Познавательно - игровой проект в средней группе «Учимся, играя»
Тип проект: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта: 2021 – 2022г.г.
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста.
Игра для ребёнка – это не просто развлечение или способ провести свободное время, это – необходимое условие психического и физического развития ребёнка. Игра выполняет несколько функций.
Игра приносит ребёнку удовольствие, радость и массу других положительных эмоций – и значение этого нельзя недооценивать (ведь даже для взрослых положительные эмоции очень важны: они поддерживают нас, помогают нам развиваться и смотреть на жизнь позитивно). Также, через игру ребёнок учится гордиться своими успехами, что поддерживает его самооценку. А адекватная самооценка – залог полноценного развития личности.
Цель. Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Совершенствовать и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП;
- Учить способам практической деятельности в области математики;
- Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей;
Воспитательные:
-воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе игры.)
Основополагающими принципами данного проекта являются:
Развитие логического мышления дошкольников будет успешным, если:
- учитываются когнитивные особенности ребенка;
- учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Предметная пространственная среда пополнена новыми интересными занимательными играми и пособиями по ФЭМП - и самодельными, и фабричными.
- У детей развивается и повышается интерес к занимательным играм с математическим содержанием, значительно повышается уровень освоения знаний по математическому развитию.
- Дети проявляют любознательность и уверенность в себе. Дети уверенно отвечают на вопросы взрослого, активно участвуют в обсуждениях. Воспитывается стремление работать согласованно, умение уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
- Воспитывается стремление работать согласованно, договариваться, помогать друг другу.
- Родители - активные участники образовательного процесса (оказывают помощь в изготовлении и закреплении математического материала).
Перспективы проекта: Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Проявляя инициативу, интерес к играм, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся логически мыслить.
Этапы проекта
1. Подготовительный 09.2021
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
-постановка цели, задач
-подбор и создание методической и художественной литературы, игр, раздаточного и демонстрационного материалов, атрибутов.
-диагностика детей с целью выявления отставания в знаниях по разделу ФЭМП
-составление перспективного плана для работы с детьми
-анкетирование родителей
-составление плана работы с родителями.
2. Основной с 10.2021 - 04.2022 -выполнение проекта
- Занятие с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Пополнение развивающей среды дидактическими пособиями.
- Подбор игр, сказок, наглядного и др. материала.
- Изготовление дидактических игр из подручного материала.
3. Итоговый с .05.2021 - 05. 2022 Анализ достижения поставленной цели:
-Составление консультаций, памяток, рекомендаций
- Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
-Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.
Взаимодействие с родителями:
1. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и дидактическим играм
2.Памятки, консультации, рекомендации
- Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
- «Математика - это интересно», «Математика дома», «Математика вокруг нас»
- «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
- «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
- Показ презентации на род/ собрании «Чему мы научились за год»
План реализации проекта
ОО | Мероприятия | Программные задачи |
Познавательное развитие | НОД: Дидактические игры: «Раздели и угости друг друга» | -Учить детей сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей. - Развивать у детей любознательность и познавательность мотивации. |
Социально-коммуникативное развитие | Ознакомление с художественной литературой. - «Десять рассказов» -«Три поросёнка», Сказки сочиненные педагогами: | -Учить детей считать до 5, пользуясь приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом. -Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. -Продолжать учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения - Продолжать совершенствовать умение детей слушать и запоминать сказки, стихотворения, загадки, считалки. |
Речевое развитие | Математические пословицы и поговорки про цифры и фигуры. Беседы Заучивание считалок: | - Обогащать активный словарь детей математическими понятиями (круглый, овальный, прямоугольный и т.д.), числительные (количественные - один, два и т.д.; порядковые - первый, второй и т.д.). - Совершенствовать умение называть количественные и порядковые числа. -Развивать диалогическую и монологическую речь. |
Художественно-эстетическое развитие | Занятия по продуктивной деятельности: Рисование Лепка Рисование пластилином «Цифры», «Светофор», «Дорожки (длинная, короткая) Аппликация Театральная деятельность Самостоятельное художественное творчество: | - Продолжать учить детей конструированию из бумаги, из геометрических фигур (изображение животного, цифры и т.д.) -Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предметов (слева, справа, рядом, около, между). - Обогащать активный словарь детей математическими понятиями (круглый, овальный, прямоугольный и т.д.), числительные (количественные - один, два и т.д.. порядковые - первый, второй и т.д.). - Совершенствовать умение группировать предметы, составлять целое из частей; - Воспитывать аккуратность в выполнении работ. |
Физическое развитие | Физкультминутки (картотека) Пальчиковые игры (картотека) Подвижные игры и малоподвижные игры: | - Учить выполнять движения в соответствии со словами, а так же правильно выполнять правила в игре. - Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, а так же физические качества: быстроту, силу, ловкость, ориентировку в пространстве. - Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во всех формах организации двигательной деятельности. |
Результаты проекта:
Дети стали проявлять интерес к занимательным математическим играм, самостоятельно ими пользуются; активно участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, мысли и отвечают на вопросы взрослого. В совместной работе дети согласованно работают, доводят начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности.
В ходе освоения новых дидактических игр, отгадывания загадок, чтения и заучивания стихов про цифры и геометрические фигуры, пословиц и поговорок с математическими понятиями, проведения занятий по продуктивной деятельности по теме проекта, словарный запас детей значительно обогатился и расширился.
Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду (оказали помощь в изготовлении математического материала).
Презентация проекта:
Выставка детских работ по теме «Геометрические фигуры вокруг нас»: «Город из геометрических фигур», «Домашние животные», «Салфетка».
Занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну геометрических фигур»
Методическая литература
1. Арапова -Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 320 с.
3. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.
4. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М. : ТЦ Сфера, 2004. 88 с.
Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. - М.: ИРИАС, 2006.
6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
7. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. М. : Мозаика - Синтез, 2000. 104 с..
8. Помораева, Позина: Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
9. Стожарова М. Ю. Математика - учимся играя/ М. Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.
10. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М. : «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.
11. Использование интернет – ресурсов.