ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Гласные А-Я после твердых и мягких согласных
Цель урока: Создание условий для умения видеть в словах твёрдые и мягкие согласные
Задачи урока:
- учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, правильно писать слова с ними
- развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие на основе специальных упражнений на выделение твёрдых и мягких согласных с буквами А-Я, навыки звукового, слогового анализа и синтеза; коррекция мелкой моторики рук
- воспитывать интерес к учению
Формирование БУД:
Личностные БУД:
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Коммуникативные БУД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс, класс-ученик;)
Регулятивные БУД:
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные БУД:
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Оборудование:
Предметные картинки, мультимедийная презентация, учебники, карточки
Ход урока
Организационный этап.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Сейчас сядет тот, кто ответит на мои вопросы. А на вопросы вы должны дать полные и красивые ответы.
- Назови свою любимую сказку.
- Назови злого персонажа из сказки «Волк и семеро козлят».
- Из какой сказки слова: «Я от дедушки ушёл…
-Назови персонажей сказки «Репка».
- У кого была избушка ледяная, а у кого лубяная?
- Кто унёс мальчика Иванушку к Бабе Яге
Все сели правильно, следим за осанкой.
- Сегодня, ребята, у нас не простой урок, сегодня мы будем путешествовать по сказке «Гуси-лебеди». Давайте вспомним сказку.
- Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Как-то решили мать с отцом на базар за покупками ехать и наказали дочке смотреть за маленьким братцем. Обещали купить новый платочек. Уехали отец с матерью, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на полянку под окошко, сама побежала на улицу, загулялась, заигралась.
Вернулась девочка, смотрит, а маленького Иванушки нигде нет. Ахнула, кинулась туда-сюда – нет! Она его кликала, слезами заливалась, причитала, что худо будет от отца с матерью -- братец не отзывался. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали вдали. Тут она догадалась, что это они унесли Иванушку: ведь про гусей –лебедей давно шла плохая слава, что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Ребята, вы хотите помочь сестрице найти Иванушку? Чтобы помочь Аленушке спасти братца, нам понадобятся все знания и умения, которым вы научились на уроках русского языка. За правильные ответы вы будете получать жетоны от Аленушки. В конце урока мы подведём итоги. Хорошо!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В чистом поле девочка встретила печку
- О чём попросила печка сестрицу?
Для вас, ребята, печка тоже приготовила задания:
Прочитайте слоги сначала в первом ряду, а потом во втором ряду
На, ма, ра, са, па, за, ва, ла, да.
Ня, мя, ря, ся, пя, зя, вя, ля, дя.
- Какие буквы в слогах часто повторяются?
- В каком ряду согласные произносятся твёрдо? В каком ряду согласные произносятся мягко?
- Назовите тему нашего урока. Сегодня мы будем изучать тему «Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных».
- Чему будем учиться на уроке?
- Какие задачи поставим перед собой?
- Будем продолжать учиться различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные и учиться писать слоги и слова с твердыми и мягкими согласными.
- Какую букву будем писать после твёрдых согласных? Какую букву будем писать после мягких согласных?
- Молодцы!
Актуализация знаний.
Бежит девочка дальше, видит—стоит яблоня.
- О чём попросила яблоня девочку?
- Для вас, ребята, яблоня тоже приготовила задания.
Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку и узнаете, какую букву будете писать.
- Вот два столба наискосок, А между ними — поясок.
- Какая это буква? А.
- А теперь послушайте и отгадайте следующую загадку.
- «Алфавит закончу я,
Всё»,- сказала буква…… (Я).
- Запишем в тетради буквы Аа-Яя
- Чтобы красиво писать проведём пальчиковую гимнастику.
Упражнения для кисти и пальцев рук.
Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и партой – кулачок)
- Теперь напишем букву А в воздухе
-Молодцы, теперь рисуем в воздухе букву Я
-Открываем тетради, записываем число, сегодня 9 декабря,
- Запишем буквы А и Я в тетрадь
-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.
-Открываем тетради, хором говорим:
Я тетрадочку открою, И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь за работу я возьмусь.
- Запишем дату.
И красиво пропишем на первой строчке 9 букв А
-На второй строке пишем 9 букв Я.
Взаимопроверка.
- Пишем, проверяем друг у друга, подчеркиваем самую красивую букву.
Бежит девочка дальше, видит—течёт речка, кисельные берега
4) Первичное усвоение новых знаний.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие согласные звуки мы с вами изучаем?
На доске записаны слова:
Твёрдые:
Мягкие:
- У вас на парте лежат слоги. Выберите слог с твёрдым согласным поставьте на первую строку наборного полотна. Выберите слог с мягкими согласными, поставьте на вторую строку наборного полотна. Прочитаем.
МА РА ЛА ТА ДА
МЯ РЯ ЛЯ ТЯ ДЯ
- Давайте сделаем вывод: Если в слоге есть буква А, то слог твёрдый. Если в слоге буква Я – то слог мягкий.
Давайте немного отдохнём
Физминутка. «Рано утром на зарядку»
Рано утром на зарядку
Друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку
Упражнения начнем.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
-Теперь тихо сел первый ряд. Теперь второй ряд так же тихо сел.
Сидит в избушке баба Яга, кудель прядёт, а рядом маленький Иванушка.
- Ребята, давайте поможем сестрице освободить братца, а для этого выполним задания.
5). Первичная проверка понимания
Развитие фонематического слуха.
Упражнение «Ты мне, я тебе»
Потренируемся на слух определять твёрдые и мягкие согласные. Я называю твердый слог, а ты его делаешь мягким.
ПА – ПЯ
МА – МЯ
ЛА – ЛЯ
ТЯ – ТА
БА – БЯ
РА – РЯ
- Задания в тетради и на доске. Установление сходства и различия в восприятии на слух и написании пар слов с буквами А-Я.
- Сейчас мы запишем в тетради и на доске слова парами (либо в 2 столбика) и вы поймёте, как изменится смысл слова, и зависеть это будет от того какой звук в слове твёрдый или мягкий.
- Будем подчёркивать мягкие и твёрдые согласные. Мягкие двумя, твёрдые – одной чертой.
1-уровень 2 уровень 3 уровень
Рад – ряд Рад – ряд вставь пропущенную букву
Мал – мял Мал – мял м…ч м…к
Мак – мяч
Тапки-тяпки
Работа с учебником.
Стр.78 упражнение 2
-задание читает хорошо читающий ученик
1уровень 2 уровень 3 уровень
списывает всю выписать слова у доски слово с
чистоговорку с твёрдыми и мягкими слово с пропущенными
согласными буквами
подчеркнуть твердые одной чертой, мягкие двумя чертами
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа
Упражнение 4 стр79
Найти предложение к рисунку, выписать его 1 уровень.
2 уровень: выписать слова ребята, Тявка – подчеркнуть мягкие, твёрдые согласные
3-уровень- выписать кличку собачки, подчеркнуть твердые, мягкие согласные
Подчеркнуть твёрдую согласную одной чертой, мягкую согласную – двумя чертами.
Убежали сестрица с Иванушкой от Бабы-Яги и от злых гусей.
Прибежали домой. Скоро отец с матерью приехали, гостинцев привезли.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Чему учились сегодня на уроке? Достигли мы цели урока?
- Какую букву пишем после твердого согласного? Какую гласную пишем после мягкого согласного? Что понравилось на уроке? За что бы ты себя похвалил? За что бы ты похвалил одноклассников?
Продолжи предложение:
Я похвалил бы себя …
Я похвалил бы одноклассников …