕ 2.
5 КЛАСС
Предметная область | Математика и история |
Программа | Занятие в рамках внеурочной деятельности по реализации Программы по развитию функциональной грамотности обучающихся и Программы воспитания и социализации обучающихся |
Тема занятий | «Пешком в историю по Ильине улице» |
Продолжительность занятий | 30 минут |
Цель | создание условий для формирования математической грамотности и бережного отношения обучающихся к своей малой Родине средствами внеурочного мероприятия. |
Задачи |
|
ЗАНЯТИЕ 2 | |||||
Методический инструментарий | Ход занятия | ||||
Формы работы | Приёмы работы | ||||
Этапы занятия, задачи этапа | |||||
Первый шаг построения диалога: вхождение в проблему. Задачи:
| |||||
Фронта льная | «Дерево самооценки» | Учитель:Здравствуйте ребята! Что мы делали на прошлом занятии? Обучающиеся:Гуляли по Ильине улице. Учитель:Мы с вами продолжаем путешествие по ильине улице и перед тем, как продолжить занятие предлагаем вам, исходя из вашего эмоционального состояния от предыдущего занятия, выбрать «себя» на рисунке и объяснить свой выбор. Обучающиеся:Выбирают и объясняют свой выбор. | |||
Фронталь ная | «Деление на группы» «Определяем тему» «Определяем задачу занятия» | Учитель:На прошлом занятии вы разделились на группы. Прошу вас занять места в своей группе. Обучающиеся: Рассаживаются по группам. Учитель: Вспомните, какова тема сегодняшнего занятия? Обучающиеся: «Математическая прогулка в историю по Ильине улице» Учитель: Какую задачу вы перед собой ставите на сегодняшнем занятии? Обучающиеся: учимся решать задачи, совершая прогулку по Ильине улице. | |||
Второй шаг построения диалога: логическая цепочка осмысления проблемы. Задачи:
|
| |||||
Фронталь ная Работа в группах Фронталь ная | Диалог с опорой на подобранный иллюстративный материал Презентация групповой работы Диалог с опорой на подобранный иллюстративный материал. Презентация групповой работы. | Учитель:Предлагаю вам продолжить наше математическое путешествие. Знаком ли вам следующий объект нашего путешествия? Обучающиеся: Высказывают свои предположения. Учитель: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — недействующий православный храм в Великом Новгороде на Торговой стороне, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью». Задача 1: прочитай текст и подпиши на чертеже даты, о которых идёт речь в тексте. Укажи на чертеже, когда в храме была выполнена роспись. Задача 2: Феофан Грек родился 1340 году в городе Константинополь. На карте обозначь данный город. Задача 3: Определи расстояние от города Константинополь до города Великий Новгород, используя данную карту. Учитель:Предлагаю продолжить нашу удивительную прогулку. И теперь перед нами появляется…ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР Обучающиеся:Знаменский собор. Учитель: Что вам известно про этот объект? Обучающиеся:Отвечают на вопрос. Учитель: Собор иконы Божией Матери «Знамение» (Зна́менский собор) — недействующий православный храм в Великом Новгороде близ церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIV века — церкви Знамения Божией Матери. Ныне находится в ведении Новгородского музея-заповедника. 20 ноября 1687 года собор был освящён митрополитом Новгородским Корнилием. В 1696 году храм пострадал от пожара, после чего был капитально перестроен. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы. Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. Известны имена двух резчиков, принимавших участие в работе: Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. В 1702 году при митрополите Иове стены были расписаны артелью костромских иконописцев во главе с Иваном Бахматовым. Эти росписи дошли до наших дней и представляют большой интерес: изображая ведомых в ад грешников, живописцы поместили среди них «высокого человека в „немецком платье“», который отождествляется с Петром I. |
Учитель:Поднимите руки те, кто посещал Знаменский собор. Задача 1: В 1354 году рядом с храмом Спаса Преображения на Ильине улице была возведена церковь Знамени. Определи, сколько лет прошло от возведения церкви до наших дней. Укажи век, в котором была воздвигнута эта церковь. Задача 2: Прочитай текст и заполни диаграмму.. Задача 3: переведи данные диаграммы в таблицу. Учитель:Последний объект, который мы посетим – каменная кладка вала Окольного города. Учитель:Переходим к решению задач. Задача 1: Стена обнаружена на участке длинной 25,7 м. Общая протяжение кладки – 42м. Какую часть составляет длина кладки от длины всей стены? Задача 2: Вал здесь отчасти разрушен, и обнажилась кладка древней стены. Восточная (внешняя) стена вала лучше сохранилась. Раскоп был заложен на западной (внутренней) стороне вала. Стена была обнажена на участке длиной 25.7 м (общее протяжение каменной кладки здесь равно 42 м). Ширина насыпи вала с внутренней стороны 9.4 м. Ширина (толщина) стены от 4.4 до 4.6 м. Кладка основной части стены состоит из крупных валунов и небольшого количества мелких камней, залитых известковым раствором. Эта забутовка была сделана как заполнение стены после того, как была сложена внешняя и внутренняя лицевая кладка. Последняя состоит из тесаного прямоугольного камня различных размеров (от 75 до 20 см длины и от 60 до 20 см ширины), положенного на известковом растворе (рис. 47а). Камни плотно пригнаны, швы с раствором тонкие и никогда, не превышают 1 см толщины. Камень, употребленный для облицовки стен, розовый с лиловыми прожилками или красный от окислов железа известняк. Он использовался на постройки церквей в XIV в. и вышел из употребления в XV в. Этот камень, как установил Мантейфель, доставлялся с юго-западного и южного побережья Ильменя, где имеются ближайшие к Новгороду выходы красных известняков. Основание стены — фундамент из валунов — открыто на глубине 3 м. Достаточно ли этих данных для нахождения площади самого большого и самого маленького прямоугольников. Если да, то вычислите её. Задача 3: Переведите измерение площадей из квадратных сантиметров в квадратные метры. Определите на сколько отличается площадь. | |||||
Третий шаг построения диалога: высший момент напряжения, поворачивающего ребенка на себя. Задачи:
| |||||
Фронталь ная | Просмотр и анализ видео фрагмента «Обращение к личному восприятию события» |
Учитель: Что вы увидели в этом ролике? (просмотр фильма про Великий Новгород). Учитель:Какие чувства вы испытываете после просмотра видео-ролика? Обучающиеся:делятся впечатлениями. | |||||
Четвёртый шаг построения диалога: финал. Задачи:
| |||||
Фронтальная | «Возврат к теме и задаче занятия» «Открытый финал» | Учитель: Наше занятие подходит к концу. Напомните мне его тему. Обучающиеся:«Математические прогулки по Ильине улице». Учитель: Какую задачу вы ставили перед собой? Обучающиеся: научиться решать задачи, совершая прогулку по Ильине улице. Учитель: Вы ее выполнили? Обучающиеся:Да. Мы познакомились с достопримечательностями Ильиной улице. Успешно справились с решением всех предложенных задач. Учитель:Мы совершали виртуальное путешествие по Ильине улице. Я предлагаю вам в ближайшее время посетить её, сделать фото и заполнить соответствующие страницы «Культурного дневника школьника». Возьмите выданные вам листы бумаги, поставьте одну из цифр: 1 –занятие понравилось; 2 –появились вопросы или предложения 3 – занятие не понравилось; Учитель:Спасибо за совместную работу! |