План — конспект занятия по теме «Венская партия».
Продолжительность: 2 занятия по 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о дебюте Венская партия.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Тренировочные партии начатые дебютом Венская партия.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
Дебют разработан в 19 веке шахматистами Вены во главе с мастером Гампе. Основная идея— это, защитив пешку «е4» и пункт «d5» ходом2.Kb1 – c3, атаковать пешку е5 ходом f2 –f4. Поэтому это начало иногда называют «отложенным» Королевским гамбитом. Однако, проводя тематический контрудар d7 –d5, чёрные достигают хорошей позиции, игра в которой во многом схожа с игрой в Контргамбите Фалькбеера в Королевском гамбите. Это обстоятельство привело к тому, что в современной турнирной практике венская партия встречается редко. С успехом применяли этот дебют за белых Рудольф Шпильман, Бент Ларсен и Михаил Цейтлин. В настоящее время данный дебют в классических турнирах встречается редко. Но его с успехом играют в турнирах с коротким контролем времени с целью увести противника с привычного дебютного репертуара.
Венская партия начинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4
Х
од чёрных
Рис. 1 Критическая позиция венской партии.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым дебютом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.
К. Гампе — В. Стейниц, 1859
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.е4 : d5 Kf6 : d5 5.f4 : е5 Кd5: с3 6.b2 : с3 Фd8 – h4+ 7.Kpe1 – e2 Cc8 – g4+ 8.Kg1 – f3 Kb8 – c6 9.d2 – d4 0 – 0 – 0 10.Cc1 – d2
Р
ис. 2 Ход чёрных
Рис. 2 Король белых в центре мешает своим фигурам. Их пешечный центр слаб: пешки не поддерживают фигуры белых. Чёрные атакуют белого короля.
Сg4 : f3. Разменом слона на коня чёрные освобождают четвёртую горизонталь для своего ферзя.
Кс6 : е5. Разрушают пешечный центр белых. При ответе белых d4 : е5 чёрные ходят Cf8 – c5. Берут под контроль чёрные поля вокруг белого короля.
10. . . Сg4 : f3+ 11.g2 : f3 Кс6 : е5 12.d4 : е5 Cf8 – c5 13.Фd1 — е1 Фh4 – c4+ 14.Kpe2 – d1 Фс4 : с3 15.Ла1 — b1Фс3 : f3+ 16.Фе1 — е2
Р
ис. 3 Ход чёрных
Рис. 3 Фигуры чёрных активны: сдвоены ладьи по восьмой горизонтали, ферзь контролирует третью горизонталь. Позицию белого короля прикрывают слон на d2 и связанный ферзь на е2. В лагере белых слабы чёрные поля.
Лd8 : d2. Жертва ладьи с целью открыть позицию белого короля. Лh8 – d8. Занимают открытую вертикаль, вынуждают белого короля к ходу Kpd2 – c1.
Cc5 – a3+, Фf3 – c3. Создаём по чёрным полям матовые угрозы белому королю.
16. . . Лd8 : d2+ 17.Kpd1 : d2 Лh8 – d8+ 18.Kpd2 – c1 Cc5 – a3+ 19.Лb1 – b2 Фf3 – c3 20.Cf1 – h3+ Kpc8 – b8 21.Фе2 — b5Фс3 — d2+ 22.Kpc1 – b1 Фd2 – d1+ 23.Лh1 : d1 Лd8 : d1#
Стейниц – Ласкер, 1899
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.d2 – d3 Kb8 – c6 5.f4 : e5 Kc6 : e5 6.d3 – d4 Ke5 – g6
7.e4 : d5 Kf6 : d5 8.Kc3 : d5 Фd8 : d5 9.Kg1 – f3
Рис. 4 Ход чёрных
Рис. 4 Белые отстают в развитии фигур. Чёрный ферзь занимает в центре идеальную позицию.
Cc8 – g4. Угрожают разменом фигур на f3ухудшить пешечную конфигурацию белых.
0 – 0 – 0. Убирают короля с открытой вертикали «е», сдваивают ферзя и ладью по вертикали «d», создают угрозу выигрыша пешки на d4.
Cf8 – d6. Освобождаем ладью h8 и атакуем пешку h2, так как белые будут вынуждены 0 – 0.
Лh8 – e8. Заняли открытую вертикаль «е».
9. . . Cc8 – g4 10.Cf1 – e2 0 – 0 – 0 11.c2 – c3 Cf8 – d6 12.0 – 0 Лh8 – e8 13.h2 – h3?Cg4 – d7 14.Kf3 – g5?
Рис. 5 Ход чёрных
Рис. 5 Белые по-прежнему отстают в развитии своих фигур. Они рокировались на королевский фланг, который ослабили своими ходамиh2 – h3 и Kf3 – g5, и который атакуют чёрные слоны и ферзь. Чёрные атакуют на короля белых.
Kg6 – h4 с последующим Kh4 : g2 и Cd7 : h3. Жертвуют коня и слона, разрушают пешечное прикрытие короля белых.
f7 – f6 и g7 – g5. Надвигают пешки с целью образования опорныхпунктов.
14. . . Kg6 – h4 15.Kg5 – f3 Kh4 : g2!! 16.Kpg1 : g2 Cd7 : h3+! 17.Kpg2 – f2 f7 – f6! 18.Лf1 – g1 g7 – g5 19.Cc1 : g5 f6 : g5 20.Лg1 : g5
Р
ис. 6 Ход чёрных
Рис 6. Белый король в опасности: его позиция открыта и у чёрных преимущество двух слонов, которое усиливается при наличии в игре ферзя. Чёрные продолжают атаку на короля белых.
20. . . Фd5 – e6 21.Фd1 – d3 Cd6 – f4 22.Лa1 – h1 Cf4 : g5 23.Kf3 : g5 Фe6 – f6+ 24.Ce2 – f3 Ch3 – f5 25.Kg5 : h7 Фf6 – g6 26.Фd3 – b5 c7 – c6 27.Фb5 – a5 Лe8 – e7 28.Лh1 – h5 Cf5 – g4 29.Лh5 – g5 Фg6 – c2+ 30.Kpf2 – g3Cg4 : f3 Белые сдались
Левенфиш – Монозон, 1912
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 f7 – f5!? 6.d2 – d3 Ke4 : c3
7.b2 : c3 d5 – d4 8.Фf3 – g3 Kb8 – c6 9.Cf1 – e2 Cc8 – e6 10.Kg1–h3Фd8 – d7 11.0 – 0 d4 : c3? 12.Cc1 – e3 0 – 0 – 0
Рис. 7 Ход белых
Рис. 7. Разносторонние рокировки. Чёрный король защищён слабо: белый слон на е3 контролирует диагональ а7 — g1,олуоткрыта вертикаль «b», чёрные фигуры пассивны.
Ce2 – f3. Занимают диагональ а8 – h1, атакует поля с6 и b7.
Фg3 – f4. Контролируют четвёртую горизонталь.
Лa1 – b1. Занимаем вертикаль «b».
Kh3 – g5. Берут под контроль поле е6 с последующим е7 – е6. Вскрывают диагональ b8 – h2.
13.Ce2 – f3 Лh8 – g8 14.Фg3 – f4a7 – a6 15.Лa1 – b1 g7 – g6 16.Kh3 – g5 Ce6 – d5?
Р
ис.8 Ход белых
Рис. 8. Чёрные ходом Ce6 – d5 разблокировали пешку е5. Белые продолжаю атаку на чёрного короля.
е5 – e6. Жертвуют пешку для отвлечения чёрного слона с большой белой диагонали. После ответа чёрных Cd5 : e6 белый слон атакует важное поле с6.
Лb1 : b7. Разрушают прикрытие чёрного короля.
Фf4 – a4. Атакуют поля а6 и с6.
Лf1 – b1. Занимают открытую вертикаль «b», атакуют чёрного короля.
17.e5 – e6! Cd5 : e6 18.Лb1 : b7 Ce6 : a2? 19.Фf4 – a4 Kpc8 : b7 20.Фa4 : a2 Cf8 – b4 21.Лf1 – b1 Фd7 – e7 22.Лb1 : b4+! Фe7 : b4 23.Cf3 : c6+Kpb7 : c6 24.Фa2 : a6+ Kpc6 – d7 25.Фa6 – e6≠
Шпильман – Флямберг, 1914
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Kg1 – f3 Cc8 – g4 6.Фd1 – e2 Ke4 – c5
7.d2 – d4 Cg4 : f3 8.Фe2 : f3 Фd8 – h4+
Рис. 9 Ход белых
Рис. 9. Чёрные погнались за выигрышем пешки в ущерб развитию фигур и безопасности короля.
g2 – g3. Защищаясь от шаха нападают на ферзя и открывают диагональ f1 – h3 для слона.
После вынужденного Фh4 : d4 ходят Cc1 – e3. С темпом слон входит в игру, далее 0 – 0 – 0. Занимают вертикаль «d» ладьёй, уводят короля.
Kc3 : d5. Вскрывают вертикаль «d».
Лh1 – e1. Занимаем вертикаль «е» ладьёй.
9.g2 – g3! Фh4 : d4 10.Cc1 – e3 Фd4 : e5 11.0 – 0 – 0 c7 – c6 12.Kc3 : d5! c6 : d5 13.Лd1 : d5 Фe5 – e6 14.Cf1 – c4 Фe6 – e4
15.Ce3 : c5 Фe4 : f3 16.Лh1 – e1+ Cf8 – e7 17.Ле1 : е7+ Кре8 – f8 18.Лd5 –d8≠
Борош – Лиленталь, 1933
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 Kb8 – c6 6.Kc3 : e4 Kc6 – d4
7.Фf3 – f4 d5 : e4 8.Cf1 – c4 Cc8 – f5 9.c2 – c3?
Рис. 10 Ход чёрных
Рис. 10. Белые ходом9.c2 – c3 создали угрозу выигрыша фигуры. Они отстали в развитии своих фигур и их ферзь стоит неудачно. Нападая на него чёрные заканчивают развитие своих фигур.
g7 – g5 и g5 – g4. Теснят ферзя белых, открывают диагонали для слонов.
e4 – e3 и e3 : d2. Открывают вертикали для ферзя и ладьи.
9. . . g7 – g5! 10.Cc4 : f7+ Kpe8 : f7 11.Фf4 – f2 e4 – e3! 12.Фf2 – f1 e3 : d2+ 13.Kpe1 – d1 d2 : c1Ф+ 14.Kpd1 : c1 g5 – g4!
Белые сдались
Воротников – Капенгут, 1975
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.f2 – f4 d7 – d5 4.f4 : e5 Kf6 : e4 5.Фd1 – f3 f7 – f5!? 6.d2 – d3 Ke4 : c3
7.b2 : c3 d5 – d4 8.Фf3 – g3 Kb8 – c6 9.Cf1 – e2 Cc8 – e6 10.Ce2 – f3 Фd8 – d7 11.Kg1 – e2 0 – 0 – 0 12.0 – 0
Рис. 11 Ход чёрных
Рис. 11. Позиция с разносторонними рокировками. Она требует активной игры с обоих сторон. Пешечный центр подвижный. Король белых защищён слабо: полуоткрыта диагональ а7 — g1. Белопольный слон белых занимает большую диагональ и полуоткрыта вертикаль «b».Воспользоваться этим для атаки на чёрного короля белые не могут, их фигуры пассивны.
Cf8 – c5. Создали пешечно – слоновую батарею, вынуждают ответ белых с3– с4.
Се6 : с4 и Kc6 : e5. Разрушают пешечный центр белых.
12. . . Cf8 – c5 13.c3 – c4 Ce6 : c4! 14.Ke2 – f4 Kc6 : e5! 15.d3 : c4
Р
ис. 12 Ход чёрных
Рис. 12 У чёрных сильная пешка на d4,поддерживаемая ферзём и ладьёй, централизован конь на е5. Открыта вертикаль «е». Чёрные продолжают атаку:
d4 – d3 и d3 : c2. Открывают линии для чёрных фигур и образуют опорный пункт на d1для чёрного коня. Лh8 – e8 и Лe8 – e1. Атакуют чёрного короля Ke5 – g4, Kg4 – e3 иKe3 – d1. Нарушают взаимодействие белых фигур. Фd7 – d2. Берут под контроль поля е1 и f2.
15. . . d4 – d3+ 16.Kpg1 – h1 d3 : c2 17.Cf3 – d5 Лh8 – e8 18.Cc1 – b2? Ke5 – g4 19.Лa1 – c1 c7 – c6 20.Cd5 – f3 Kg4 – e3 21.Лf1 – e1 Ke3 – d1! 22.Лe1 – f1 Фd7 – d2 23.Фg3 : g7 Лe8 – e1
Белые сдались
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что дебют Венская партия не даёт белым особого преимущества. Его можно включить в свой дебютный репертуар для в игре с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.