Познавательный час «Как учились дети в старину?»
Цель: создать радостную, доброжелательную атмосферу .
Задачи: - познакомить с историей возникновения и устройством школ Древней Руси;
-развивать внимание, память, речь;
- воспитывать бережное отношение к книгам и исторической памяти.
Оборудование:
I. Вводная часть
1.Психологический настрой.
Задача: создать положительный настрой на занятие.
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога-библиотекаря | Примечание |
Это Книжкина неделя Пролетит по всей стране, Как приветствие апреля, Как приветствие Весне. Книжек первые страницы Нас встречают с первых лет И несут нас, точно птицы, Облетая целый свет. Не словами, а на деле Мы докажем, что ведет Наша книжная неделя За собою книжный год! Здраствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я рада видеть всех вас в этом зале. | Звучит музыка Эмоциональный настрой |
2.Введение в тему
Задача: активизировать мыслительную деятельность детей и заинтересовать темой.
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога-библиотекаря | Примечание |
Ответы детей Ответы детей | Мы собрались здесь с вами, чтоб познакомится как учили детей в старину. Объясните смысл данной пословицы. ( Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить) Ребята, как вы думаете, было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу? Да, верно. Такое время было. Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать? Сегодня речь пойдет о том «Как учились дети в старину» | Слайд 1 Слайд 2 |
II.Основная часть
Задача: расширить знание о возникновении и устройстве школ Древней Руси.
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога-библиотекаря | Примечание |
Ответы детей Ученик 1 Ученик 2 Ответы детей | Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей совершить путешествие в далекое прошлое. В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью. Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… И ребятишек не видно на улице… Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: «Пророк Наум наставит на ум». Празднуется этот день 14 декабря. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить. Итак, в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума «Батюшка Наум благослови на ум»! Учение в школе продолжалось от 2 до 5 месяцев. Первые школы на Руси появились в 10 веке по указанию князя Владимира. Создавались школы при церквях и монастырях. Учителями были священники и монахи. Много времени прошло с тех пор. А так хочется посмотреть, как учились дети в старину. Но для нас с вами, ребята, нет ничего невозможного. Давайте перенесемся в школу в далёкое прошлое. (на экране картина А. Максимова «Книжное научение») -Ребята, как вы думаете похожа ли была школа того времени на современную? -Что особенного в этом классе? -Что делают ученики? Сколько их? -Можно ли сказать, как они относятся к учению? -Чем эта школа отличается от современной? стихотворения «И в старину учились дети» И в старину учились дети
В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления: все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвище, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол с лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра. Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. Писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах. На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы. В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью. Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали. Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. мыслете аз мыслете аз (мама) добро он мыслете (дом) ша коко он люди аз (школа) В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучивать на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше «сокрушал ребра» розгами. Считалось, что без розг освоение азбуки и грамоте было невозможно. Так и говорили:«Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет». Я перевела для вас на наш современный язык: «Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание». Розга – это тоненькие упругие и гибкие прутья, которые изготавливались из ивы, берёзы для того чтобы они долго не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения. Так же учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме того провинившегося могли оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время уроков было не счесть. Детей кормили на родительскую складчину. Родители приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а по четвергам – блины, лепёшки, яйца, куличи. Во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». Игра«Доскажи пословицу» Азбука — наука... (А ребятам мука.) Что написано пером... (Не вырубишь топором.) Грамоте учиться... (Всегда пригодится.) Не красна книга письмом... (А красна умом.) Побольше грамотных... (Поменьше дураков.) Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.) Без муки... (Нет и науки.) Ученье — красота... (А неученье — простота.) Книга мала... (А ума придала.) | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
III. Заключительная часть
Задача:подвести итоги изученного материала.
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога-библиотекаря | Примечание |
Ответы детей | Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех. Вы – ученики. И учеба сегодня –ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия. Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания. Теперь вы можете ответить: «Где было легче учится в Древней Руси или в современном мире?» Желаю всем успехов в учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. |