РЕЗОНАТОРЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ВОКАЛИСТА
Процесс вокально-хорового образования многозначен и требует больших знаний не только о звукообразовании, но и об устройстве и работе голосового аппарата.
Одним из безусловных составляющих, активно влияющих на качество вокального звучания, является хорошо организованное дыхание, правильно, без напряжения работающая гортань. Чистая интонация, тембральные краски обеспечиваются грамотно отстроенной работой резонаторов.
Хорошо отлаженное взаимодействие дыхания, свободной гортани и резонаторов всегда ставилось во главе угла процесса вокальной постановки голоса.
Резонанс – это слово происходит от французского resonance (звучать, откликаться). Резонировать могут всевозможные упругие физические тела – твердые, жидкие, газообразные. Резонанс возникает только с условием наличия у того или иного тела собственной резонансной частоты.
Голосовой аппарат человека имеет три составляющие: гортань с голосовыми связками, дыхательный аппарат и резонаторы. Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта. Стенки голосового тракта приводятся в колебание резонирующим в их полостях воздухом, и певец может эти колебания ощущать в грудной клетке или лицевых тканях или в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости). Так, различают верхние резонаторы и нижние. К верхним относится всё, что выше гортани (полости рта, носа и головные пазухи), к нижним относятся легкие, бронхи и трахея. Во рту главное резонирующее место — это твердое нёбо. В головном резонаторе самое главное место – лобные пазухи
ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ
В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:
1. Фонетическая – формирование гласных и согласных.
2. Генераторная – излучение певческого звука.
3. Энергетическая – усиление певческого звука.
4. Эстетическая – обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.
5. Защитная – освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.
6. Индикаторная – певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.
7. Активизирующая – повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ
Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.
Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот – глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.
Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца – живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.
РЕЗОНАТОРНЫЙ МАССАЖ:
Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными кулачками по груди со звуком «М», до появления внутреннего отклика и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе со звуком «З» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе со звуком «В» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по крыльям носа и области гайморовых пазух со звуком «но-но-но…» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между бровями и области лобных пазух со звуком«МИ-МИ…» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх;
Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «Д» до появления звукового резонатора;
Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «Ж» до появления звукового резонанса;
Ладонями мягко помассировать область живота и бедер со звуком «Шо-шо-шо…» до появления звукового резонанса;
Наклоняя корпус вперед произносить скороговорки и стихи с большим количеством сонорных звуков (Л-М-Н-Р) «На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня».