Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Обобщение».
Цели: формирование функционально -грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребенка.
Планируемые результаты по формированию УУД:
Личностные: формирование положительных мотивов учения.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
Регулятивные: самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная.
Ход урока
1.Организвционный момент. Мотивация к деятельности.
Я очень хочу, чтобы вы улыбнулись,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
Мы за парты дружно сели,
Рты закрыли на замок:
В перемену мы галдели,
А теперь у нас... (урок)
– Каким бы вы хотели видеть урок? Подберите подходящие слова к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
-Что для этого нужно? ( Быть внимательными, работать дружно, помогать друг другу, применять полученные знания).
2.Чистописание.
( Индивидуальное задание по вариантам, записывают окончания имен прилагательных).
-Запишите дату, вид работы.
3.Определение темы урока. Постановка целей на урок.
-Прочитайте высказывание на доске:
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...».
А. Н. Толстой
-Что вам понравилось в высказывании Толстого? Что узнали для себя новое?
-Каких частей речи использовал А. Н. Толстой больше всего в своём высказывании о русском языке? (Имён прилагательных).
-Как вы думаете почему? (Делают нашу речь красивой)
- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели определим для учебной деятельности?
Обобщить…(изученное по теме).
Развивать…(умения определять падеж, правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе).
Уметь… (применять полученные знания в практической деятельности).
4.Работа по теме урока.
1) Блиц опрос.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да)
В предложении имя прилагательное является определением.(да)
Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да)
Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)
Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)
Проверь:
да, да, да ( в ед. ч.), нет, да, да, нет, да.
САМООЦЕНКА
2) Просклонять по падежам: снежные сугробы.
3)Работа в парах.
Допишите окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Настали чудесн(…) солнечн(…) февральск(…) деньки. В природе творится что-то необычн(…). Казалось, она празднует какое-то небывал(…) торжество лазорев(…) неба, жемчужн(…) берез, кораллов(…) веток, сапфиров(…) теней. По син(…) небу плывут легк(…) облака. Высок(…) тополя тянутся к светл(…) син(…) небу. Солнечн(…)лучам радуются люди и животные.
Проверка с комментированием.
-Текст по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?
Словарная работа к тексту
Лазоревый – голубой, лазурный.
Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.
Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.
Сапфировый – синий, цвета сапфира.
САМООЦЕНКА
2)Выпишите из текста 4 предложение.
По син(…) небу плывут легк(…) облака.
А)Синтаксический разбор.
Б)Разбор по членам предложения.
В)Морфологический разбор: (по) небу, лёгкие.
3)Выпишите из 1 предложения имя существительноеденьки, выполните полный фонетический разбор.
ФИЗМИНУТКА!!!
3)Словарная работа (на слайд)
- Д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.
-Прочитайте слова.
-Есть ли среди них прилагательные? Какие это части речи? (существительные, наречия)
4)Образуйте от имен существительных имена прилагательные .
-Запишите прилагательные в форме:
1. в начальной форме (декабрьский)
2.в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)
3.в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)
4.образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –
- Определите падеж, род, число.
5.в форме .мн,ч И.п (легкие).
Последнее прилагательное запишите в любой форме.
- В какой форме записали?
Дополнительный вопрос
- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним?
(легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)
ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ
5) Работа в группе. Игра «Кто быстрее?»
Определите падеж имен прилагательных.
Маленькие ёлочки, на белой берёзке, у молодого деревца, тёплую шубу, в берёзовой роще,
морозной свежести, зимним утром, о серебристом инее, красивым снегирём, к белой поляне.
Проверка по слайду.
Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
САМООЦЕНКА.
6) Путешествие в зимний лес.
Послушайте музыку, представьте, что вы в зимнем лесу. А что вы там увидите и услышите расскажите, используя имена прилагательные.
«Музыка зимы. Птичьи голоса»
7) Итог урока
Самооценка!!! Подведите итоги своей деятельности.
8)Рефлексия. В паре.
Составьте синквейн на тему «Имя прилагательное».
9) Радуга настроения.
Урок для меня в одной фразе…
5