Актуальность опыта.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам образования. Уже в национальном проекте «Развитие образования» и федеральном проекте «Учитель будущего» мы видим изменение требований к учителю и его навыкам.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Но, как показывает практика, большинство обучающихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема), анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. С этими проблемами столкнулась и я в своей работе, конкретно в своем классе.
В связи с этим, свою деятельность я направила в русло изучения приемов познавательных УУД, развитие которых у учащихся способствует устранение вышеперечисленных проблем.
Исходя из вышесказанного, была выбрана тема обобщения опыта
« Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников».
Цель: реализация педагогических приемов, которые способствуют формированию познавательные универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
Изучить познавательные универсальные учебные действия;
Использовать необходимые приемы, способствующие формированию познавательных УУД;
Создавать условия для формирования познавательных УУД на уроках;
Направления работы:
Работала в двух направлениях: в профессиональном изучала образовательные стандарты,программы, учебники.В методическом плане применяла на уроках новые, формы, методы, приемы, способствующие формированию познавательныхУУД.
Новизнаработы заключается во внедренииприемов работы с обучающимися по формированию познавательных УУД.
Теоретические аспекты опыта
Еще Аристотель изучал метапредметный подход. В настоящее времяАлександр Григорьевич Асмолов, Галина Васильевна Бурменская, Людмила Георгиевна Петерсон изучали подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся. В своем опыте я остановилась на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Познавательные универсальные учебные действия– это система способов познания окружающего мира, исследования, систематизации, обобщения и использования полученной информации.Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,логические, а также постановку ирешение проблемы.
Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьниковна уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому каждому возрастному этапу присущ свой педагогический прием. Рассмотрим педагогические приемы, которые я использовала в 1 и 2 классе. Здесь мы учим детей алгоритму решения творческих и учебных задач.
2. Прием «Загадалки».Закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». (слайд) 3. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. Детям показываю несколько произведений и задаю вопрос: Что их объединяет? Определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке и обоснуйте свой ответ: « Иван Царевич и серый волк», «Белая уточка», «По щучьему велению» Ответ: русская народная сказка. (3 класс) 4.Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Например, при изучении «Сказки о царе Салтане…», я предлагаю детям представить, что они оказались вместе с царем Гвидоном на необитаемом острове. Как бы могли после этого развиваться события дальше? Есть еще очень много приемов, которые я использую для развития познавательных УУУ. Такие как: Прием «Чтение с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация! Новая информация - Я думал (думала) иначе? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. (3 – 4 класс)Прием «Дневник двойных записей» Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. Приём «Создай паспорт» На основе мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется характеристика героя произведения. В нашей программе предусмотрены интерактивные приложения к учебникам. С помощью них мы можем разнообразить проведения урока, тем самым повысить интерес к чтению. На уроке литературного чтения происходит формирование познавательных УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий. Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий: • «Верно-неверно» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты» • «Цепочки» • Работа со схемами • Волшебные таблицы • Удивительные диаграммы (Дети учатся работать с диаграммами, извлекать из них нужную информацию) Все эти приемы развивают логическое мышление, внимание, учат исследовательской деятельности, учат анализировать, обобщать, сравнивать. Дети учатся работать с диаграммами, извлекать из них нужную информацию. Все это способствует формированию познавательных УУД. В своей работе использую книгу М.И. Моро «Для тех, кто любит математику». Для уроков я здесь беру интересные задания, так же формирующие познавательные УУД. На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные УУД. 1.Прием«Собери слово» (слайд) Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.Например, тема урока "Понятие о глаголе". – Соберите слово из первых звуков слов: "Гореть, листать, аккуратный, говор, овёс, ловкий» “Р2. «Угадай- ка” По определению назови слово: (слайд) § хрустящий, зелёный, пупырчатый; § маленькая, пугливая, компьютерная; § интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. 3. Использую всевозможные анаграмма,шарады, ребусы
При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно! Использую всевозможные анаграмма,шарады, ребусы.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, описывать. «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке. Например, на уроке окружающего мира, я вешаю на доску шляпу, дети готовы уже к тому, что , в той информации, которую, я сообщу, будет ошибка. «В Золотое кольцо России входят следующие города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Иваново, Суздаль, Владимир, Тула, Воронеж. Сергиев Посад был основан Юрием Долгоруким.» Название города Углич произошло от слова «угол».Город Ярославль был основан великим князем Ярославом Мудрым. Город Иваново-всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей,17 часовен». «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания. Я часто использую этот прием на окружающем мире при изучении темы «Наши ближайшие соседи», о странах, соседствующих с Россией. Столица Великобритании Королевская семья живет (Букингемский дворец) Здание парламента находится (набережная Темзы) Великобритания делится на (Англию, Шотландию, Уэльс,Северную Ирландию) Пролив Ла-Манш, сказочник Шарль Перро «Реставрация». Учащиеся получают разрезанный рисунок. Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания. «Отгадай, кто я». Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов. Прием «Толстые и тонкие вопросы»Тонкие вопросы требуют конкретного ответа, толстые- развернутого и обоснованного.(слайд)
|
Вывод: Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
Исследование уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированностипознавательныхУУД. В нашей школе мы используем метод наблюдения для диагностирования познавательных УУД, данные заношу в таблицу. Перед вами график развития познавательных УУД в моем классе. Если сравнить первые годы обучения споследующими, то можно увидеть прогресс. На начальном этапе не было детей с высоким уровнем развития познавательных УУД. В 3-4 классах количество детей с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД увеличилось. Дети показали хорошие результаты на городских олимпиадах по математике и русскому языку в 2017-18 уч.году. Такие результаты я связываю с деятельностью, которая направлена конкретно на развитие познавательных УУД, о которой я сегодня рассказала.
Свое выступление я хотела бы закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».