Цифровая загрузка
 Другие проекты автора
Другие проекты автора
                                                        Актуальность опыта.
     Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам образования. Уже в национальном проекте «Развитие образования» и федеральном проекте «Учитель будущего» мы видим изменение требований к учителю и его навыкам.
    Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Но, как показывает практика, большинство обучающихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема), анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. С этими проблемами столкнулась и я в своей работе, конкретно в своем классе. 
В связи с этим, свою деятельность я направила в русло изучения приемов познавательных УУД, развитие которых у учащихся способствует устранение вышеперечисленных проблем.
Исходя из вышесказанного, была выбрана тема обобщения опыта
« Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников».
Цель: реализация педагогических приемов, которые способствуют формированию познавательные универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
Изучить познавательные универсальные учебные действия;
Использовать необходимые приемы, способствующие формированию познавательных УУД;
Создавать условия для формирования познавательных УУД на уроках;
Направления работы:
Работала в двух направлениях: в профессиональном изучала образовательные стандарты,программы, учебники.В методическом плане применяла на уроках новые, формы, методы, приемы, способствующие формированию познавательныхУУД.
Новизнаработы заключается во внедренииприемов работы с обучающимися по формированию познавательных УУД.
Теоретические аспекты опыта
Еще Аристотель изучал метапредметный подход. В настоящее времяАлександр Григорьевич Асмолов, Галина Васильевна Бурменская, Людмила Георгиевна Петерсон изучали подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся. В своем опыте я остановилась на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Познавательные универсальные учебные действия– это система способов познания окружающего мира, исследования, систематизации, обобщения и использования полученной информации.Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,логические, а также постановку ирешение проблемы.
| Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьниковна уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому каждому возрастному этапу присущ свой педагогический прием. Рассмотрим педагогические приемы, которые я использовала в 1 и 2 классе. Здесь мы учим детей алгоритму решения творческих и учебных задач. 
 2. Прием «Загадалки».Закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». (слайд) 3. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. Детям показываю несколько произведений и задаю вопрос: Что их объединяет? Определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке и обоснуйте свой ответ: « Иван Царевич и серый волк», «Белая уточка», «По щучьему велению» Ответ: русская народная сказка. (3 класс) 4.Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Например, при изучении «Сказки о царе Салтане…», я предлагаю детям представить, что они оказались вместе с царем Гвидоном на необитаемом острове. Как бы могли после этого развиваться события дальше? Есть еще очень много приемов, которые я использую для развития познавательных УУУ. Такие как: Прием «Чтение с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация! Новая информация - Я думал (думала) иначе? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. (3 – 4 класс)Прием «Дневник двойных записей» Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. Приём «Создай паспорт» На основе мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется характеристика героя произведения. В нашей программе предусмотрены интерактивные приложения к учебникам. С помощью них мы можем разнообразить проведения урока, тем самым повысить интерес к чтению. На уроке литературного чтения происходит формирование познавательных УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий. Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий: • «Верно-неверно» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты» • «Цепочки» • Работа со схемами • Волшебные таблицы • Удивительные диаграммы (Дети учатся работать с диаграммами, извлекать из них нужную информацию) Все эти приемы развивают логическое мышление, внимание, учат исследовательской деятельности, учат анализировать, обобщать, сравнивать. Дети учатся работать с диаграммами, извлекать из них нужную информацию. Все это способствует формированию познавательных УУД. В своей работе использую книгу М.И. Моро «Для тех, кто любит математику». Для уроков я здесь беру интересные задания, так же формирующие познавательные УУД. На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные УУД. 1.Прием«Собери слово» (слайд) Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.Например, тема урока "Понятие о глаголе". – Соберите слово из первых звуков слов: "Гореть, листать, аккуратный, говор, овёс, ловкий» “Р2. «Угадай- ка” По определению назови слово: (слайд) § хрустящий, зелёный, пупырчатый; § маленькая, пугливая, компьютерная; § интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. 3. Использую всевозможные анаграмма,шарады, ребусы 
 При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно! Использую всевозможные анаграмма,шарады, ребусы. 
 При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, описывать. «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке. Например, на уроке окружающего мира, я вешаю на доску шляпу, дети готовы уже к тому, что , в той информации, которую, я сообщу, будет ошибка. «В Золотое кольцо России входят следующие города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Иваново, Суздаль, Владимир, Тула, Воронеж. Сергиев Посад был основан Юрием Долгоруким.» Название города Углич произошло от слова «угол».Город Ярославль был основан великим князем Ярославом Мудрым. Город Иваново-всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей,17 часовен». «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания. Я часто использую этот прием на окружающем мире при изучении темы «Наши ближайшие соседи», о странах, соседствующих с Россией. Столица Великобритании Королевская семья живет (Букингемский дворец) Здание парламента находится (набережная Темзы) Великобритания делится на (Англию, Шотландию, Уэльс,Северную Ирландию) Пролив Ла-Манш, сказочник Шарль Перро «Реставрация». Учащиеся получают разрезанный рисунок. Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания. «Отгадай, кто я». Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов. Прием «Толстые и тонкие вопросы»Тонкие вопросы требуют конкретного ответа, толстые- развернутого и обоснованного.(слайд) 
 | 
Вывод: Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
Исследование уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированностипознавательныхУУД. В нашей школе мы используем метод наблюдения для диагностирования познавательных УУД, данные заношу в таблицу. Перед вами график развития познавательных УУД в моем классе. Если сравнить первые годы обучения споследующими, то можно увидеть прогресс. На начальном этапе не было детей с высоким уровнем развития познавательных УУД. В 3-4 классах количество детей с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД увеличилось. Дети показали хорошие результаты на городских олимпиадах по математике и русскому языку в 2017-18 уч.году. Такие результаты я связываю с деятельностью, которая направлена конкретно на развитие познавательных УУД, о которой я сегодня рассказала.
Свое выступление я хотела бы закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».