ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА С НАЧИНАЮЩИМИ ЭСТРАДНЫМИ ПЕВЦАМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эстрадное искусство разносторонне, оно затрагивает многие аспекты: микрофонная культура, эстрадно-джазовый вокал, режиссура номера, сценическое движение. Для эффективной деятельности центру дополнительного образования следует включать в свой педагогический состав профессионалов каждой вышеперечисленной деятельности, однако в наши дни чувствуется нехватка грамотных специалистов, которые бы смогли успешно подготовить концертный номер с начинающими эстрадными певцами. Отсюда важность и актуальность нашей темы.
В эстрадных номерах всегда ценилась оригинальность, самодостаточность и самобытность. Можно вспомнить множество случаев, когда эти факторы и яркая индивидуальность выступающего выигрывали у хорошей сценической техники. «Можно не обладать профессиональным образованием и являться блестящим номером, с другой стороны, можно им обладать и номером не быть. Плевицкая с оперной точки зрения пела неграмотно, но она была самобытна, необычна, исключительна: она была номером, а десятки и сотни 7 оперных певиц с отличной школой на эстраде не обратят ничьего внимания. Вертинский – выходной драматический актер, шепелявый, картавый, безголосый – в его время стал знаменитым потому, что сделал номер.
«Сценический номер» является также одним из художественных составляющих эстрады, но более приближенным к концертному номеру – выступлению певца. «Сценический образ», где сочетаются не только основная, вокальная составляющая, но и сценическое движение, ощущение пространства сцены, а также современные мультимедийные и цифровые технологии, которые создают сценический художественный образ. Яркое выступление эстрадного исполнителя имеет важнейшую составляющую художественной структуры образа – это драматургическое развитие. Именно литературное, театрально - драматургическое выстраивание внутреннего монолога наиболее полно раскрывает вокальный и артистический потенциал певца. Драматургическая составляющая в создании «сценического номера» представляет собой основную линию при работе над вокальным произведением в любой стилистике музыки. Она только тогда помогает раскрыть образ исполняемого произведения, когда находит выражение в вокальной и пластической стороне исполнительства: мы начинаем ощущать ту единственную и неповторимую манеру исполнения, смысловые оттенки, собственную интонацию и лишь ему одному присущий образ. Существует не совсем верное мнение, что без особых природных, вокальных данных не может состояться профессиональный певец. Однако, на эстраде существуют несколько иные критерии оценки составляющих профессионального, концертного певца.
Для постановки «сценического номера» важны не только вокальная составляющая, но и литературное содержание, стихи предполагаемого материала. Это те приемы, которые необходимы для создания сценического образа, где обязано быть претворено сочетание практически всех видов искусств. В этом небольшом по времени художественно-театральном действе – «сценическом номере» – переплетаются певческое искусство, литературное содержание, артистизм и сценическое движение. Способность воплотить, донести вокальное произведение при различном использовании выразительных средств и составляет искусство постановки.
Основой сценического номера вокалиста являются его природные и приобретенные в процессе обучения, и совершенствования вокальных данных. Игровое, театральное решение диктуется не только своеобразием вокального исполнения, репертуара (причем, избранное для исполнения произведение может быть в любой стилистике), но и индивидуальностью исполнителя.
Голос певца, его тембральная окраска должны соответствовать вокальной теме и аранжировке. Необходимо помнить, что слушателю должно быть комфортно. Он должен сопереживать исполнителю, а не переживать за каждую взятую ноту. При этом каждая новая должна быть и новой обучающей ступенью, сложнее и интереснее предыдущей, и раскрывать новые исполнительские качества вокалиста.
Одним из самых существенных факторов, отражающих специфику драматургии эстрадного номера, является его актуальность. Она предполагает присутствие современных проблем, волнующих зрителя и наличие современного художественного языка, способного вызвать у публики сильный эмоциональный отклик.
Номера, отвечающие всем этим требованиям, появляются редко, но всегда становятся эталонными образцами, прочно входят в историю эстрадного искусства. При этом, как правило, они открывают новые горизонты в развитии жанра.
Эстрадный вокальный репертуар можно разделить на две части:
1. Репертуар, в котором актерское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности;
2. Репертуар, в котором возможно использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни.
Рассмотрим принципы построения песенного номера первого типа, в котором нет сюжета как такового и где невозможно использовать игровые приемы. Таких песен на эстраде, а особенно, на конкурсах- большинство. Основная задача при их исполнении - показать в первую очередь вокальные данные певца - в вокализе, в джазовой импровизации, в демонстрации технических возможностей голоса.
В песнях второго типа от лица героя артист создает персонаж, от имени которого поется песня. То есть в основе этого приема решения эстрадной песни - перевоплощение, создание характера персонажа и даже целого эстрадного образа, при построении такого номера необходимо лишь подчеркнуть обстоятельства, заложенные в тексте песни.
Необходимо отметить, что отсутствие в номере сюжетного построения не означает отсутствия в нем конфликта, который можно назвать даже универсальным, то есть одинаковым для всех эстрадных номеров такого рода. Ведь проявление технического мастерства всегда связано с преодолением собственно физических и психических возможностей человека и борьбой с условиями внешней среды - предметом, пространством.
Два типа конфликта в эстрадном номере - драматургический и трюковой - существуют параллельно и должны развиваться в одинаковой динамике, подкрепляя один другой. Невозможно грамотно выстроить драматургию эстрадного номера только с помощью выявления одного из конфликтов. Иначе в одном случае номер превратится в драматическую сценку, в другом (при отсутствии драматического конфликта) - исчезает сам признак эстрадного жанра.
После выбора песни можно переходить к непосредственной работе над ней:
Так как в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни, то первым этапом в разучивании песни является работа над дикцией.
Грамотное музыкальное сопровождение, в данном случае – аранжировка - это не приложение к исполнителю, а его неотъемлемая часть.
Далее рассматриваем форму вокального произвдения. Каждая песня – это мини-спектакль. У неё есть свой жанр, стиль и художественные задачи. Где должны быть начало, развитие, кульминация и финал. Всё это должно уложиться в три минуты.
Надо дать возможность ему самому создать художественный образ. А это может отрыть нам новое видение содержания и новый образ. Но при этом важно контролировать ребенка, чтобы не допустить пошлости, вульгарности ни в движении, ни в жесте.
Отдельно необходимо остановиться на хореографии и пластическом решении вокального номера.Специфика работы постановщика – а это, как правило, сам педагог по вокалу - состоит в нахождении и выстраивании осмысленных, логичных и графически верных мизансцен внутри действия в вокальном номере.
Одно из важных составляющих вокального эстрадного номера сегодня – внешний вид исполнителя. Важно, чтобы костюм не мешал образу, а дополнял и подчёркивал его.
Самым важным фактором эстрадного номера является сам артист, ведь только ориентируясь на его мастерство и индивидуальность еще на стадии задумки можно добавить трюковую составляющую, продумать конфликт. Вокальный эстрадный номер помимо вокала включает в себя целый комплекс выразительных средств, таких как актерское мастерство исполнения, пластическое интонирование и др. - мало только спеть песню, ее следует прочувствовать и донести до зрителя