Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Проект. Кубачинские ремёсла

Проект. Кубачинские ремёсла

Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались наши предки промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни семьи. Занимались ремеслом в одиночку или группой. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся

общеобразовательных учреждений Республики Дагестан

Кубачинские ремёсла

Содержание

  1. Введение.

  1. Цель проекта и задачи проекта

  2. Гипотеза

  3. Актуальность проекта.

  1. Основная часть.

  1. История аула.

  2. Технология изготовления и приемы использованные при работе.

  3. Ремёсла кубачинцев

1) Холодное и огнестрельное оружие.

2) Ювелирное дело

  1. Медночеканная посуда

  1. Заключение

  2. Список литературы.

  3. Приложения

  1. Введение:

Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Расул Гамзатов

Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались наши предки промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни семьи. Занимались ремеслом в одиночку или группой. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами. Ремесло – это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы.

  1. Цель проекта:

Цель моего исследования – узнать историю аула Кубачи и показать значимость  промыслов, которыми занимались наши предки и продолжают эту работу современники

2. Задачи проекта:

  1. Собрать информацию об изделиях кубачинских мастеров, инструментах, которыми они работают в энциклопедиях и интернете.

  2. Узнать интересные факты из истории аула Кубачи.

  3. Выяснить, какие изделия изготавливают.

  4. Ознакомиться с технологией изготовления

3. Гипотеза:

Кубачи очень древний аул, и изделия кубачинских мастеров, возникшие в давние времена интересны и востребованы в современном обществе.

4.Актуальность.

Темой моей работы - ремесло умельцев из Кубачи. Меня заинтересовала эта тема, потому что у мамы есть красивые украшения и она сказала, что это кубачинские изделия. А когда мама сказала , что Кубачи –это наш дагестанский аул, я решила узнать историю аула, мне хотелось узнать, откуда появились промыслы, когда, для чего, благодаря кому и чему? Ведь это очень познавательно и увлекательно. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна ими славилась наша республика.

II. Основная часть. 1.История аула.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла - дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом. Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. Аль-Масуди упоминает о „царстве Зерихгеран", что означает по персидски «царство кольчужников». По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники - кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники». Позже турки дали аулу название Кубачи, что значит оружейники. Это название подхватили русские, и оно теперь закрепилось за прославленным селением.

Согласно легендам, именно кубачинские ремесленники создали для русского князя Мстиславамеч, а для Александра Невского -щит. В нескольких мировых музеях хранятся произведения ювелиров из горного аула. В лондонском музее Виктории и Альберта есть коллекция холодного оружия, принадлежавшая некогда английской королеве Виктории. К ней она попала в качестве подарка от Александра III, специально заказавшего для этого случая работу у кубачинских мастеров. 

Сохранилась легенда, что когда персидские мастера узнали о превосходстве кубачинских оружейников, они послали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку и написали: «Если вы настоящие зерихгерани (мастера-кольчужники - Авт.), то вытяните такую же проволоку и пришлите нам». Кубачинцы не остались в долгу перед персами - они просверлили насквозь присланную проволоку и вернули ее обратно со словами: «Мы из такой проволоки трубы делаем».

  1. Технология изготовления и основные приемы использованные при работе.

Кубачинская техника отличается способом создания орнамента: сначала идет гравировка с покрытием чернью, затем свободный фон заполняют новым рисунком, после дополнительной чеканки и позолоты мастер создает третий уровень мельчайшей гравировки. Поверхность изделия имеет необычную многослойную отделку. Благодаря многообразию орнаментов, каждый раз создается неповторимое по красоте художественное изделие. В каждой семье села Кубачи хранили свой узор — как в обычных семьях рецепты хлеба или аджики. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, ведь ислам — основная религия местных жителей запрещал изображение живых существ. Поэтому всю свою фантазию мастера вкладывали в причудливые стебли, листья и цветы, которые, казалось бы, и не могли вырасти на каменистой земле предгорья.

Каждое изделие украшено своим оригинальным рисунком. В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов («бутонов»), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, народов Кавказа. Но в основе — элементы местного творчества.

Каждый узор носит свое название. «Мархарай» («заросль») — он не имеет симметрии и составлен из свободно разбросанных веточек, листьев, цветов, это вьющиеся побеги травы, а «тутта» — это стебель с зеркально расположенными листьями. Раньше кубачинцы ценили искусство мастера тутта выше других, потому что оно труднее, чем вольный мархарай. В рисунке тутта может быть от двух до десяти симметрично расположенных элементов.Существует еще «миндурма»— сетчатый орнамент, он повторяется как бы по трафарету, подобно рисунку на обоях. А орнамент «тамга» предусматривает дополнительно к чеканке чернение. Цвета в перегородчатой эмали тоже регламентированы — в основном это голубые, фиолетовые, желтые, белые соцветия и зеленая листва.

В качестве рабочего материала серебро было выбрано не просто так. Оно прекрасно поддается обработке, известно своими лечебными свойствами. Современные мастера используют множество техник при изготовлении ювелирных изделий –чеканка, гравировка, чернь по серебру, филигрань, монтировка, инкрустирование драгоценных металлов и камней, нанесение эмали. По высокохудожественному исполнению орнамента можно отличить каждого мастера «серебряных дел». Как правило, умение работать с серебром передается от отца к сыну.

  1. Ремёсла кубачинцев.

3.1)Холодное и огнестрельное оружие.

Оружие из Кубачей всегда высоко ценили знатоки Востока, России, западной Европы. Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев, по легенде, считают двурогий шлем Александра Македонского, а также щит Александра Невского, саблю Надир-шаха .

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти. В 1905-1914 годах почти все кубачинцы включились в производство военного снаряжения для драгунских кавалерийских частей царской армии. Поэтому этот период даже называется драгунталла вохт (драгунское время). Штыки, кинжалы, пояса были предназначены для этих полков, размещенных на Кавказе и носивших кавказскую форму.Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные — серебряные накладки украшали обтягивающую ножны тисненую овечью кожу.

Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных черт. Клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками) для облегчения веса, количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки — до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения. В старое время клинок, прежде чем выйти из рук мастера, должен был пройти тринадцать стадий обработки.

  1. 2)Ювелирные изделия кубачинцев

Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет. Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества. Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Мировую известность приобрели кубачинские ювелирные изделия из золота. Причем мастера селения старались украсить золотом или серебром даже те вещи, которые они изготавливали из железа. Был распространен обычай отделки ружей и пистолетов золотой насечкой. Что уж говорить об украшениях, каждое из которых становилось эксклюзивным. Ювелирные изделия, которые создаются руками местных умельцев, отличаются изумительным качеством. Несмотря на то, что серебро и золото – металлы мягкие, они могут прослужить много десятилетий. У каждой кубачинки в сундуке хранятся настоящие сокровища - предметы приданого, которые одеваются во время разных торжеств и по особым случаям. Кулухме - массивные браслеты из темного серебра или золоченые, с бирюзой и гишерами, зернью, витые; туппигле - кольца с чернью, с сердоликом или гранатом; бимхне - серебряные цепочки из тончайших серебряных проволочек; уциа - серьги и таихъанте - подвески. Со свадебными браслетами связан очень интересный обычай: девушка надевала их лишь один раз в жизни во время свадебного обряда и по прошествии 3-х или 40 дней со дня свадьбы, либо перед рождением первого ребенка, после чего снимала  их уже навсегда. Эти браслеты были реликвией и переходили от матери к дочери. 

  1. 3)Медночеканная посуда

Кроме златокузнечества в Кубачах практиковались еще два металлообрабатывающих производства: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Это удовлетворяло внутренний спрос, а также спрос ближних и дальних соседей. Посредством медной ковки и литья изделиям придавали формы, единственные в своем роде на Кавказе. Большой оригинальностью отличаются ведрообразный сосуд “нукнус” и его своеобразное удвоение –“муча” (кованый водоносный кувшин), напоминающий подставку большого восточного светильника, аналоги которого распространены в странах Ближнего Востока.Оригинальность формы отличаются кубачинские медные кованые кумганы.Меднолитейное дело, нигде на Кавказе не сохранившееся, кроме Кубачей,  также имеет свои особенности. Котлы, изготовленные здесь, изящны по форме и деталям, удобны для открытых очагов и очагов типа камина, распространенных у всех народов Дагестана. Изделия этих производств находили широкий сбыт далеко за пределами края.

III.Заключение.

В результате выполнения данного проекта, я узнала много нового о ремесле кубачинцев , о мастерах и мастерицах, а так же о самом ауле Кубачи.

Цели и задачи, которые ставила перед выполнением проекта, считаю выполненными. Все что окружает нас, за исключением самой природы создано на протяжение тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатам которого являются вдохновение, работа, мастерство!

IV.Литература

  1. «Кубачинские очерки» Р. Алиханов

  2. «Легенды аула Кубачи» Дмитрий Чагин

  3. «Искусство Кубачи» А.А. Иванов, Р.А. Алиханов.

  4. "Ювелирное искусство. Кубачи",  Брюзгина О.И.

  5.  http://www.odnoselchane.ru

  6. Википедия.

Приложение 1.

Приложение 2.

Узор «тамга»

Узор «миндурма»

Приложение 3.

Холодное и огнестрельное оружие.

Приложение 4.

Ювелирные изделия

Приложение 5.

Медночеканная посуда

Приложение 6.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Праздники народов Дагестана
0 ₽
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает: • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, • психологических и физиологических особенностей обучающихся.
0 ₽
Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались наши предки промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни семьи. Занимались ремеслом в одиночку или группой. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.
0 ₽