Управление образования Администрации
Ханкайского муниципального округа Приморского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Камень-Рыболов
Ханкайского муниципального округа Приморского края
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 с. Камень-Рыболов ___________/Вдовин А.П./ Приказ №145от 31.08.2022 г. |
ПОЧЕМУЧКИ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Игнатенко Оксана Вениаминовна,
учитель начальных классов
Камень-Рыболов
2023
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность разработанной программы обуславливается:
-- тенденциями изменения условий формирования личности;
необходимостью создания системы воспитания, которая будет удовлетворять интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
спецификой младшего школьного возраста.
А также продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологии отличается новизной. Он предполагает расширение детского кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность — это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа «Почемучки» для учащихся 1-4 классов. Предлагаемая программа разработана с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся. Она расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Направленность программы: естественнонаучная.
Язык реализации программы: русский.
Уровень освоения программы: стартовый.
Адресат программы являются дети младшего школьного возраста 6-8 лет проживающие на территории с. Камень-Рыболов. В группу зачисляются дети, не имеющие специальных навыков в данном виде деятельности.
Особенности образовательного процесса.
Набор и зачисление в группу осуществляется через портал Персонифицированного дополнительного образования https://25.pfdo.ru/app на основании личного заявления обучающегося или родителя (законного представителя) обучающегося, не достигшего возраста 14 лет.
Формируются одновозрастные группы, которые являются основным составом объединения, состав учащихся однородный, постоянный. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме, количество учащихся в группе 10-20 человек.
Общее количество учебных часов – 35, запланированных на 1 год обучения для полного освоения программы «Почемучки».
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 40 минут.
Набор в группы носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей (законных представителей).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ экологической грамотности учащихся МБОУ СОШ №1 с. Камень-Рыболов 6-8 лет через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Задачи программы:
Воспитательные:
воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры;
воспитать трудолюбие, волю, настойчивость, эстетический вкус и аккуратность;
воспитать уважение к людям труда и значения труда в жизни человека;
воспитать потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать необходимые для этого навыки.
Развивающие:
развить умения решать творческие задачи;
сформировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;
развить умения выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями;
развить эмоционально доброжелательное отношение к природе;
развить коммуникативную культуру личности, умение общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
развить навыки организации досуговой деятельности.
Обучающие:
дать знания об экологии; о простейшей классификации экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком;
научить применять полученные знания в процессе обучения;
научить использовать различные способы работы с источниками информации;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
обучить практическим навыкам художественно – творческой деятельности;
научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях.
1.3 Содержаниепрограммы
Учебныйплан
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение, вводное анкетирование |
2 | Мой дом за окном | 10 | 5 | 5 | Творческая работа, опрос |
3 | Я и моё окружение | 13 | 5 | 8 | Практическая работа, опрос, самоанализ |
4 | Гигиена моего дома | 10 | 5 | 5 | Педагогическое наблюдение, опрос, игра |
5 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа: дидактическая игра, самоанализ |
ИТОГО | 35 | 16,5 | 18,5 |
Содержание учебного плана
1. Тема: Введение
Теория. Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
2. Тема: Мой дом за окном
Теория. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
Практика."Мы - за чистоту" (выпуск листовки, плаката...). Поделки из бросового материала. Практическое занятие «Я – пешеход»
3. Тема: Я и моё окружение
Теория. Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Практика. "Правила безопасности при использовании бытовых
приборов." Практические занятия: Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Пересадка комнатных растений. Уход за комнатными растениями, обрезка.
4. Тема: Гигиена моего дома
Теория. Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
Практика.Дидактическая игра «Друзья гигиены». Практические занятия: «Чистый и уютный класс», «Победим пыль».
Тема: Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов. Опрос (анкетирование).
Практика. Практическая работа: дидактическая игра по теме «Я –и всё вокруг», самоанализ (анкетирование).
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будет воспитано позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры; воспитаны трудолюбие, воля, настойчивость, эстетический вкус и аккуратность; уважение к людям труда и значение труда в жизни человека; потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и привиты необходимые для этого навыки.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будутразвиты умения решать творческие задачи;сформирована потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;развиты умения выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями; эмоционально доброжелательное отношение к природе; развита коммуникативная культура личности, умение общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; развиты навыки организации досуговой деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать об экологии, простейшую классификацию экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Обучающийся будет уметь применять полученные знания в процессе обучения; использовать различные способы работы с источниками информации; видеть и понимать красоту живой природы; оформлять наглядные пособия из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях.
Обучающийся будет владеть навыками экологически грамотного и безопасного поведения; практическим навыкам художественно – творческой деятельности;
РАЗДЕЛ № 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий и материалов;
- компьютер или ноутбук с необходимым программным обеспечением педагога;
- локальная сеть с выходом в интернет;
-проекторс экраном;
-необходимые расходные материалы.
Организационно-техническоеобеспечениепрограммы предполагает использование средствкомпьютернойикопировальной техники.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Тема, раздел | Электронный ресурс |
Тема 1. Введение | Что такое экология. Связь живой и неживой природы. - https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-chto-takoe-ekologiya-i-prezentaciya-1200949.html |
Тема 2. Мой дом за окном | Что такое звезды - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_chto_takoe_zvjozdy/414-1-0-5574 Откуда берется дождь - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_otkuda_beretsja_dozhd/414-1-0-19375 Почему небо голубого цвета - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_pochemu_nebo_golubogo_cveta/414-1-0-5567 Почему бывает радуга - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_pochemu_byvaet_raduga/414-1-0-5569 |
Тема 3. Я и моё окружение | Как устроено растение-http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_kak_ustroeno_rastenie/414-1-0-19791 Как растения дышат – http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_kak_rastenija_dyshat/414-1-0-42025 Почему листья желтеют - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_pochemu_osenju_listja_zheltejut/414-1-0-5571 Как деревья сбрасывают листья - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_kak_derevja_sbrasyvajut_listja/414-1-0-42022 Зачем птицам перья - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_zachem_pticam_perja/414-1-0-42004 Как птицы делают гнезда - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_kak_pticy_delajut_gnezda/414-1-0-19708 Почему птицы улетают на юг - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_pochemu_pticy_uletajut_na_jug/414-1-0-5572 Почему у кошки глаза светятся в темноте - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_pochemu_u_koshki_glaza_svetjatsja_v_temnote/414-1-0-19422 Интересные факты о животных - http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/pochemuchka_interesnye_fakty_o_zhivotnykh/414-1-0-5568 |
Тема 4. Гигиена моего дома | Личная гигиена - https://infourok.ru/lichnaya-gigiena-urok-v-klasse-1307200.html Дидактическая игра «Друзья гигиены» -https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/1_klass/didakticheskaja_igra_druzja_gigieny_po_teme_pravila_lichnoj_gigieny/236-1-0-78690 |
Тема 5. Итоговое занятие | Вопросы для самоанализа. Практическая работа на тему «Я –и всё вокруг» |
- нормативно-правовая база:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020г. №533);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Приказ Министерства образования Приморского края от 31.03.2022 г. № 23а-330 «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
- список литературы для педагога:
1. 1. Журнал «Окружающий мир»: http://infmir.ru/
Электронный журнал «Окружающий мир» познакомит читателя с достопримечательностями и традициями народов мира, рассказывающих о далеких странах и городах, дающий интересные экскурсию в географию нашей планеты.
2. Демонстрационные таблицы по курсу «Окружающий мир».
Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF
Поставщиком ЦОР является ООО «Кирилл и Мефодий». Авторы предлагаемого материала: Л.В. Симонова, Е.С. Кузнецова, Т.В. Зинченко. Демонстрационные таблицы содержат большое количество иллюстрационного материала. Данный материал может быть использован при изучении ботанических и зоологических линий, а также линий связей в живой природе. Далее приложен перечень имеющихся на ресурсе демонстрационных таблиц: «Весна. Раннецветущие растения», «Охраняемые животные России», «Сельскохозяйственные растения», «Водоём», «Осень. Грибы», «Луг», «Живые организмы», «Лес», «Многообразие животных», «Охраняемые растения России», «Сельскохозяйственные животные», «Многообразие растений».
3. http://www.allkosmos.ru/ Данный сайт предоставляет занимательную информацию о космосе с множеством изображений космического пространства, проводимых опытов и т.д. с подробным описанием. Сайт удобен в использовании и будет понятен даже детям.
4. Детская энциклопедия. http://www.what-this.ru/; http://ya-uznayu.ru/
На данном сайте размещена информация по различным разделам. Информация, предоставленная на сайте, раскрывает вопросы по истории, географии, биологии, обществознанию и т.д. Информация изложена доступным и интересным языком. Приведены не только научные, но и занимательные факты.
5. http://allforchildren.ru/ Сайт создан для всестороннего развития детей, имеется информация не только по окружающему миру, но и развлекательного характера.
2.2.Оценочные материалы и формы аттестации
Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов.
В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Форма входного контроля вводное анкетирование. При помощи вводного анкетирования определяется мотивационная позиция обучающихся, их интересы и ожидания от программы «Почемучки».
Текущий контроль – организация проверки качества обучения по программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы. Формами текущего контроля являются саморефлексия (самоанализ), практическая работа, опрос.
Саморефлексия (самоанализ). Является традиционной формой контроля всей программы. Педагог сначала учит анализировать и оценивать себя, своё поведение и поступки, достижения и неудачи в ходе освоения программы. Затем отмечает для себя эмоциональный настрой обучающихся, их мотивацию, степень удовлетворенности занятиями.
Таблица 2. Вопросы для самоанализа
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что | |
2 | Наиболее трудным мне показалось | |
3 | Я думаю, это потому, что | |
4 | Самым интересным было | |
5 | Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее | |
6 | Я бы хотел попросить своего педагога |
Практическая работа в основном носит игровой характер, педагог определяет, насколько успешно обучающиеся применяют полученные знания на практике, взаимодействуют друг с другом.
Опрос. Проводится в устной и письменной форме, помогает понять, насколько успешно обучающийся освоил текущую тему.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в форме творческой работы.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как педагог, так и сам ученик (совместно с педагогом и под его контролем).
Освоенные навыки дети и педагог могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Таблица 1. Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью педагога | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные педагогом |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио обучающегося.
2.3. Методические материалы.
Программапредусматривает разнообразныеформыи методы работы.
Методы, с помощью которых реализуется обучение и воспитание учащихся по программе «Почемучки».
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
1) словесный - устное изложение, беседа, рассказ (разучивание рифмовок, формулы речевого этикета; изложение литературного материала)
2) наглядный - показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, демонстрация приемов выполнения, работа по образцу (материал к мультимедийной системе, аудио, видео оснащение, игрушки, трафареты и другие средства ТСО)
3) практический - выполнение работ по схемам, шаблону, плану, выполнение практических заданий, упражнений, (самостоятельная работа учащихся по образцу, раскрашивание тематических картинок.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей на занятиях:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит организация деятельности обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
Методы воспитания (создание мотивации, поощрение, эмоционального стимулирования деятельности, упражнение, сотрудничества).
Применяемые технологии: технология развивающего обучения; технология игрового обучения; технология личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающая технология.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 35 | |
Количество учебных дней | 35 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 02.09.2022-30.12.2022 |
2 полугодие | 09.01.2023-31.05.2023 | |
Возраст детей, лет | 6-8 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 1 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 35 |
2.5. Календарный план воспитательной работы.
№ | Мероприятие | Срок | Объём |
1 | Игра-путешествие «По дорогам страны «Экология»» | сентябрь | 1 |
2 | Праздник «Новогодний переполох» | декабрь | 1 |
3 | Экологическая квест-игра «Спасём природу!» | март | 1 |
3 | Игра «Поле чудес» на тему «Домашние питомцы» | май | 1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5-7 лет. 6-е изд. - М.: 2020 2. Зеленые страницы. Плешаков А.А. 4-е изд М.: 2017 3. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. В 2 ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Плешаков А.А. М.:2020 4. От земли до неба. Атлас-определитель. Плешаков А.А. 5-е изд. - М.: 2018
5. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. М.:2017
6. Растения Красной книги. Береги природу!/ Вахромеева М.Г.М.:2019
7. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя/ Петров В.В. М.:2020
8. С любовью к природе. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. / Под ред.И. Д. Зверева (2018 г.)
9. Часы занимательной зоологии. /Жукова Т.И.М.2017
10. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. М.:2018
19