Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме «Венская партия».

План — конспект занятия по теме «Венская партия».

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме «Венская партия».

Продолжительность: 2 занятия по 90 минут.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о дебюте Венская партия.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Тренировочные партии начатые дебютом Венская партия.

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Дебют разработан в 19 веке шахматистами Вены во главе с мастером Гампе. Основная идея— это, защитив пешку «е4» и пункт «d5» ходом2.Kb1 – c3, атаковать пешку е5 ходом f2 f4. Поэтому это начало иногда называют «отложенным» Королевским гамбитом. Однако, проводя тематический контрудар d7 d5, чёрные достигают хорошей позиции, игра в которой во многом схожа с игрой в Контргамбите Фалькбеера в Королевском гамбите. Это обстоятельство привело к тому, что в современной турнирной практике венская партия встречается редко. С успехом применяли этот дебют за белых Рудольф Шпильман, Бент Ларсен и Михаил Цейтлин. В настоящее время данный дебют в классических турнирах встречается редко. Но его с успехом играют в турнирах с коротким контролем времени с целью увести противника с привычного дебютного репертуара.

Венская партия начинается ходами:

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4

Х
од чёрных

Рис. 1 Критическая позиция венской партии.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым дебютом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.

К. Гампе — В. Стейниц, 1859

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.е4 : d5 Kf6 : d5 5.f4 : е5 Кd5: с3 6.b2 : с3 Фd8 – h4+ 7.Kpe1 – e2 Cc8 – g4+ 8.Kg1 – f3 Kb8 – c6 9.d2 – d4 0 – 0 – 0 10.Cc1 – d2

Р
ис. 2 Ход чёрных

Рис. 2 Король белых в центре мешает своим фигурам. Их пешечный центр слаб: пешки не поддерживают фигуры белых. Чёрные атакуют белого короля.

Сg4 : f3. Разменом слона на коня чёрные освобождают четвёртую горизонталь для своего ферзя.

Кс6 : е5. Разрушают пешечный центр белых. При ответе белых d4 : е5 чёрные ходят Cf8 – c5. Берут под контроль чёрные поля вокруг белого короля.

10. . . Сg4 : f3+ 11.g2 : f3 Кс6 : е5 12.d4 : е5 Cf8 – c5 13.Фd1 — е1 Фh4 – c4+ 14.Kpe2 – d1 Фс4 : с3 15.Ла1 — b1Фс3 : f3+ 16.Фе1 — е2

Р
ис. 3 Ход чёрных

Рис. 3 Фигуры чёрных активны: сдвоены ладьи по восьмой горизонтали, ферзь контролирует третью горизонталь. Позицию белого короля прикрывают слон на d2 и связанный ферзь на е2. В лагере белых слабы чёрные поля.

Лd8 : d2. Жертва ладьи с целью открыть позицию белого короля. Лh8 – d8. Занимают открытую вертикаль, вынуждают белого короля к ходу Kpd2 – c1.

Cc5 – a3+, Фf3 – c3. Создаём по чёрным полям матовые угрозы белому королю.

16. . . Лd8 : d2+ 17.Kpd1 : d2 Лh8 – d8+ 18.Kpd2 – c1 Cc5 – a3+ 19.Лb1 – b2 Фf3 – c3 20.Cf1 – h3+ Kpc8 – b8 21.Фе2 — b5Фс3 — d2+ 22.Kpc1 – b1 Фd2 – d1+ 23.Лh1 : d1 Лd8 : d1#

СтейницЛаскер, 1899

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.d2 – d3 Kb8 – c6 5.f4 : e5 Kc6 : e5 6.d3 – d4 Ke5 – g6

7.e4 : d5 Kf6 : d5 8.Kc3 : d5 Фd8 : d5 9.Kg1 – f3

Рис. 4 Ход чёрных

Рис. 4 Белые отстают в развитии фигур. Чёрный ферзь занимает в центре идеальную позицию.

Cc8 – g4. Угрожают разменом фигур на f3ухудшить пешечную конфигурацию белых.

0 – 0 – 0. Убирают короля с открытой вертикали «е», сдваивают ферзя и ладью по вертикали «d», создают угрозу выигрыша пешки на d4.

Cf8 – d6. Освобождаем ладью h8 и атакуем пешку h2, так как белые будут вынуждены 0 – 0.

Лh8 – e8. Заняли открытую вертикаль «е».

9. . . Cc8 – g4 10.Cf1 – e2 0 – 0 – 0 11.c2 – c3 Cf8 – d6 12.0 – 0 Лh8 – e8 13.h2 – h3?Cg4 – d7 14.Kf3 – g5?

Рис. 5 Ход чёрных

Рис. 5 Белые по-прежнему отстают в развитии своих фигур. Они рокировались на королевский фланг, который ослабили своими ходамиh2 – h3 и Kf3 – g5, и который атакуют чёрные слоны и ферзь. Чёрные атакуют на короля белых.

Kg6 – h4 с последующим Kh4 : g2 и Cd7 : h3. Жертвуют коня и слона, разрушают пешечное прикрытие короля белых.

f7 – f6 и g7 – g5. Надвигают пешки с целью образования опорныхпунктов.

14. . . Kg6 – h4 15.Kg5 – f3 Kh4 : g2!! 16.Kpg1 : g2 Cd7 : h3+! 17.Kpg2 – f2 f7 – f6! 18.Лf1 – g1 g7 – g5 19.Cc1 : g5 f6 : g5 20.Лg1 : g5

Р
ис. 6 Ход чёрных

Рис 6. Белый король в опасности: его позиция открыта и у чёрных преимущество двух слонов, которое усиливается при наличии в игре ферзя. Чёрные продолжают атаку на короля белых.

20. . . Фd5 – e6 21.Фd1 – d3 Cd6 – f4 22.Лa1 – h1 Cf4 : g5 23.Kf3 : g5 Фe6 – f6+ 24.Ce2 – f3 Ch3 – f5 25.Kg5 : h7 Фf6 – g6 26.Фd3 – b5 c7 – c6 27.Фb5 – a5 Лe8 – e7 28.Лh1 – h5 Cf5 – g4 29.Лh5 – g5 Фg6 – c2+ 30.Kpf2 – g3Cg4 : f3 Белые сдались

Левенфиш – Монозон, 1912

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 f7 – f5!? 6.d2 – d3 Ke4 : c3

7.b2 : c3 d5 – d4 8.Фf3 – g3 Kb8 – c6 9.Cf1 – e2 Cc8 – e6 10.Kg1–h3Фd8 – d7 11.0 – 0 d4 : c3? 12.Cc1 – e3 0 – 0 – 0

Рис. 7 Ход белых

Рис. 7. Разносторонние рокировки. Чёрный король защищён слабо: белый слон на е3 контролирует диагональ а7 — g1,олуоткрыта вертикаль «b», чёрные фигуры пассивны.

Ce2 – f3. Занимают диагональ а8 – h1, атакует поля с6 и b7.

Фg3 – f4. Контролируют четвёртую горизонталь.

Лa1 – b1. Занимаем вертикаль «b».

Kh3 – g5. Берут под контроль поле е6 с последующим е7 – е6. Вскрывают диагональ b8 – h2.

13.Ce2 – f3 Лh8 – g8 14.Фg3 – f4a7 – a6 15.Лa1 – b1 g7 – g6 16.Kh3 – g5 Ce6 – d5?

Р
ис.
8 Ход белых

Рис. 8. Чёрные ходом Ce6 – d5 разблокировали пешку е5. Белые продолжаю атаку на чёрного короля.

е5 – e6. Жертвуют пешку для отвлечения чёрного слона с большой белой диагонали. После ответа чёрных Cd5 : e6 белый слон атакует важное поле с6.

Лb1 : b7. Разрушают прикрытие чёрного короля.

Фf4 – a4. Атакуют поля а6 и с6.

Лf1 – b1. Занимают открытую вертикаль «b», атакуют чёрного короля.

17.e5 – e6! Cd5 : e6 18.Лb1 : b7 Ce6 : a2? 19.Фf4 – a4 Kpc8 : b7 20.Фa4 : a2 Cf8 – b4 21.Лf1 – b1 Фd7 – e7 22.Лb1 : b4+! Фe7 : b4 23.Cf3 : c6+Kpb7 : c6 24.Фa2 : a6+ Kpc6 – d7 25.Фa6 – e6≠

Шпильман – Флямберг, 1914

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Kg1 – f3 Cc8 – g4 6.Фd1 – e2 Ke4 – c5

7.d2 – d4 Cg4 : f3 8.Фe2 : f3 Фd8 – h4+

Рис. 9 Ход белых

Рис. 9. Чёрные погнались за выигрышем пешки в ущерб развитию фигур и безопасности короля.

g2 – g3. Защищаясь от шаха нападают на ферзя и открывают диагональ f1 – h3 для слона.

После вынужденного Фh4 : d4 ходят Cc1 – e3. С темпом слон входит в игру, далее 0 – 0 – 0. Занимают вертикаль «d» ладьёй, уводят короля.

Kc3 : d5. Вскрывают вертикаль «d».

Лh1 – e1. Занимаем вертикаль «е» ладьёй.

9.g2 – g3! Фh4 : d4 10.Cc1 – e3 Фd4 : e5 11.0 – 0 – 0 c7 – c6 12.Kc3 : d5! c6 : d5 13.Лd1 : d5 Фe5 – e6 14.Cf1 – c4 Фe6 – e4

15.Ce3 : c5 Фe4 : f3 16.Лh1 – e1+ Cf8 – e7 17.Ле1 : е7+ Кре8 – f8 18.Лd5 –d8≠

БорошЛиленталь, 1933

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 Kb8 – c6 6.Kc3 : e4 Kc6 – d4

7.Фf3 – f4 d5 : e4 8.Cf1 – c4 Cc8 – f5 9.c2 – c3?

Рис. 10 Ход чёрных

Рис. 10. Белые ходом9.c2 – c3 создали угрозу выигрыша фигуры. Они отстали в развитии своих фигур и их ферзь стоит неудачно. Нападая на него чёрные заканчивают развитие своих фигур.

g7 – g5 и g5 – g4. Теснят ферзя белых, открывают диагонали для слонов.

e4 – e3 и e3 : d2. Открывают вертикали для ферзя и ладьи.

9. . . g7 – g5! 10.Cc4 : f7+ Kpe8 : f7 11.Фf4 – f2 e4 – e3! 12.Фf2 – f1 e3 : d2+ 13.Kpe1 – d1 d2 : c1Ф+ 14.Kpd1 : c1 g5 – g4!

Белые сдались

Воротников – Капенгут, 1975

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 f7 – f5!? 6.d2 – d3 Ke4 : c3

7.b2 : c3 d5 – d4 8.Фf3 – g3 Kb8 – c6 9.Cf1 – e2 Cc8 – e6 10.Ce2 – f3 Фd8 – d7 11.Kg1 – e2 0 – 0 – 0 12.0 – 0

Рис. 11 Ход чёрных

Рис. 11. Позиция с разносторонними рокировками. Она требует активной игры с обоих сторон. Пешечный центр подвижный. Король белых защищён слабо: полуоткрыта диагональ а7 — g1. Белопольный слон белых занимает большую диагональ и полуоткрыта вертикаль «b».Воспользоваться этим для атаки на чёрного короля белые не могут, их фигуры пассивны.

Cf8 – c5. Создали пешечно – слоновую батарею, вынуждают ответ белых с3– с4.

Се6 : с4 и Kc6 : e5. Разрушают пешечный центр белых.

12. . . Cf8 – c5 13.c3 – c4 Ce6 : c4! 14.Ke2 – f4 Kc6 : e5! 15.d3 : c4

Р
ис. 12 Ход чёрных

Рис. 12 У чёрных сильная пешка на d4,поддерживаемая ферзём и ладьёй, централизован конь на е5. Открыта вертикаль «е». Чёрные продолжают атаку:

d4 – d3 и d3 : c2. Открывают линии для чёрных фигур и образуют опорный пункт на d1для чёрного коня. Лh8 – e8 и Лe8 – e1. Атакуют чёрного короля Ke5 – g4, Kg4 – e3 иKe3 – d1. Нарушают взаимодействие белых фигур. Фd7 – d2. Берут под контроль поля е1 и f2.

15. . . d4 – d3+ 16.Kpg1 – h1 d3 : c2 17.Cf3 – d5 Лh8 – e8 18.Cc1 – b2? Ke5 – g4 19.Лa1 – c1 c7 – c6 20.Cd5 – f3 Kg4 – e3 21.Лf1 – e1 Ke3 – d1! 22.Лe1 – f1 Фd7 – d2 23.Фg3 : g7 Лe8 – e1

Белые сдались

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что дебют Венская партия не даёт белым особого преимущества. Его можно включить в свой дебютный репертуар для в игре с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽