Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная образовательная школа № 20 с углублённым изучением отдельных предметов»
Познавательно-исследовательский проект «Пожарный истинный герой- так было, есть и будет»
для детей 6-7 лет.
воспитатель О.В. Белавина.
Губахинский муниципальный округ, г. Гремячинск.
Введение
Первобытный человек научился управлять огнём и его жизнь сильно изменилась. Он мог приготовить себе вкусную еду, отогнать диких зверей и согреть свою семью даже в самые сильные морозы. Но огонь очень опасен. Он может уничтожить всё вокруг. Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров. Каждый час в огне погибают люди, получают травмы и ожоги. Погибают дети. Обычный человек сам не может справиться со огнём. Но есть люди, которые помогают справиться с огнем. Это - пожарные -спасатели.
Тема: «Пожарный истинный герой- так было, есть и быть от роду»
Участники проекта: дети подготовительной группы «Сказка», родители, воспитатели.
Актуальность темы: Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Проблема:у детей подготовительной группы недостаточно представлений о деятельности пожарных.
Цель:доказать важность профессии«пожарного» через исследования специфики профессии.
Задачи:
- узнать кто такой пожарный
-изучить историю возникновения профессии пожарный
-узнать о работе современного пожарного
- привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ
Предмет исследования: профессия пожарный
Объект исследования: особенности профессии пожарного
Гипотеза: если в процессе реализации проекта будут использованы различные доказательства значимости, то дети самостоятельно докажут, что профессия пожарного актуальна во все времена.
Методы исследования:
-Анализ литературы по заданной теме
-Анкетирование
-Беседы
-Анализ полученных результатов
Ожидаемый результат
- дети расширят представления о профессии пожарный
- систематизируют представления об особенностях и сложностях работы пожарных.
- у детей сформированы такие нравственные качества личности ребёнка как самостоятельность, уважение к труду, патриотизм.
Продукт:поздравительный видеоролик «МЧС-мужество. Честь. Сила»
Реализация проекта.
КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРОФЕССИЯ ПОЖАРНОГО
Если верить историческим летописям, то первые спасательные команды существовали еще в древнем Египте. Также подобные отряды были и в Римской империи, а учредил их великий император Август. На Руси активно бороться с пожарами начали с конца XI века.
Так, согласно древнему сборнику законов «Русская правда», человек, обличенный в поджоге, подвергался суду. Мерой наказания в подобных случаях было лишение всякой собственности, в том числе и свободы. Чуть позже наказанием за поджог стала смертная казнь.
Первая пожарная бригада возникла лишь спустя пять веков, а если быть точнее, то в 1504 году. Это был отряд солдат, вооруженных топорами и алебардами. Подобное оружие хорошо помогало при разборе завалов и пожарищ.
Официально считается, что профессия пожарный возникла 30 апреля 1649 года. Именно в этот день царь Алексей Михайлович издал официальный указ, в котором он назначил людей, ответственных за пожарную безопасность. В этом указе были прописаны все обязанности первых спасателей, количество человек в отряде, а также их полномочия.
Этапы проекта | Вид деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации | Место проведения |
1.Введение в проблему | ||||
2. Подготовительный | Познавательная Что знаем? Что хотим узнать? Что нам может помочь | 1. Составление плана деятельности. 2. Сотрудничество с родителями. 3. Подбор материала для реализации проекта. 4. Подобрать домашние задания для самостоятельного выполнения. Беседа «Кто такой пожарный? Что мы знаем о профессии? Каким должен быть пожарный? Будет ли востребована профессия пожарного в будущем? Какие современные технологии помогают пожарным? Мы сможем узнать: из интернет ресурсов, спросим у родителей, спросим у с воспитателя, из газет и книг, посетим библиотеку. | ||
3. Реализация проекта | Игровая (социально-личностное развитие) | Выставка рисунков «Пожарная машина будущего» Конкурс поделок из бросового материала «Помощники пожарных в будущем» С/р игры: «Пожарные», «Семья». Дидактическая игра «Если возникает пожар», «Горит – не гори». | ||
Познавательно-исследовательская (познавательное развитие) | Решение проблемных ситуаций: «Что делать если ты увидел пожар», Просмотр презентации «Пожарная безопасность», познавательных фильмов «Пожарная машина будущего»презентация «Опыты –пожарная безопасность» Опыты «Не шути с огнём!» | |||
Речевое (речевое развитие) | Рассматривание иллюстраций, чтение загадок, размышления о смысле пословиц и поговорок. Обсуждение темы: «Какие могут быть пожарные машины в будущем»? Беседы: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», чтение и пересказ произведения Л.Толстого «Пожарные собаки» |
Двигательная (физическое развитие) | Подвижные игры. Игра –соревнование «Мы будущее пожарные»- участники ДЮП «Агенты 001» и «Огнеборцы» первоклассники | |||
Музыкально театрализованная, продуктивная | Мини-спектакль «Кошкин дом» Литературно- музыкальная композиция «МЧС- сила. Слава. Мужество.» | |||
(художественно – эстетическое развитие) | Рисование: «Пожарные машины будущего» Конструирование: «Машины специального назначения» | |||
4 этап Презентационный | Литературно- музыкальная композиция «МЧС- сила. Слава. Мужество.» Защита проекта. |
Вывод:Благодаря целенаправленной работе по данной проблеме удалось:
1. Значительно повысить интерес детей к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
2. Расширить представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
3. Увеличить объём знаний детей о профессии пожарный, значимости профессиональной деятельности взрослых для общества и детей в прошлом и полезной в будущем.
4. Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.
Использованные ресурсы:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2009. -144 с
2. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности
детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н.
3. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
4. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005