Урок письма (1-4 классы)
Тема: «Письмо. Письмо с фронта»
Цель:
Формирование навыка эпистолярного жанра на примерах писем военных лет
Задачи:
Познакомить обучающихся с эпистолярным жанром.
2. Познакомить учащихся через письма с фронта с жизнью защитников Родины во время Великой Отечественной войны.
3. Формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.
4. Воспитывать уважение к воинам-освободителям.
Оборудование:письма с фронта для 5 групп, презентация «Письма с фронта», треугольные письма с фронта, музыкальное сопровождение
Вступительная беседа:
1 слайд
- Отгадайте загадку:
Что скажите за конверт,
Маленький, но яркий,
Облетит весь белый свет,
Лишь наклеишь марку.
(Письмо)
2 слайд
- Правильно, ребята! Сейчас конверт без марки никуда не пойдёт, но в трудные для нашей страны времена письма доходили до адресата и без марок, и были они вовсе не прямоугольные. А каком времени, о каких событиях я говорю? Какой формы были в те времена письма? Что для людей значили эти письма?
Обобщение учителем ответов детей:
В годы Великой отечественной войны письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом. И правильно вы сказали, были в те времена письма треугольной формы и не имели ни конверта, ни марки. (Показ письма с фронта)
Слайды 3,4
Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.
Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта военная” и ответьте на вопрос:
– Как автор называет “войну”? Почему?
Слайд 5
Сын писал письмо отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути, гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок за стеклом вагона
А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
А потом пойдут поля и леса густые,
Пашен чёрная земля – Средняя Россия.
Через всю пройдут страну два листка в конверте…
И приедут на войну, в край огня и смерти.
Сообщение темы урока.
Слайд 6
- Тема нашего урока: «Письмо. Письмо с фронта».
С. Маршак назвал ВОВ краем «огня и смерти».
- Что вы ждёте от этого урока?
(Узнать, как тяжело было во время ВОВ советским солдатам, что они писали в своих письмах)
- Правильно, ребята, но мы с вами ещё на примере писем с фронта должны понять, как строятся письма, и попробуем написать письма в 1941 год?
- А что это за год?
Слайд 7
3. Определение структуры письма.
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах, у вас у всех будут разные письма с фронта. По ходу чтения, вы должны выполнить следующие задания:
1) Выделить в своём письме составные части письма (приветствие; основную часть - изложение информации, заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания, подпись)
2) Подготовьте выступление по вопросу:
-Что вы хотели бы рассказать другим группам о солдате, чьё письмо вы прочитали, что особенно вас тронуло (можете зачитать эти строчки).
4. Работа в группах (звучат песни военных лет)
Слайд 7
Дети работают в пяти группах, у каждой группы своё письмо с фронта. Они отмечают части письма, готовят выступление по второму вопросу.
1 группа
Мой дорогой сын!
Когда ты будешь читать это письмо, пройдет много лет, отгремит война и зацветет снова счастливая жизнь. Когда ты был совсем маленьким, лежал в качалке и сквозь сон улыбался, мы с мамой думали, что ты счастливый и тебе не придется переживать того, что пережил я в детские годы.
Пришли дни пагубной войны, ты с мамой спасался от смерти, от детоубийц, а я пошел на защиту Отечества. Ты долго ждал меня и не дождался: Я, как и тысячи других отцов, погиб в борьбе с заклятыми врагами - немецкими фашистами.
Но я умираю, глубоко уверенный, что ты, мой любимый сыночек, будешь жить в свободной, цветущей стране - учиться в школе, выбьешься в люди, будешь узнавать из учебника истории про дни Отечественной войны, читать рассказы про подвиги героев. И ты, мой любимый сыночек, не покраснеешь за меня, за твоего отца, а сможешь гордо сказать: «Мой отец погиб в борьбе за будущее счастье, верный присяге и Отечеству». Знай, сынок, что и моя кровь оросила землю, по которой ты можешь ходить, строить счастливую жизнь, о которой я так мечтал.
Пройдут годы, десятилетия, могилы врагов зарастут бурьяном и чертополохом, а нам, защитникам, свободная Родина построит великий памятник Победы. Смотри на него, сын, и вспоминай меня. Прочитай это письмо и то, что не поймешь, спроси у мамы - она тебе расскажет.
Ты шагай вперед, борись за лучшую жизнь, а если твоему любимому Отечеству станет угрожать враг, будь достоин меня, своего отца. Не пожалей жизни за Родину.
Целую тебя, мой любимый сыночек, на всю жизнь крепко, крепко целую.
Твой отец Григорий Алексеевич Тарасенко.
2 группа
Дорогая мама!
Я нахожусь в германском плену, в лагере военнопленных в городе Гродно. Я был осколком снаряда ранен в обе ноги и уже раненный: подобран немцами. Трудно выразить, в каких условиях пришлось провести это время.
Мне самому кажется чудом, что я до сего времени остался жив. Чувствую, что домой не попаду, силы подошли к концу, и я жду, что вот-вот надорвусь совсем, и решил написать это письмо. Конечно, я и не думаю и не надеюсь, что ты получишь его.
Видимо, скоро кончится моя молодая жизнь. Ну что ж, не я один. Не один миллион молодых жизней унесла война, и моя среди них, как песчинка в море. Но я не предатель и не изменник. Служа в армии, я даже не успел принять присяги, но дело не в этом. Я попал в плен без сознания.
На этом писать кончаю. Передай привет всем знакомым и родным. Пусть не поминают лихом. Желаю тебе здоровья и счастья на старости лет. Ты тоже в своей жизни видела много горя и мало радости.
Прощай, целую тебя.
Твой сын Валентин Зеленов.
3 группа
Здравствуйте, родные!
Шлю я вам свой горячий боевой гвардейский привет!
Мама! Уже больше недели прошло, как я получил от вас письмо, но отвечать было некогда, но наконец, выбрал время и вот пишу. Мама, я пока жив, здоров и невредим. Воюем сейчас на Одере, в Германии. Немец, правда, сопротивляется, но все-таки наша берет. Думаем, что конец войны не так-то уж далек. За время боев освободили немало наших русских и украинцев, насильно увезенных в Германию. По их рассказам, а также и своими глазами видишь, что такое фашистская Германия. Да, такую Германию действительно нужно уничтожить! У каждого немца-хозяина работает несколько человек русских. Сами немцы не работают. И русских они считают как рабочую скотину, а себя – как высшую расу. Но ничего, за все они заплатят. Теперь они познали, что такое война, не по газетам, а испытывают на собственной шкуре все лишения, страхи и невзгоды войны, но это еще цветочки, а ягодки впереди. Всего о немцах не опишешь. Короче говоря, они заслуживают возмездия за свои деяния в России. И наша месть справедлива.
Мама! Воюю я честно, не зная трусости и страха. И так мы воюем все. Ну, пока и все!
С приветом ваш сын Ваня Кожевин
4 группа
Дорогая Лиза!
Получил вашу посылку и письмецо. Я очень тронут этой посылкой, особенно записной книжкой, в которой вы написали» «Коле Медведеву от Лизы Луковской» и списали песню «Синий платочек». Спасибо вам, милая Лизонька. Почему это вы вдруг вспомнили обо мне и написали мне первый раз письмецо?
Вы спрашивали, как я живу.
Мы очень далеко от вас, Лизонька! Я в отряде, углубившемся в расположение противника по специальным заданиям. Пищу, боеприпасы, вооружение доставляют нам пешком через болота, леса, иногда ползком. Вокруг немцы, каждый день они атакуют нас, мы для них – словно сучок в глазу. В общем «до смерти четыре шага», как поётся в песне, которую часто передают по радио.
Лиза! Как часто вспоминаю я наш городок и техникум, где мы вместе учились!
Многие представляют себе, что на войне ни о чем не думаешь, кроме атак да стрельбы, ни о чем не вспоминаешь. Это неверно: нигде так много не вспоминаешь, не раздумываешь, как на войне. Многое из того, что касалось значительным, серьезным, кажется пустяком и, наоборот, то, на что раньше не обращал внимания, кажется вдруг серьезным, глубоким, трогательным …
Особенно я люблю рассматривать сейчас фотографии тех времен, у меня их здесь, к сожалению, совсем мало. На одной из них мы сняты вместе с вами, знаете та фотография, где все мы на лодке, вы, я, Сеня Петров, Катя Люсицкая.
Помните наши споры, каковы качества нового человека, а он уже существует, этот замечательный советский человек. Нигде это так не обнаруживается ясно, как на войне. Вот сибирский, уральский, рязанский колхозник идёт с тобой, идёт уверенно, спокойно, без отдыха, несёт не только свое личное вооружение, ещё часть пулемета или миномета, ротные припасы, не дрогнет, не пожалуется, только пошутит над собой да над соседом, когда особенно туго придётся.
Милая Лиза, придет день, и мы выгоним Гитлера с нашей земли; настанет утро, когда не будет больше слышно пушек и бомб в этих прекрасных лесах и наступит удивительная тишина и снова запоют птицы.
Пишите мне, Лиза. Если бы вы знали, как приятно получить на войне письмо, вы бы писали часто-часто, может быть, каждый день…
Николай Медведев
5 группа
Здравствуй, дорогая дочурка Раечка!
Поздравляю тебя с днем твоего рождения с надеждой, что к этому дню 21 января 1943 года ты это письмо получишь. Дорогая Раечка, искренне от всего сердца желаю я тебе большого счастья, расти и будь здоровой.
Пишу тебе это письмо в ночь под новый год, через несколько минут наступит 1943 год. Поэтому я поздравляю одновременно тебя с Новым счастливым 1943 годом! Пусть этот год будет годом великих побед над озверелыми немецко-фашистскими извергами. Дорогая дочь, я очень сожалею, что я сегодня не вместе с вами, в нашей маленькой любимой семье встречаю новый год. Жаль, что не имею такой возможности видеть тебя в День твоего рождения, и слышать твой голос.
За 18 месяцев ты, конечно, подросла, и не такая, какую я оставил тебя 1 августа 1942 года. За весь этот период прошло 540 с лишним дней и ни одного дня из этих не прошло, чтобы я не думал бы о вас с Витей. Я часто вспоминаю, как вы с Витей, а ты особенно, любили ходить со мной, даже с боем приходилось от тебя уходить.
Но пока идет война, мы должны уничтожить немцев, а может быть, день твоего рождения я отмечу подвигом по уничтожению фрицев. Эта война ведется не на жизнь, а на смерть, чтобы победить врага и предоставить вам юношам счастливую крепкую жизнь, чтобы вам не видеть немецкую кровавую кабалу. Чтобы вы жили спокойно, весело и учились. Хотя из нас, воинов Великой Отечественной войны, некоторые останутся навечно на поле жестоких сражений, но мы знаем, что нашим детям, в лице вас обеспечена счастливая жизнь. Пусть за это будет обильно пролита наша алая кровь, этим еще раз будет доказано всему миру, всему человечеству, что советская страна крепка и сильна. Мы уверены в своей победе.
Мы живем уже 9 месяцев на фронте, я о себе одном не могу писать, нас много. Морально уставшие, наполненные глубоким патриотическим чувством к своей любимой Родине, мы боремся за жизнь, которую любим безгранично. Никакие трудности и лишения нас не берут на пути. Жить в земле, в снегу, не спать до трех суток, это уже привычно.
Раечка, как вернусь домой, снова заживём, все позабудут былые бури и невзгоды. Снова заживем под музыку. Ну а сейчас, Раечка, нужно слушаться маму и бабулю, жить в совете с Витей. Ну, все, на этом я кончаю своё письмо, живы будем – эти письма войдут в историю семьи и попадут в семейный архив. Будь здоровенька, дорогая дочь.
Крепко целую тебя. Твой папа. 1 января 1943 года.
5. Обсуждение результатов работы в группах.
Слайд 8
- Ребята, я думаю, вы сейчас очень растроганы письмами наших защитников.
Ведь письма в треугольниках солдатских!
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
- Что вы чувствовали, когда читали письма?
Вопросы по строению письма:
Слайд 9
Приветствие.
- Кому были адресованы письма с фронта? (девушке, сыну, родным, матери, дочке)
- Почему вы так решили?
- Правильно ребята, каждое письмо начинается с вступления, обращения.
Слайд 10 - 14
2) Основная часть.
- Из какого письма, мы узнаём о тяжёлых условиях в плену? Что вы хотели бы рассказать другим группам об этих условиях. Что хотели бы зачитать из письма? (2 группа)
- Чьё письмо является жизненным напутствием? Почему? Что бы вам хотелось прочитать всем ребятам? (1 группа)
- Чьё письмо является воспоминанием мирных счастливых дней? Каких людей считает автор этого письма настоящими советскими людьми? (4 письмо)
- Чьё письмо написано уже в конце Великой Отечественной войны? Какие чувства переполняют автора письма? (3 группа)
Вы прочитали отрывки из второй части письма – основной части. В этой части рассказывается о событиях, которые хотели поведать авторы письма своим родным и близким.
Слайды 15-18
Заключение.
- Какие слова прощания написали наши солдаты в конце письма? Что из них можно понять?
Третья часть письма – заключение. В ней пишут пожелания, задают вопросы, подписываются, пишут дату.
6. Закрепление структуры написания письма Слайд 19
1) - Ребята, было вам интересно читать письма с фронта? Как вы будете относиться к защитникам нашего Отечества, к местам их захоронения?
- Все вы поняли, что письма на фронте для солдат были очень важны, воины ждали их с нетерпением, сразу старались ответить, и снова ждали писем…
Мы тоже напишем с вами письма на фронт, письма в 1941 год…
- Как его можно будет начать? К кому обратитесь? (Здравствуй, мой дорогой прадедушка, здравствуй доблестный защитник Отечества, …)
- Что захотите сказать в основной части? (слова благодарности)
- Как попрощаетесь?
2) Работа с синонимам
- Как по-разному можно обратиться к воину? (защитник, боец)
- Какими словами можно заменить слово смелый? (храбрый, доблестный, отважный)
7. Анализ писем в 1941 год
Дорогой дедушка!
Я пишу тебе письмо и хочу сказать тебе спасибо, любимый, дорогой дедушка Толя! Я очень тебе благодарна за свою жизнь. Мне очень жаль, что ты погиб, но говорю тебе спасибо за то, что ты сделал во время войны, мой любимый дедушка. Спасибо тебе за то, что ты был, что спасал нас в войну от злых и ужасных врагов. Мои родители, твои дети, мы, твои внуки всегда вспоминаем о тебе 9 мая.
Моя бабушка тебя ждала, надеялась, что ты вернешься с фронта, но, к сожалению, она не дождалась тебя, ты погиб, спасая нашу Родину. Мы очень тобой гордимся! Ты всегда в нашей памяти!
Твоя внучка Маша
Здравствуй, солдат!
К сожалению, я тебя не знаю, не видела и не разговаривала с тобой. Но помним, мы все тебя помним. Знаем, что очень тяжело было на той ужасной войне. Какие жертвы принесли наши воины за счастливый миг победы! Сколько жизней унесла кровавая война! В двадцатом веке русские люди были ох, как сильны духом, а сейчас...
Стыдно... Ох как стыдно, что не все понимают цену Великой Победы, не все отдают погибшим солдатам почести. Тех, кто пережил войну и может о ней нам рассказать, осталось мало. Я хочу сказать, что мы все всем вам, кто воевал, благодарны! Но все же меня не отпускает мысль: как же мы могли победить? Ведь как над русским народом издевались фашисты! А как слышу, что они делали из человеческой кожи изделия, - аж дрожь берет.
Но все же мы победили! Еще раз благодарю тебя, неизвестный солдат, за твой подвиг! Спасибо тебе! Гончарова Маша
- Все ли части (вступление, основная, заключение) были в письме ребят?
8. Минута молчания
9. Домашнее задание: написать письмо в 1941 год.