Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Праздники народов Дагестана

Праздники народов Дагестана

Праздники народов Дагестана

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Праздники народов Дагестана

Содержание

Введение.. Цели и задачи............................................................................... ..

Актуальность………………………………..

Глава I. Этапы выполнения работы и анализ результатов социологического опроса

    1. Этапы выполнения работы……………………………

    2. Анализ результатов……………………………………......

ГлаваII.

25 марта – Праздник первой борозды ……………………………..

Заключение.....................................................................................

Список литературы...........................................................................

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов - тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский

Целью нашей работы является

  • изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике .

  • развивать интерес к народным праздникам.

  • помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

  • осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

Мы поставилиперед собой следующие задачи:

  • изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

  • узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

  • осмыслить ценности, которые несут праздники

  • проанализировать мнение сверстников об этом празднике .

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Практическая значимость: рассматриваемая тема представляет интерес при проведении классных часов, уроков литературы, уроков КТНД, внеклассных мероприятий.

 Объект   исследования: праздник первой борозды.

 

Предмет изучения: символическое значение праздника ,

Гипотеза исследования: традиционные национальные праздники народа  – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом

Методы исследования:

  • Изучение литературы по данному вопросу

  • Анкетирование

  • Составление перечня праздников старины (изготовление книжки с описанием праздников и обрядов старины)

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре народа;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

  • данный проект обогатит знания учащихся о традициях и праздниках Дагестана, и поможет привить уважение к истории родного края.

Актуальность проекта.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД  мы изучали обрядовые праздники, во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие. О них мы очень мало что знали, поэтому нам захотелось подробнее узнать, какие праздники праздновали наши предки. Мы выполнили исследовательскую работу на тему «От прошлого к настоящему. Праздник первой борозды.».

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Особенно любимыми у взрослых и детей являются Новый год. Мы задумалась над вопросами: Какие праздники известны нашим сверстникам и людям старшего поколения? Какие из них являются любимыми? А знают ли они какие праздники праздновали наши прадедушки и прабабушки. Для исследовательской части нашей работы мы провелианкетирование учеников нашей школы, а так же провели анкетирование среди соседей и родственников. Мы с учительницей были очень неприятно огорчены полученными результатами. Считаем, что наша работа должна быть интересна и актуальна, так как большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну. Дагестан богат народными традициями, обычаями, народными праздниками. Готовя данный проект я хочу познакомиться с празднованием праздника первой борозды в нашей республики, вызвать желание и интерес у моих сверстников к народным праздникам, добиваться того, чтобы мы помнили культуру и знали прошлое нашей республики. .

Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. Изучая свои истоки, мы лучше узнаем исторический путь нашего народ. Данная исследовательская работа посвящена изучению праздников нашей республики. Национальные, традиционные праздники являются частью культуры. Народы Дагестана, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Я считаю, что жители Дагестана должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру народа.

    1. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

Проектная работа проводилось поэтапно:

1. Составление вопросов социологического опроса для выяснения уровня знаний о праздниках Республики Дагестан;

2. Проведение социологического опроса среди учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар разного возраста;

3. Обобщение результатов социологического опроса в виде таблицы и их анализ;

4. Формулировка выводов;

6. Изучение и отбор нужной информации о празднике первой борозды

1.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

  1. Много ли праздников в современном мире?

  1. Какие народные праздники Вы знаете?

  2. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

  3. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

  4. Может ли народ обойтись без праздников?

  5. Как праздники влияют на родной язык и культуру?

  6. Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

  7. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

  8. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

Результаты социологического опроса приведены в таблице.

Введение

В ходе работы над темой, в результате изучения материала о культуре народа, посещения городского музея, я пришла к выводу, что у жителей моей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Изучив материал о национальном празднике я узнала, что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. Меня заинтересовали некоторые традиционные праздники наших народов и пришла к следующим выводам:

  1. национальный праздник связан с совершением каких – либо обрядов;

  2. праздник имеет определенное символическое значение;

  3. праздник способствует сплочению народа;

  4. праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

  5. дагестанцы в прошлом – суеверные люди.

25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов:оцригьин (авр.- бычья свадьба), усабухири ( авр. –показ быков), хъубяхIруми ( дарг.- узрение лика пашни), хъулла мехъ( дарг.- свадьба пашни), сук севед йигь( рутул.- день разбрасывания зерна), къугъвер сувар ( лезг. – праздник пахоты). По народным представлениям, только после праздника первой борозды – «ХъубяхIруме» – можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить землю считалось большим грехом. Полагали, что весна в этот день окончательно одерживает победу над зимой. Корнями этот праздник уходит в далёкие древние языческие культы земледельческих народов, для них земля была как мать, которая должна родить много добрых детей (под этим подразумевалась еда).

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют «Оцбай» («запрячь быка»), у даргинцев – Праздник первой борозды. Заранее выделяется главное действующее лицо – пахарь, как правило, уважаемый джамаатом человек За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь («кузал»). В некоторых сёлах перед проведением первой борозды в поле среди собравшихся мужчин проводили соревнования в силе, быстроте и ловкости. Отобранные в итоге состязаний мужчины впрягались в плуг, а абсолютный богатырь, идя за ним, проводил первую в сезоне борозду, в которую забрасывали семена различных злаков. В обоих случаях он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. Считается, что урожай хлебов зависит от удачливого пахаря, проведшего первую линию по земле Для вспашки выбирали самых здоровых и сильных мужчин. Женщины, как правило, на все эти дела смотрели издалека, с какого-нибудь возвышения или холма. Вторая борозда закрывала все эти семена. 
В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме. Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта, в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы.. Пахаря одевают в овчинную шубу мехом внаружу, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром , рога обвязывали красной ленточкой ( красный цвет символизировал амулет протов злых духов, сглаза), а также вешали на рога ретуальный хлеб барта

С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. На пути к полям его поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. Пахота начинается с утра, впереди пахаря идет его жена, раздавая всем жареное зерно. В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её – увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу» свадьбу пашни». Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум , который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Заключение

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Данная работа вызвала большой интерес у моих одноклассников , научила строить логические связи между сходствами и различиями праздников разных народов нашей республики.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

В процессе исследования я пришла к выводам:

  1. традиционные праздники народа – часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

  2. у каждого праздника свое символическое значение;

  3. почти все праздники были связаны с живым миром природы;

  4. богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Мне понравилось исследовать эту тему. В ходе исследования я решила составить сценарий праздника цветов.

Гипотеза о том, что традиционные национальные праздники народа  – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом подтвердилась. В дальнейшем я хочу продолжить изучение других национальных праздников .

Литература

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. - № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

7

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Праздники народов Дагестана
0 ₽
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает: • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, • психологических и физиологических особенностей обучающихся.
0 ₽
Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались наши предки промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни семьи. Занимались ремеслом в одиночку или группой. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.
0 ₽