План — конспект занятия по теме:
«Атака Маршалла в Испанской партии».
Продолжительность занятия: 90 минут
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о aтаке Маршалла в Испанской партии.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для успешной атаки на короля.
4.Тренировочные партии с атакой Маршалла в Испанской партии.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Ввеление:
Атаку Маршалла в Итальянской партии часто называют Гамбитом Маршалла. Она названа именем шахматиста, который впервые разыграл её в партии против Хозе Рауля Капабланки в двухкруговом Нью-Йорксом турнире в 1918 году. Это его домашняя заготовка к партии против чемпиона мира по шахматам.
Маршалл, Фрэнк Джеймс (10.08.1877, Нью-Йорк — 09.11.1944, Нью-Йорк), американский шахматист, один из сильнейших в мире в начале двадцатого века.
Хозе Рауля Капабланка-и-Глаупера (19.11.1888, Гавана—08.03.1942 Нью-Йорк), кубинский шахматист, 3 — ий чемпион мира по шахматам (1921 — 1927), один из сильнейших шахматистов мира в 1910 — 1930 годах, победитель многих международных турниров. В годы расцвета Капабланка приобрёл славу «шахматного автомата», одинаково виртуозно ведущего партию в миттельшпиле и эндшпиле и практически не допускающего ошибок. В официальных встречах на высоком уровне (с 1909 года) Капабланка проиграл всего 34 партии, а с 1916 по 1924 год оставался непобеждённым. Шахматный литератор, по профессии — дипломат.
Атака Маршалла начинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Кg1 – f3 Кb8 – c6 3.Сf1 – b5 а7 – а6 4.Сb5 – a4 Кg8 – f6 5.0 – 0 Сf8 – e7 6.Лf1 – e1b7 – b5
7.Сa4 – b3 0 – 0 8.c2 – c3 d7 – d5!?
«Теперь я понял, что попал на заготовленный вариант» – Х. Р. Капабланка.
9.e4 : d5 Кf6 : d5 10.Кf3 : e5 Кc6 : e5 11.Лe1 : e5 Кd5 – f6
Ход белых.
Рис. 1 Критическая позиция атаки Маршала в Испанской партии.
Чёрные пожертвовали пешку для атаки на белого короля, которого защищают только пешки при на ферзевом фланге не развитых белых фигурах.
Белые могут выбирать между ходами : 12.Ле5 – е1, 12.d2 – d4, или 12.h2–h3. Чёрные ходами Кf6 – g4, Сe7 – d6 и Фd8 – h4, атакуют слабые пешки h2 и f2,чем вынуждают их продвижение. Это более ослабляет позицию белого короля.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахвсе партии с позиции на рис. 1.Получаем позиции показанные на следующих рисунках. По ним обучаемые дают оценку расстановки фигур,находят план продолжения атаки, или выигрывающию комбинацию.
Любитель — Любитель
12.d2 – d4 Сe7 – d6 13.Лe5 – e1 Кf6 – g4 14.g2 – g3?
Р
ис. 2 Ход чёрных
Рис. 2. Фигуры ферзевого фланга белых не развиты, их белопольному слону не доступен их королевский фланг. Ход 14.g2 – g3 ослабил белые поля королевского фланга белых. Это позволяет чёрным атаковать белого короля.
Кg4 : h2 и Сd6 : g3 разрушают пешечное прикрытие чёрного короля.
Фd8 : d5 и Сc8 – b7 сдваивают ферзя и слона по большой белой диагонали,
Лa8 – e8 и Лe8 – e1 захватывают ладьёй первую горизонталь .
14. . . Кg4 : h2 15.Сb3 – d5 Сd6 : g3 16.f2 : g3 Фd8 : d5 17.Крg1 : h2 Сc8 – b7 18.Лe1 – g1 Лa8 – e8 19.Фd1 – g4 Лe8 – e1 20.Сc1–h6 Фd5 – h1+! 21.Лg1 : h1Лe1 : h1≠
Мельцарек – Марценкевич, 1973
12.d2 – d4 Сe7 – d6 13.Лe5 – e1 Кf6 – g4 14.h2 – h3? Фd8 – h4 15.Фd1 – f3
Р
ис. 3 Ход чёрных
Рис. 3. В этой позиции, как в предыдущей, не развиты фигуры ферзевого фланга белых и неудачно стоит их белопольный слон. На королевском фланге белые ходом 14.h2 – h3 ослабили контроль чёрных полей.
Кg4 : f2. Жертвуя коня, чёрные разрушают пешечное прикрытие белого короля и усиливают свой контроль чёрных полей. Белые не могут принять жертву коня, потому что после хода чёрных Сd6 – g3они остаются без ладьи.
Сc8 – b7. Жертвуя слона, чёрные отвликают белого ферзя на ферзевый фланг, где он не играет.
15. . . Кg4 : f2 16.Сc1 – d2! Сc8 – b7 17.Фf3 : b7 Кf2 – d3 18.Лe1 – e2 Фh4 – g3 19.Крg1 – f1 Кd3 – f4 20.Сd2 : f4?
Р
ис. 3 Ход чёрных
Рис. 3 Ход белых Сd2 : f4 ошибочен потому, что после ответа чёрных Фg3 : f4 чёрные полностью контролируют чёрные поля в лагере белых и играют по ним.
20. . . Фg3 : f4+ 21.Фb7 – f3 Фf4 – c1+ 22.Крf1 – f2 Сd6 – h2! 23.Лe2 – e1 Фc1 : b2+ Белые сдались
Эггенбергер – Ерми, 1957
12.h2–h3 Сe7–d6 13.Лe5–e1 Кf6 – g4 14.g2–g3?
Р
ис. 4 Ход чёрных
Рис. 4. Как в предыдущих партиях фигуры ферзевого фланга белых не развиты и позиция их короля на королевском фланге ослаблена продвижением белых пешек на третью горизонталь.
Кg4 : f2 и Сd6 : g3. Полностью раскрывают позицию белого короля.
Фd8 – h4 и Сc8 – b7. Атакуют белого короля.
14. . . Кg4 : f2! 15.Крg1 : f2 Сd6 : g3+! 16.Крf2–g2 Фd8 – h4 17.Сb3 : f7+ Крg8 – h8 18.Фd1 – h5 Сc8 – b7+ 19.Крg2 – g1Сg3 – h2+! 20.Крg1 – f1Фh4 : h5 Белые сдались
В выше приведённых партиях белые защищались не лучшим образом, что и привело их к быстрому поражению. В слеующей партии чемпион мира показал образец отражения атаки на своего короля и перехода в контратаку.
Капабланка — Маршалл, 1918
12.Ле5 – е1 Сe7 – d6 13.h2 – h3 Кf6 – g4 14.Фd1 – f3 Фd8 – h4
15.d2 – d4 Kg4 : f2
Р
ис.5 Ход белых
Рис. 5. Позиция белых, выглядит плохой, но её они успешно защищают.
Лe1 – e2. Угрожают выиграть коня ходом Ле2 : f2и этим отразить атаку.
Kpg1 – f1, Kpf1 – e2,Kpe2 – d3,Kpd3 – c2. Король уходит на ферзевый фланг.
Cc1 – d2.Берут под контроль поле е1, перекрывают вторую горизонталь, чтобы чёрные по ней не могли атаковать белого короля на с2.
16.Лe1 – e2 Cc8 – g4 17.h3 : g4 Cd6 – h2+ 18.Kpg1 – f1 Ch2 – g3 19.Ле2 : f2 Фh4 – h1+ 20.Kpf1 – e2 Cg3 : f2 21.Cc1 – d2 Cf2 – h4 22.Фf3 – h3 Ла8 – e8+ 23.Kpe2 – d3 Фh1 – f1+ 24.Kpd3 – c2 Ch4 – f2
Р
ис.6 Ход белых
Рис. 6. Король белых на с2 в безопасности, но у них по прежнему не развиты фигуры ферзевого фланга. У белых пешечное большинство на ферзевом фланге и они начинают контратаку:
Фh3 – f3. Связывают чёрного слона на f2,чем ограничивают подвижность чёрных фигур и атакуют поле f7.
Cb3 – d5. Разблокируют пешку на b2.
b2 – b4, a2 – a4. Начинают продвижение пешек с целью образования проходной пешки и открытия вертикали «а» для ладьи.
25.Фh3 – f3 Фf1 – g1 26.Cb3 – d5 c7 – c5 27.d4 : c5 Cf2 : с5 28.b2 – b4 Cc5 – d6 29.a2 – a4 a7 – a5 30.a4 : b5 a5 : b4 31.Лa1 – a6 b4 : c3 32.Kb1 : c3 Cd6 – b4 33.b5 – b6 Cb4 : c3 34. Cd2 : c3 h7 – h6 35.b6 – b7 Лe8 – e3
Р
ис.7 Ход белых
Рис. 7. Позиция белого короля открыта, но он в безопасности так как фигуры белых активны. Чёрная ладья на f8перегружена: она защищает пешку на f7и восьмую горизонталь. Это позволяет белым выиграть партию, проведя шахматную комбинацию.
36.Cd5 : f7+ Лf8:f7 37.b7–b8Ф+ Kpg8 – h7 38.Лa6 :h6+
Чёрные сдались. Мат в три хода неизбежен.
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, чтоaтака Маршалла надёжное продолжение за чёрных в Испанской партии. От белых она требует умения защищаться. Её необходимо включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.