Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена

Храм

Конспект урока "Храм "формирует представления обучающихся об устройстве храма, его внешнем и внутреннем убранстве. Дети понимают назначение православного храма. Основные термины и понятия: Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: Храм

Цель урока: формирование представлений обучающихся об устройстве храма, его внешнем и внутреннем убранстве.

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

Личностные: ориентировать на моральные нормы и их выполнение, воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа

Метапредметные: уметь выделять и формулировать познавательные цели урока.

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Формы и виды деятельности:беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал.

Основные термины и понятия:Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

Ход урока

1.Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего настроения и начнем урок.Ребята, чтобы изучать новый материал, нам нужно вспомнить важные для христиан слова.

Отгадайте загадки:

1.Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать,
Не держать в сердце обиды,
А от всей души … (прощать)

2.Кто добровольно шел на крест
И Сам Свой крест понес?
Кто был распят, затем воскрес?
Конечно же,.(Христос).

Учитель: Послушайте стихотворение:

На доске стихотворение:

Его я видел много раз

Но, близко так – впервые

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты

На голубя на крыше.

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льет и льет,

Сиянье золотое

И, кажется, что он поет,

Застывшей красотою.

Учитель:Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)

Учитель: Ребята, тема нашего урока «Храм»

3.Объяснение нового материала (демонстрация презентации).

Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, дают ответ)

Учитель:  Найдем значение слова «храм» в  толковом словаре С. И. Ожегова.(Ученики  работают со словарём  С.И. Ожегова)

Ученик зачитывает: храм –  здание для богослужения, церковь

Учитель:  Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.

Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:

Величественные                                   Устремленные ввысь
Обычные                                                Прекрасные
Мрачные                                                 Великолепные…
Праздничные                                          Радостные

Учитель: На Руси издавна строили храмы.  Но было время, когда храмы разрушались. Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные храмы, строятся новые.

Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
Дети: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить  каменные дома, храмы.
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
Учитель:  Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? (Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)
Учитель: В России всегда было много храмов. Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают)
Дети:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Дети: Формой, цветом, размером.

Учитель: Что же представляет собой храм снаружи и внутри.

Храм (церковь) – это особый дом, посвященный Богу, «дом Божий», где невидимо присутствует Сам Бог. Вездесущий Бог присутствует везде, но в храме особенным образом. Это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и соборной (совместной, общей) молитвы Ему. В храме пребывает особенная благодать, там мы собираемся как Божия семья.

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышаетсякупол, изображающий небо. Вверху купола ставитсякрест, во славу главы церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строитсяколокольня (башня, на которой висят колокола). Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву и возвещать о важнейших частях богослужения.

Здания храмов бывают особенной формы: иликреста, потому что верующие получили спасение через Крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором мы плывем по морю жизни, или в форме круга, потому что жизни с Богом нет конца.

Внутри православный храм разделяется на три части: 1 часть- притвор, 2-храм, где стоят молящиеся и 3- алтарь, где служат священники. Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через царские врата могут проходить только священнослужители.

В храме совершается богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем. Самое важное богослужение – литургия (обедня). Во время нее вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, установленное Самим Господом.

Первый храм

Храм, как дом Божий, не был придуман людьми. Библия рассказывает, как ветхозаветный пророк Моисей получил от Бога десять заповедей, которые мы все должны стараться исполнять. Это произошло на горе Синай, во время странствования израильтян по пустыне. Тогда же произошло еще одно важное событие. Впервые люди устроили храм, чтобы в нем собираться и молиться Богу.

А произошло это так. На горе Синай Бог сказал Моисею:

- Построй Мне храм, Я хочу быть среди вас!

И Моисей велел искусным мастерам построить СКИНИЮ, церковь в виде палатки, устроенную из дорогих тканей, прикрепленных к столбам. Израильтяне все время переходили с места на место, и им нужно было разбирать скинию и переносить ее на новое место.

В скинии был ДВОР, там стоял народ и находились жертвенник, на котором приносились жертвы, и медная умывальница. Второе отделение называлось СВЯТИЛИЩЕ, туда входили только священники. Там стоял алтарь кадильный – стол, на котором священники зажигали огонь, от которого шел душистый дым. А в третье отделение – СВЯТОЕ СВЯТЫХ мог войти только первосвященник (старший священник) один раз в год. В нем хранилсяковчег завета – обложенный золотом ящик, в котором лежали каменные скрижали с 10 – ю заповедями, чашка с манною (манна – пища, которую Бог посылал израильтянам, когда они шли по пустыне), и жезл Аарона (первого священника).

Так люди первый раз устроили храм, в котором они молились Богу. После того, как израильтяне вошли в землю Обетованную, царем Соломоном, по повелению Господа, был построен Храм. Наш современный храм устроен по подобию ветхозаветного.

Учитель: Работаем по учебнику на стр.48, читаем вслух текст учебника.

(Дети читают рассказ из учебника по цепочке. Обсуждается каждая прочитанная часть).

Учитель: Что делает в храме священник? Что делают в храме христиане? Какие новые слова встретились нам в тексте? Что они обозначают?

Дети: Служит. Молятся. Кадило, канун, икона.

Учитель: От какого слова произошло слово храм?

Дети: Храм от слова «хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.

4.Физкультминутка:

Мысленно представим высокую колокольню (встали на носочки, тянемся вверх); мы подходим к ней (шагаем); и видим – птицы кружат над колокольней (машем руками).

Учитель: Войдя в храм, впереди мы увидим с вами целую стену из икон – это иконостас. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева- всегда икона Девы Марии, Божией Матери. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»…Не надо думать, что в каждом городе своя .Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. Мария, мать Христа, за чистоту своей души называется еще и Пресвятой Девой. Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»

Чтобы подробнее узнать об иконостасе , предлагаю посмотреть видео православной передачи «Купелька»,которую ведет священник Олег Чабанов.(просмотр видео)

За иконостасом находится алтарь. Читаем стр. 51.

Учитель: Почему эту комнату священник назвал секретной?

Дети:Потому что туда запрещено входить простым людям.

5.Практическая работа – раскрась храм (во время практической работы звучит музыка).

Учитель:Ребята, перед вами лежат эскизы храма. Давайте украсим их, сделаем красивыми. Для этого нужно их раскрасить. (Все работы детей вывешиваются на доске)

Учитель: Ребята, а вы знаете какие храмы есть у нас в Стародубе?

  1. Собор Рождества Христова.Рассказывает подготовленный ученик: Собор Рождества Христова расположен в центре города, на бывшей Рыночной площади. По местному преданию самый старый храм города. Храм построен в 1677 году на месте деревянной церкви 1617 года, которая сгорела при крупном пожаре. Издавна собор славился на всю округу замечательными росписями, богатством отделки и колокольным звоном.

  1. Рассказывает подготовленный ученик:Храм БогоявленияГосподня. Храм был построен в 1770-1789 годах в живописном месте города. В 19 веке были возведены трапезная и колокольня. По свидетельству старожилов, храм был закрыт советскими властями в 1937 году, а уже в 1941 году Богослужения были возобновлены.

3.Рассказывает подготовленный ученик:Церковь Николая Чудотворца расположена на холме, недалеко от центра города. Построена в 1803 году на месте деревянного храма 17 века. В настоящее время храм находится в числе памятников архитектуры, как объект культурно-исторического наследия.

Учитель: Вам приходилось бывать  в храме? (Ответы детей)
Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
Учитель: А меняется ли поведение в храме?   Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек).

Учитель вместе с детьми обсуждает правила поведения в храме:
В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

Учитель:Ребята, а теперь послушайте стихотворение:

Прежде, чем войти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку, а потом

Осени себя крестом…

Игумен Виссарион (Остапенко)

-Что значат слова «осени себя крестом»?

-Почему поэт предупреждает: «Никого не осуждай»?

-Какие мысли ты считаешь злыми?

-К кому обращается автор стихотворения: к мальчику или к девочке?

-Что нужно сделать, прежде чем ты войдешь в храм?

-Что нужно сделать после того, как ты войдешь в храм?

6. Итог урока.

Учитель:Ребята, я предлагаю вам проверить ваши знания, отгадав кроссворд.

По вертикали: 1. Полукруглая стена в восточной части храма, за которой находится алтарь. 2. Часть храма, имеющая свой алтарь, неф, главку, притвор; по сути – это отдельный храм в храме. 3. Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв, богослужения.

По горизонтали: 1. Часть храма, где находится престол и жертвенник. 4. Так на Руси называли строителей, архитекторов. 5. Центральная, средняя часть храма, в переводе означающая «корабль»

Учитель:

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вас особенно заинтересовало на уроке?

- О чем бы вы хотели узнать поподробнее после нашего урока?

7. Домашнее задание: Ребята расскажите своим близким о том, что вы узнали сегодня на уроке. Посетите вместе с родителями один из храмов нашего города.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Классный час предназначен для учащихся 3- х классов. Занятие включает в себя практические задания.направленные на правильное выстраивание взаимоотношений друг с другом. Дети учатся общаться, понимать, слушать и слышать друг друга.
0 ₽
Конспект урока "Храм "формирует представления обучающихся об устройстве храма, его внешнем и внутреннем убранстве. Дети понимают назначение православного храма. Основные термины и понятия: Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.
0 ₽
« Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников». Цель: реализация педагогических приемов, которые способствуют формированию познавательные универсальных учебных действий младших школьников. Задачи: 1. Изучить познавательные универсальные учебные действия; 2. Использовать необходимые приемы, способствующие формированию познавательных УУД; 3. Создавать условия для формирования познавательных УУД на уроках;
0 ₽