5
Тема урока: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное". 4-й класс
Цель: познакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное.
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи;
закреплять умение рассуждать, делать выводы.
1. Орг. момент.
Активизация умственной деятельности
Упражнение «Капитан»
Исходное положение
Стоя, ноги на ширине плеч.
Одну руку ставим «козырьком» около лба. Пальцы на другой сложите в знак «класс».
Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.
Следите чтобы большой палец козырька был спрятан – прижат к ладони, а не торчал в сторону. А сам козырек был параллелен полу.
Кулак со знаком класс должен смотреть вперед и направлен вертикально вверх без перекосов.
2. Устный счёт. «Зарядка для ума»
1. Первое задание - прочитайте числа в порядке убывания:
2.076.901, 20.780, 258.999, 2.078.000.
2. Найдите значения выражений удобным способом:
2608 + 529 + 392 + 271 = 3800
1006 + 704 + 250 + 994 + 296 = 3250
3. Вычислите:
90 х 6 | 9 дес. х 4 |
500 х 7 | 3 сот. х 8 |
83 х 2 | 8 сот. х 3 |
4. Рубрика «Интересные факты»(слайды) Заодно проверим, какие знания у вас с ОКМ?
Озеро Байка́л. Находится в южной части Восточной Сибири. Самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии. (Кто помнит интересный факт -на сколько хватит пресной воды Байкала, если каждый человек планеты будет выпивать по 2 литра в день? На 5000 лет)
Его глубина 1642 м.
Сколько это КМ и М?
Сколько это СМ?
1642 м = 1 км 642 м
1642 м = 164 200 см
Какую роль играет ледяная шапка Арктики? Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не дает планете перегреться. Большая часть Арктики покрыта льдом. Толщина льда Арктики составляет от 3-х до 5-ти метров. Хотя в океане плавают глыбы льда, толщина которых достигает 25 метров.
Самая короткая река в России - Гува. Располагается она в Крыму, в городе Ялта. Ее название переводится: "Яма, канава".
Её длина составляет 1км 500м.
Сколько это СМ ? 150 000 см
3. Новая тема.
Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке. А сейчас вспомните, пожалуйста, известные свойства умножения.
(Учитель вывешивает карточку)
(a + b) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c(распределительное)
Как называется это свойство?
В чём его смысл?
Молодцы! Сегодня нам понадобиться именно это свойство. (карточку оставить на доске)
2.С помощью распределительного свойства найдите значение произведения: 576 * 9 = (500 + 70 + 6) * 9 = 500 * 9 + 70 * 9 + 6 * 9 = 4500 + 630 + 54 = 5184
Что мы должны сделать? (разложить 576 на сумму разрядных слагаемых)
Записать на доске, дети комментируют.
Запишите пример в тетрадь.
3. На доске даны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради. Я даю вам на эту работу 3 минуты.
308 х 7= 2156
129 х 5 = 645
327 х 3 = 981
3768 х 2 = 7536
(Примеры записаны в столбик, внизу ответы на перевёрнутых карточках).
Положили ручки. Давайте проверим: дети диктуют ответы, я переворачиваю карточку и прикрепляю к примеру магнитом.
Все справились? (да, нет)
Какой пример вызвал затруднение? (4)
Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)
А теперь подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (Умножение многозначного числа на однозначное)
Совершенно верно. Молодцы. (открыть тему на экране)
Как вы умножали? (так же как и трёхзначные числа) Чем пользовались?
У меня на доске алгоритм рассыпался, его нужно вспомнить и собрать.
Правильно, а теперь, используя алгоритм умножим
4281 х 3 (алгоритм умножения) Ответ: 12843.
Запишите пример в тетрадь.
Откройте учебник на стр. 77, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. (по 1 человеку у доски)
С.77 №333 1 строчка (Посмотрите, пожалуйста, на примеры и скажите, каким свойством воспользуетесь?)
4. Положили ручки. В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также.
С.77-Как выполнили умножение? Что выполнили первоначально?
Смотрим на доску.
2 км 425 м х 8 = 19 км 400 м | |
2 км 425 м выражаем в метрах = 2425 м |
(Умножаем столбиком)
Запишите его в тетрадь. Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….
26 м 85 см х 7 =
4. Физкультминутка.
5. Задача на функциональную грамотность.(Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах)
К новому учебному году наша школа закупила для четвероклассников указанные в таблице комплекты учебников. Сколько стоит комплект учебников по математике? Сколько денег затрачено на одного ученика?
1 | Русский язык | Часть 1 | 401 руб. |
Часть 2 | 401 руб. | ||
2 | Литературное чтение | Часть 1 | 413 руб. |
Часть 2 | 413 руб. | ||
3 | Математика | Часть 1 | 391 руб. |
Часть 2 | 391 руб. | ||
4 | Окружающий мир | Часть 1 | 383 руб. |
Часть 2 | 383 руб. |
Решение:
391∙2=782 (руб) – стоят 2 части учебника по математике
Ответ: 782 руб.
401∙2 + 413∙2 + 391∙2 + 383∙2=3176 (руб) – общая стоимость
Ответ: 3176 руб.
6. Закрепление.
Молодцы. Вы быстро справились с задачей. Теперь небольшая самостоятельная работа. (раздать карточки с примерами) Если останется время, проверить.
1 вариант. | 2 вариант. | ||
4285 х 2 | 1352 х 4 | 2743 х 4 | 4321 х 5 |
7516 х 3 | 3872 х 6 | 7124 х 3 | 5144 х 2 |
3611 х 8 | 2926 х 4 | 3214 х 5 | 6512 х 2 |
7. Итог. Рефлексия.
Все сегодня работали очень хорошо. Посчитайте баллы за урок
С чем мы познакомились на уроке?
Как выполняется умножение многозначного числа на однозначное?
Закончить наш урок я хочу высказыванием Михаила Васильевича Ломоносова (русский ученый-энциклопедист, поэт) “Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”.
– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”)
Запишите домашнее задание – стр. 77, № 337.