Познавательно-исследовательский проект
«Что такое свет»
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта:Познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта:дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта:4 месяца.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность:
Как известно, огромное значение в развитии личности ребёнка, процессах социализации имеет познание дошкольником окружающего мира через исследовательскую деятельность. Как показывает практика, опыты, эксперименты способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности.
Внедрение проектной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Проблема:Экспериментально-исследовательская деятельность широко представлена в дошкольном возрасте с такими веществами, как вода, песок, краски, бумага и другие. Обратить внимание на такое физическое явление, как свет, узнать больше о его значении в нашей жизни, откуда берется, как появляется, изучить понятия «искусственный» и «естественный» источник света, как правильно с ним вести себя, что он умеет – на эти и многие другие вопросы можно получить ответы в ходе данного проекта.
Цель проекта: Расширять и обобщать представления детей о свете и его свойствах.
Задачи:
1) Образовательные:
- конкретизировать представления детей об источниках света и их свойствах;
- создавать условие для формирования элементарных научных представлений в процессе экспериментирования со светом.
2) Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность;
- развивать внимание, наглядно-образное мышление, память, речь детей;
- развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;
- развивать творческие способности детей, воображение, мышление.
- создавать условия для принятия детьми своих решений, выражения своих мыслей и проявления самостоятельности в исследовательской деятельности;
- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
3) Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношения детей друг к другу, умение взаимодействовать в группе;
- воспитывать активность и самостоятельность;
- создавать комфортные условия для развития детей.
Предполагаемые результаты:
У детей появится опыт в обращении с источниками света, использовать полученные знания в обычной жизни.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
Подбор методической литературы, интернет ресурсов.
Разработка перспективного плана работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.
Создание атрибутов для теневого театра.
Наблюдение за работой фонарей на улице.
Приобретение фонариков.
Чтение детской энциклопедии на тему «Свет».
Просмотр обучающих мультфильмов и фильмов: «Откуда берется свет?», «Смешарики»: «Пин код», «Да будет свет!»,«Ночник».
Взаимодействие с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проекта.
Привлечь семьи к участию в образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Чтение литературы по теме проекта совместно родителями и детьми.
Совместное наблюдение за объектами, излучающими свет в разных обстоятельствах (свет фонарей на улице, свет костра на пикнике, свет Луны, свет фар, свет люстр и ночников, и многое другое).
II. Основной этап
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами через практическую деятельность детей
Месяц | Название темы | Название опыта | Цель, задачи | Оборудование |
Сентябрь | Введение. Знакомство детей со светом | "Свет повсюду» | Задачи: 1.Формировать значение понятия «Свет»; 2.Формировать представления о том, что источники света могут быть природные (Солнце, Луна, костёр и т.д.) и 3.Искусственные – сделанные людьми (лампа, фонарик, свеча); 4.Воспитывать бережное отношение к электроэнергии; 5.Формировать представления о безопасном поведении при обращении с огнём | Фонарики, лампочки, свеча, листы бумаги, стеклянный стакан с водой, фольга, книга, ткани. |
«Свет путешествует» | «Свет отскакивает» | Задачи: 1.Дать понятие возникновения света и тени. 2.Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности; 3.Познакомить с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него; 4.Воспитывать активность, самостоятельность. | Фонарики, фольга, карандаши, игрушки (фигурки), зеркала. | |
«Направление света» | «Как ты видишь» | Задачи: 1.Показать, что световой луч – это линия, указывающая направления распространения света. 2.Дать понятие о том, что лучики светят туда, куда мы направляем. 3. Толщина луча зависит от отверстия, через которое проходит свет. | Фонарики, трубочки из картона разной толщины. | |
Октябрь | «Свет путешествует» | «Почему ночью темно» | Задачи: 1.Формировать понятие об освещенности естественными объектами (Солнце, Луна), о движении Земли вокруг Солнца, смене дня и ночи. | Глобус, лампа. |
«Шутки света» | Прямая или сломанная?» | Задачи: 1.Познакомить с явлением преломления света; -Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление; 2.Воспитывать активность, самостоятельность. | Прозрачный стакан с водой, коктейльная трубочка, ручка, карандаш, линейка. | |
«Шутки света» | «Изменение формы» | Задачи: 1.Познакомить с явлением увеличения; 2.Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; 3.Воспитывать активность, самостоятельность | Книга, банка с водой, стеклянный прозрачный шарик, прозрачная пластиковая линейка. | |
Ноябрь | «Цвета света» | «Радуга», «Меняем цвета» | Задачи: 1.Показать, что белая бумага отражает все цвета света. | На каждого ребенка: белая бумага, прозрачная оберточная пленка разных цветов, Фонарик. |
«Свет и тень» | «Делаем тени», «Тень от солнца» | Задачи: 1.Выяснить, что такое тень 2.Какие предметы отбрасывают тень 3.Сколько лучей мы направляем, столько и теней. | Фонарик, различные силуэты из картона, темная солнцезащитная пленка. | |
Декабрь | «Все ли препятствия может преодолеть свет?» | «Плотный и прозрачный» | Задачи: 1.Дать понятие, что свет не проходит сквозь непрозрачные предметы. | Фонарики, различные виды ткани, картона, пластика, дерева. |
«Игра теней» | «Покажи руками» | Задачи: 1.Дать понятие о том, что луч света без препятствий может достичь стены 2.Можно показывать руками различные фигурки на стене с помощью тени | Диапроектор. | |
«Что такое диафильм?» | «Исследуем диафильм» | Задачи: 1. | Диапроектор, диафильмы. | |
«Театр теней» | «Готовим и показываем спектакль» | Задачи: 1.Расширить представление детей о различных видах театра» 2.Показать возможность теневого театра | Ширма-экран для теневого театра, настольная лампа, фигурки из картона, дерева на палочке. |
Заключительный этап
Продукты проекта.
Коллекция световых приборов.
Изготовление теневого театра к сказкам.
Картотека опытов и экспериментов со светом.
Итог проекта.
Итоговое открытое мероприятия лаборатория «Шутки света» (конспект прилагается).